ВЕЛИКОРУССКИЙ ОРКЕСТР

Найдено 1 определение
ВЕЛИКОРУССКИЙ ОРКЕСТР
оркестр, в состав которого входят инструменты русского народного происхождения, бытующие в средней и северной полосе России. Первый оркестр подобного типа был создан В.В. Андреевым в 1887 г. В его основу легли усовершенствованные Андреевым народные инструменты, при этом он стремился сохранить сущность фольклорных прототипов. Основу оркестра составляют балалайки и домры — струнные щипковые инструменты, близкие по характеру звучания, а также гусли, группы духовых — рожок, свирель и жалейка (другое название — брелка) — и ударных: бубен, тарелки,ложки, накры. В целом звуковая палитра была довольно однообразной и бедной. Не хватало, например, струнной кантилены, однако попытки ввести в состав оркестра старинный смычковый инструмент гудок не увенчались успехом. Не раз обнаруживались намерения добавить в народный оркестр те или иные инструменты симфонического оркестра. Однако в этом крылась опасность встать на путь подражания последнему, утратить своеобразие, простоту и доступность. Русский оркестр имеет собственную оригинальную красоту, связанную с нежностью, воздушностью тембров, легкостью и прозрачностью фактуры. Андреев сравнивал звучание своего оркестра с хором или ансамблями однородных инструментов, которые есть почти у всякого народа. Большой вклад в создание В.О. внесли сподвижники Андреева. Николай Петрович Фомин (ученик Н.А. Римского-Корсакова, правнук композитора Евстигнея Фомина) считается родональником репертуара — ему принадлежат прекрасные обработки русских песен, аранжировки оперной и симфонической музыки, собственные оригинальные сочинения, ставшие классикой жанра. Фомин разработал формы письма партитуры, приемы оркестровки, им был установлен единый квартовый строй для всей группы струнных. Н.И. Привалов занимался разысканием и введением в состав оркестра новых инструментов. Федор Августович Ниман был профессиональным дирижером, после смерти Андреева он возглавлял оркестр до 1933 г. Владимир Трифонович Насонов заложил методические принципы обучения игре на народных инструментах. Петр Петрович Каркин стал родоначальником игры на домре, он разработал все основные приемы звукоизвлечения на этом инструменте. Семена Ивановича Налимова называли «балалаечный Страдивари», он изготовил непревзойденные по сей день образцы русских щипковых инструментов. В В.О. Андреева соединились народные и академические принципы, чем определились два направления дальнейшего развития: профессиональный и любительский. Свой В.О. Андреев мыслил как образцовый, призванный стать вдохновляющим примером для народа (такое положение вещей невольно подвигало самодеятельные коллективы на путь подражания профессиональным, эта схема затем была положена в основу советской самодеятельности). Андреев считал, что главное назначение балалайки — быть любительским инструментом. По легкости освоения, доступности и дешевизне этот инструмент не знал себе равных, а усовершенствованные хроматические балалайки обладали также большими художественными возможностями. В конце XIX и начале XX в. реконструированные андреевские инструменты действительно стали одними из самых излюбленных и распространенных в бытовом музицировании. В период становления советской самодеятельности пропаганда народных инструментов была возведена в ранг государственной политики. В 1920– 30-е гг. великорусские и балалаечные оркестры повсеместно насаждались в рабочих клубах. В. Киприянов в своих статьях, публиковавшихся в журнальной периодике 1920–30-х гг., ярко обрисовывает ситуацию в народно-оркестровой клубной самодеятельности. Перед руководителями оркестров ставилась задача за несколько уроков «обтесать» кружковцев, чтобы они могли выступать на клубных вечерах. Занятия велись нерегулярно, инструментов не хватало, т. к. отсутствовалонеобходимое финансирование, большинство участников разочаровывались и покидали кружок. Проблемы возникали во всем — например, самодеятельные артисты не могли самостоятельно по слуху настроить свои инструменты, поэтому существовал долгий и кропотливый порядок настройки по группам. Во время репетиций оркестрантов учили отбивать такт ногой, это входило в привычку и переносилось на эстраду — выступления сопровождались громким топотом, словно маршировал полк солдат. Хотя общий уровень массовой самодеятельности был низким, мастера-профессионалы из числа артистов оркестра Андреева способствовали сохранению преемственности и традиций. Среди них были В.П. Киприянов, руководивший в 1920–30-е гг. русским оркестром при Доме Красной армии; сподвижник Андреева В.Е. Авксентьев, который в 1940-е гг. создал один из лучших самодеятельных оркестров русских народных инструментов на Челябинском тракторном заводе; Н.И. Привалов, участвовавший в самодеятельности ленинградского завода «Красный треугольник»; Г.П. Любимов и другие. (М. К.)

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
764.78 кб

К проблеме акустики Великорусского оркестра В. В. Андреева

Амолин Иван Александрович
Развивается идея В. А. Свободова о роли натурального звукоряда в процессе эволюции европейского музыкального инструментария, применяя ее к грифным щипковым хордофонам Великорусского оркестра В. В. Андреева.
Читать PDF
243.49 кб

Великорусский оркестр заключенных Таганской тюрьмы (1919-1921 гг.)

Свидзинская М. С.
В статье на основе архивных документов впервые в историографии освещается история великорусского оркестра народных инструментов, организованного в Таганской тюрьме заключенными князем А.С.
Читать PDF
231.30 кб

Музыкальное образование в Сибири в 1920-е годы: Великорусские оркестры

Сотникова Е. В.
In 1920s folk instrument orchestras played an important role in music education in Siberia. In pre-revolutionary Russia the orchestras were wide-spread mainly due to activity of V.V. Andreev, famous musician.
Читать PDF
391.37 кб

ВЕЛИКОРУССКИЙ ОРКЕСТР В.В. АНДРЕЕВА КАК МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН (к 120-летию создания)

Л.А. Мищенко
В статье объясняется феномен появления и развития Великорусского оркестра народных инструментов и мировое признание.
Читать PDF
17.92 мб

ВЕЛИКОРУССКИЕ ОРКЕСТРЫ И БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВВ.: ТВОРЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ И СОВМЕСТНЫЕ Н

Шабунина Ольга