ВЕГА КАРПЬО

Найдено 1 определение
ВЕГА КАРПЬО
vega carpio) Лопе Феликс де (1562, Мадрид – 1635, там же), испанский писатель, драматург. Родился в семье золотошвейника, происходившего из астурийских крестьян-горцев, гордых своим свободолюбием и отвагой; учился в университете Алькала (не закончил). Уже в 22 года имел успех как драматург. В 1587 г. (до 1610) изгнан из Мадрида за эпиграммы, задевавшие влиятельных лиц. В 1588 г. добровольцем участвовал в походе испанского флота – Непобедимой армады, затем жил в Валенсии, служил секретарем у герцога. В 1614 г. принял сан священника. Несмотря на многочисленные невзгоды (смерть первой и второй жен; слепота, безумие и уход из жизни возлюбленной; преждевременная гибель и исковерканные судьбы детей), характер и самого писателя, и его творчества отличался ренессансным жизнелюбием, уважением к личности независимо от сословия, стремлением внести в мир гармонию и справедливость (гарантом которой у Вега Карпьо нередко выступал король). «Чудо природы», как его называл М. де Сервантес, Вега Карпьо оставил огромное литературное наследство: лирические стихи (главным образом сонеты), ок. 20 поэм разного характера и содержания (в т. ч. написанная в полемическом состязании с Т. Тассо поэма «Завоеванный Иерусалим», опубл. в 1609, воспевающая подвиги испанцев в борьбе за освобождение Гроба Господня; ироикомическая поэма «Война котов», 1634, высмеивающая современные нравы и литературные штампы; «Золотой век», 1635, полная сожалений о дорогой сердцу Лопе и безвозвратно утраченной патриархальной простоте), романы (в т. ч. автобиографический роман-драма в диалогах «Доротея», 1632, где презираемые Лопе деньги, которые «могут все», разлучают влюбленных) и более 2000 пьес, из которых до нас дошло около 500. Лучшие из них, отличающиеся остротой проблематики, мастерством в построении интриги, остроумными и стремительными диалогами и запоминающимися персонажами, – вершина «золотого века» национальной испанской драматургии. Постоянны в репертуаре театров многих стран народно-героические драмы Вега Карпьо «Саламейский алькальд» (до 1610) и «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»), 1612–13, – сюжет последней основан на реальных событиях – убийстве крестьянами их притеснителя, знатного командора (после строгого разбирательства крестьяне были оправданы королем); социальные драмы «Кровь невинных», «Звезда Севильи» (обе – 1623), комедии «плаща и шпаги», связанные с любовной коллизией, переодеваниями и мистификациями («Учитель танцев», 1593; «Собака на сене», 1618; «Валенсианская вдова», 1620.; «Девушка с кувшином», опубл. в 1646). Писал также религиозные и исторические пьесы (в т. ч. «Великий герцог Московский», 1617, о российском самозванце Лжедмитрии I). В шутливом стихотворном трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (1609) выступал как против нормативности классицизма, так и против вычурности стиля одного из своих литературных оппонентов, Л. де Гонгоры-и-Арготе, и его школы, отстаивая принцип «естественности». Создатель, наряду с У. Шекспиром, новой сцены в духе гуманистических идей и эстетических принципов Возрождения, Лопе оказал мощное влияние на испанскую (Тирсо де Молина и др.) и мировую (П. Корнель, Ж. Б. Мольер и др.) драматургию.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006