древнейшие памятники индийской религиозной литературы, см. Ведизм.
Веды
ВЕДЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Веды
санскр. – ведение, знание) – четыре главные священные книги древних индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа. Были созданы в течение XII – XVII вв. до н.э., представляют собой теологические трактаты и сведения по социально-экономической и культурной истории древней Индии.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Веды
памятники древнеиндийской литературы (конец 2-го - начало 1-го тыс. до н.э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Составляют четыре сборника гимнов, песнопений (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), теологических трактатов (брахманы и упанишады). Веды - источник сведений по истории древнейшей Индии.
Источник: Исторический словарь
Веды
(санскр. – священное знание) – древнейшие памятники индийской религиозной литературы, складывающиеся на протяжении многих веков (конец 2 – начало 1 тыс. до н.э.). Веды состоят из 4 сборников: Ригведа – собрание гимнов мифологического и космологического содержания; Самаведа – сборник песнопений, повторяющий тексты Ригведы, и дополняющий их ритуально-обрядовыми инструкциями; Яджурведа – описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Атхарваведа – сборник магических заклинаний и формул. См. Брахманизм, Буддизм, Джайсизм, Индуизм, Упанишады.
Веды
Веды (Vedas, санскрит - "мудрость"), самые ранние памятники инд. религ. лит-ры на санскрите периода вторжения в Индию ариев (точная дата не установлена, ок. 1500-1200 гг. до н.э.). В. состоят из четырех сборников гимнов и заклинаний: Ригведы, Яджурве-ды, Самаведы и Атхарваведы. Во время жертвенных сожжений, составлявших гл. элемент ведического ритуала, священнослужители пели гимны и заклинания, позже вошедшие в В. Наиб, известна Ригведа, самый древн. сборник. Атхарваведа, последняя по времени, занимает особое место в ведийской лит-ре; взятые вместе, четыре сборника представляют собой осн. источник сведений о древн. верованиях и обычаях ариев в Индии.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ВЕДЫ
(санскрит — «священное знание») — сбор-ники религиозно-эпических, мифологических и литературных текстов Древней Индии, являющиеся квинтэссенцией всей индийской культуры. Древнейшие части вед возникли еще в конце II тыс. до н.э. в отсутствие письменности и долгое время передавались изустно, из поколения в поколение. Хранителями вед были жрецы-брахманы, они были записаны на санскрите лишь на рубеже новой эры. Веды состоят из четырех частей: Ригведы («Книга гимнов»), Самаведы («Книга песен»), Яджурведы («Книга жертвенных формул») и Атхарваведы («Книга заклинаний»). К ведической литературе также относят появившиеся позже комментарии к ведам - брахманы, араньяки, упанишады, а также произведения по астрологии, стихосложению — веданта.
Само слово «веда» означает «знание». И не случайно древнейшая Ригведа, содержащая 1028 гимнов, вопло-щает в себе все знание индийцев о мире — повествует о сотворении мира, жизни Вселенной, богах, ее насе-ляющих. Также веды содержат информацию о соци-ально-политической и культурной жизни Индии рубе-жа II–I тыс. до н.э. — середины I тыс. до н.э. Поэтому этот период получил название «ведийской Индии». Из вед мы узнаем о богах Индии и правилам поклонения им, делении общества на варны — социальные слои, границы между которыми были незыблемыми, законах и правилах, регулирующих жизнь страны в то время (законы Ману). Веды — не только религиозные, но и литературные памятники древнеиндийской культуры. Наряду с молитвами в них можно найти описание борьбы добрых и злых духов, многие ведические гимны настолько поэтично и образно описывают природу и человеческие отношения, что по праву могут рассматриваться как поэтические тексты. Даже гимны богам являются, скорее, эпическими произведениями, в которых можно найти все, от героики и лирики до прямой сатиры.
Само слово «веда» означает «знание». И не случайно древнейшая Ригведа, содержащая 1028 гимнов, вопло-щает в себе все знание индийцев о мире — повествует о сотворении мира, жизни Вселенной, богах, ее насе-ляющих. Также веды содержат информацию о соци-ально-политической и культурной жизни Индии рубе-жа II–I тыс. до н.э. — середины I тыс. до н.э. Поэтому этот период получил название «ведийской Индии». Из вед мы узнаем о богах Индии и правилам поклонения им, делении общества на варны — социальные слои, границы между которыми были незыблемыми, законах и правилах, регулирующих жизнь страны в то время (законы Ману). Веды — не только религиозные, но и литературные памятники древнеиндийской культуры. Наряду с молитвами в них можно найти описание борьбы добрых и злых духов, многие ведические гимны настолько поэтично и образно описывают природу и человеческие отношения, что по праву могут рассматриваться как поэтические тексты. Даже гимны богам являются, скорее, эпическими произведениями, в которых можно найти все, от героики и лирики до прямой сатиры.
ВЕДЫ
древнейший памятник инд. религ. лит-ры на т. н. ведич. санскрите. В. состоят из 4 сборников (самхит): Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. По мнению большинства совр. индологов, В. складывались во 2 - нач. 1-го тыс. до н. э. Для указанного периода В. - единств. лит., ист. источник. Важнейшими из В. являются Ригведа и Атхарваведа. Судя по геогр. названиям, Ригведа создавалась на терр. между pp. Кабулом и Гангом, Атхарваведа - в долине среднего течения Ганга. В. рисуют Сев. Индию, населенную племенами, различными по уровню социально-экономич. развития, физич. облику, языкам и диалектам, религ. представлениям и обрядам. Наиболее полно В. отразили жизнь племен, к-рых творцы ведич. гимнов называли арьями. Эти т. н. арийские племена занимались плужным земледелием, применяя, где нужно, искусств. орошение, разводили домашний скот (лошадей, коров, буйволов, коз, овец и т. д.), знали разные ремесла, умели обрабатывать медь, а в кон. 2 - нач. 1-го тыс. до н. э. стали употреблять и железо. В. показывают жизнь арийских племен, когда у них на базе достигнутого уровня производит. сил возникли частная собственность на движимое имущество, в т. ч. и на рабов, обмен, имуществ. неравенство и началось постепенное разложение первобытнообщинного строя. В В. нашла отражение сопровождавшая процесс разложения первобытнородового строя борьба между богатыми и бедными, между выделившейся родовой аристократией и рядовыми членами племен. В этой борьбе родовая аристократия постепенно ограничивала первобытнообщинную демократию и заставляла служить родовые органы управления (самиты и сабха) своим интересам. В В. рассказывается о племенных войнах, в результате к-рых еще более увеличивалось значение воен. вождей. В гимнах появляется мотив об исключит. роли вождя, к-рый, обладая карательной властью, сам не подлежит наказанию и получает дань с соплеменников и с покоренных племен. Правда, в гимнах не раз упоминается, что вождь ограничен волей племенного веча и совета из благородных людей. В одном из самых поздних гимнов Ригведы (X, 90) говорится, что люди не одинаковы по рождению, что брахманы (жрецы), кшатрии (воен. аристократия), вайшии (прочие свободные члены арийских племен) и шудры (по-видимому, племена, попавшие в зависимость от ариев) произошли из различных частей тела мифич. "первого человека", от его уст, рук, чресел и ступней. Наряду с арийскими племенами в В. упоминаются племена дасью, или даса. Из В. известно о быте большой патриарх. семьи, одежде и украшениях, увеселениях и особенно о религ. представлениях др.-инд. племен. В В. можно обнаружить зародыши той религ. философии, к-рая нашла дальнейшее развитие в Араньяках и Упанишадах. В. передавались изустно в брахманских семьях. Европейцы впервые начали изучать и издавать В. с нач. 19 в. Библиография по В. опубликована в кн.: "Vedic bibliography... since 1930", by R. N. Dandekar, Bombay, 1946. Из марксистской литературы о В. см.: Данге С. A., Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельч. строя, пер. с англ., М., 1950; Ильин Г. P., Др. Индия в XV-VI вв. до н. э., в кн.: Всемирная история, т. 1, М., 1955, гл. 25; Осипов А., Краткий очерк истории Индии до X в., М., 1948. A. M. Осипов. Москва.