, Винченцо (Vela, Vincenzo) 1820, Милан — 1891, Турин. Итальянский скульптор. Один из крупных мастеров итальянского веризма. Учился у Б. Каччьятори в Милане. Увлечение античной скульптурой, знание традиций пластики Возрождения и барокко проявилось в скульптуре Спартак, разрывающий цепи (1847—1849, Лигорнетто, Музей Велы). В ней скульптор выразил свои патриотические взгляды в годы Рисорджименто. Одним из его наиболее ярких и значительных произведений явилась также композиция Жертва труда (1863, Рим, Нац. галерея современного искусства), предвосхитившая формирование веризма в пластике Италии. В ней впервые прозвучала тема труда, которая получит развитие в творчестве таких крупных мастеров XIX в., как Ж. Далу, К. Менье. Работу над образами простых людей Вела продолжил в рельефе Горняки Готтардо (1882, Рим, Нац. галерея современного искусства), также принесшем ему известность. Винченцо Вела являлся также создателем памятников знаменитым людям Италии: Данте, Джотто (Падуя, Прато делла Валле), Тассо (Бергамо), писателю Т. Гросси (Милан, галерея Брера). Преподавал в Академии художеств Турина. Его учениками были такие видные мастера, как А. Д’Орси, Э. Роза, Л. Ноно, Дж. Биджи, Н. Д’Антино, развившие традиции веризма в скульптуре.
Лит.: Леняшина Н. М. Итальянская скульптура ХХ века. Проблемы, тенденции, имена. М., 1990; Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960.
Е. Федотова
0.00 байт