ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
Ведическая религия
ведизм, - резигиозные верования и обрядность значительной части населения Индии в 1 тыс. до н.э., получившие письменное закрепление в 4 сборниках (самхитах) гимнов, молитв, жертвенных формул и заклинаний – Ведах: Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе. Боги ранней ведической религии являлись антропоморфным олицетворением сил и явлений природы: Агни – бог огня, Индра – бог атмосферы, дождя и грозы, Сурья – солнца, Варуна – неба, Сома – луны и опьяняющего напитка, Вритра – засухи и т.д. Позже боги стали наделяться социальными функциями. Основу культа составляли жертвоприношения (См. Жертвоприношения). Непосредственным дальнейшим развитием ведической религии стал брахманизм. См. Религия, Брахманизм.
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
религ. воззрения древ. индийцев, нашедшие отраж. в Ведах. Гл. богами в В. р. были бог неба Дьяус, или Варуна, богиня матери-земли — Прит-хиви; боги солнца — Сурья, Савитар, Митра, Вишну, Пушан; бог бури — Рудра; бог грозы — Индра; бог огня — Агни и др. Матерью богов почит. богиня Адити. Боги, по представл. индийцев, наход. в постоян. войне со злыми демона-ми — ассурами. В более позднее время Индра стал выступать как бог войны, Варуна — блюститель порядка, Агни — посредник между людьми и богами. Религ. обряд состоял в приношении жертвы, молитвах и культе предков (питаров). Обрядом жертвы, приносимой от лица племени или рода, руководили или их вожди, или спец. жрецы (брахманы); им помогали слагатели и певцы гимнов — «риши». Умерших или хоронили в земле, или же сжигали на костре. В Ведах нет упомин. о наличии храмов и об изображ. богов, а жертвенники сооруж., когда совершался обряд жертвопринош. Мн. черты В. р. вошли в брахманизм.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
религ. воззрения древних индийцев, нашедшие отражение в древних лит. памятниках - Ведах. В. р. выражалась в почитании и обожествлении сил природы и отражала уровень общества, находившегося в процессе разложения первобытнообщинных отношений. Гл. богами в В. р. были бог неба Дьяус, или Варуна, богиня матери-земли - Притхиви; боги солнца - Сурья, Савитар, Митра, Вишну, Пушан; бог бури - Рудра; бог грозы - Индра; бог огня - Агни и др. Матерью богов почиталась богиня Адити. Боги, по представлению индийцев, находились в постоянной войне со злыми демонами - асурами. С ростом имущественного и обществ. неравенства у древних индийцев боги стали олицетворять не только природу, но и обществ. силы. Индра стал выступать и как бог войны, Варуна - как блюститель порядка, Агни - как посредник между людьми и богами и жрец у др. богов и т. п. Появилась идея о том, что за содеянное на земле люди получат воздаяние в загробной жизни: ад - "грешники" (с точки зрения морали нарождавшегося клас. общества), наслаждение на небесах - "праведники". Религ. обряд состоял в приношении жертвы, молитвах и культе предков (питаров). Обрядом жертвы, приносимой от лица племени или рода, руководили или их вожди или спец. жрецы (брахманы); им помогали слагатели и певцы гимнов - "риши". Умерших или хоронили в земле или же сжигали на костре. В Ведах нет упоминаний о наличии храмов и об изображениях богов, а жертвенники сооружались, когда совершался обряд жертвоприношения. Мн. черты В. р. вошли в брахманизм. Лит.: Ильин Г. Ф., Религии др. Индии, М., 1959; Барт А., Религии Индии, пер. с франц., М., 1897; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; The history and culture of the Indian people, ed. by R. C. Majumdar, v. 1, The Vedic age, Bombay, 1952. А. М. Осипов. Москва.