Вехи
"Вехи"
сборник статей о русской интеллигенции (1909). Выпущен группой философов и публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский), выступавших с критикой идеологии и практики революционных и социалистически настроенных представителей интеллигенции. Сборник вызвал большую полемику среди интеллигенции, отразившуюся в ответных сборниках кадетов, эсеров, социал-демократов.
Источник: Краткий словарь по истории.
"Вехи"
сборник статей о русской интеллигенции (1909). Выпущен группой философов и публицистов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский), выступавших с критикой идеологии и практики революционных и социалистически настроенных представителей интеллигенции. Сборник вызвал большую полемику среди интеллигенции, отразившуюся в ответных сборниках, изданных кадетами, эсерами, социал-демократами.
Вехи
сборник статей русской интеллигенции" - был издан в марте 1909 г. в Москве по инициативе М.О. Гершензона. Получив широкий общественный резонанс, к апрелю 1910 г. выдержал четыре переиздания общим тиражом 16 тыс. экземпляров. Авторами сборника являлись Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве и С.Л. Франк. Авторы "вех" выступили с критикой радикальных взглядов интеллигенции, мешавших, по их мнению, установлению конституционного порядка в стране.
«ВЕХИ»
«Сборник статей о русской интеллигенции». Издан в марте 1909 г. в Москве по инициативе М. О. Гершензона. Тираж 3 тыс. экземпляров разошелся быстро, так как сборник получил широкий общественный резонанс (к апрелю 1910 вышло 4 переиздания: общий тираж — 16 тыс. экз.). Авторы, стоявшие в основном на позициях либерализма. Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, П. Б. Струве, С. Л. Франк и др. — стремились показать разрушительную силу социалистической идеологии и практики; доказывали, что только религия может быть опорой обицества и государства. Сборник отразил общее для его участников чувство идейного кризиса интеллигенции, напуганной Революцией 1905—1907 гг. Авторы обвиняли радикальную интеллигенцию в разжигании страстей, нигилизме, безверии и экстремизме, мешавших установлению в стране конституционного порядка. Демократическая и часть либеральной общественности выступили с опровержением «веховской идеологии» в сборниках «В защиту интеллигенции» (1909), «"Вехи" как знамение времени» (1910), «Интеллигенция в России» (1910), «Две интеллигенции» (1912). «Веховская» традиция в русской общественной мысли послужила стержнем так называемого религиозного возрождения в русской философии и «либеральном консерватизме». Слово «Вехи» получило нарицательное значение для определения антидемократического направления в социально-политической теории и практике.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
"ВЕХИ"
сб. статей либеральных и кадетских публицистов: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. О. Гершензона, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве, С. Л. Франка. Вышел в 1909 в Петербурге. В статьях философского, публицистич. и юридич. характера идеологи рус. либерализма вели борьбу против демократич. движения масс, пропагандировали идеи религии и идеализма. Выступая с программой борьбы против материализма и атеизма В. г. Белинского, Н. г. Чернышевского, г. В. Плеханова, "В." пытались продолжить религиозно-философскую традицию, идущую от В. С. Соловьева и Ф. М. Достоевского. Они призывали рус. интеллигенцию благословлять царскую власть, к-рая "...одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной" ("Вехи", М., 1909, с. 89). Разоблачая характер этой полемики, В. И. Ленин писал, что "В." "...выразили несомненную суть современного кадетизма" (Соч., т. 16, с. 106). Выход "В." вызвал восторг в лагере реакции и возмущение демократич. интеллигенции России. В. И. Ленин называл "В." "энциклопедией либерального ренегатства" (там же, с. 107) и отмечал, что содержание сб. охватывает три осн. темы: борьба с идейными основами всего мировоззрения русской (и междунар.) демократии; отречение от освободительного движения; открытое провозглашение своих "ливрейных" чувств по отношению к октябристской буржуазии и царизму. В. И. Ленин неоднократно употреблял термин "веховство" для характеристики реакционности всего рус. бурж.-помещичьего либерализма от М. H. Каткова до П. Н. Милюкова и П. Б. Струве. Идеологи "веховства" проделали быструю эволюцию от заигрываний с марксизмом к открытой контрреволюционности. Уже в 1902 в программном сб. "Проблемы идеализма" бывшие "легальные марксисты" Струве, Бердяев, Булгаков и Франк выступили вместе с откровенными мистиками и идеалистами против марксизма. Последующие издания сборников и статей, создание религиозно-философских обществ завершаются в период столыпинской реакции выходом в свет сб. "В.". Вскрывая социальную и клас. сущность "веховства", В. И. Ленин писал, что "... веховцы приносят серьезную пользу, служат деловую службу... именно землевладельцам и капиталистам" (Соч., т. 17, с. 43). 1-ю мировую войну веховцы встретили в лагере империалистич. буржуазии, Окт. революцию - в лагере контрреволюции. В этот период они дошли до осуждения либерализма, воспевали "творческую реакцию", искали "высший смысл" в империалистич. войнах (см. Бердяев Н. A.). С высылкой гл. деятелей "веховства" в эмиграцию (1922) гл. центрами их деятельности становятся Берлин, Прага, Париж. Здесь веховцы ведут борьбу против начавшегося перехода эмигрантской интеллигенции на позиции сотрудничества с Сов. властью (см. Сменовеховство), пытаются оградить от влияния идей социализма эмигрантскую молодежь. Веховцы устанавливают связи с междунар. аптикоммунистич. и контрреволюц. орг-циями, издают и пропагандируют на их средства рус. религ. и контрреволюц. лит-ру, выпускают сборники, журналы, газеты (газ.: "Возрождение", "Россия", "Россия и славянство"; журн.: "Русская мысль", под ред. Струве, "Путь", под ред. Бердяева, эсеро-веховские "Современные записки" с участием Бердяева, Булгакова, Шестова, профаш. журналы "Новый град", "Утверждения" и т. д.). Использование утонченных форм религии для борьбы с марксизмом, защита индивидуализма в этике, антиинтеллектуализма и субъективизма в философии, искусная, рассчитанная на бурж. интеллигенцию маскировка контрреволюц. программы "В." лозунгами "свобода личности", "свободное творчество", защита "духовных ценностей", "культурных традиций" позволяют совр. реакции использовать "веховство" для борьбы с коммунистич. идеологией (идеи "веховства" используют в своих работах такие реакц. бурж. авторы, как С. Томпкинс, г. Кон, Ф. Баргурн, Л. Шапиро, Р. Даниельс, Е. Пизур и др.). Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16; его же, Веховцы и национализм, там же, т. 19; его же, Еще одно уничтожение социализма, там же, т. 20; Интеллигенция в России. Сб. ст., СПБ, 1910; "Вехи" как знамение времени. Сб. ст., М., 1910; Важная задача советских историков, "ИСССР", 1959, No 3; Карякин Ю. Ф., С. Франк. Биография П. Б. Струве (рецензия), "ИСССР", 1958, No 3. И. Е. Златоцветов, Е. г. Плимак. Москва.