христианский обряд возложения венца (короны) на головы вступающих в брак верующих, а также венчание на царство (см. также Венец).
ВЕНЧАНИЕ
ВЕНЧАНИЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ВЕНЧАНИЕ
Христианский обряд, в процессе которого мужчина и женщина благословляются Церковью на брак и становятся мужем и женой. Венчать, гл – Совершать таинство брака. Венчальный, прил – относящийся к обряду венчания, напр.: венчальные свечи.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Венчание
служба, на которой совершают таинство бракосочетания. Таким образом брак освящается и заключается на небесах. По обычаю чин венчания совершают священники из так называемого белого духовенства, то есть не монахи. Венчанию предшествует обручение. По обычаю после обручения жених и невеста с зажженными свечами в руках подходят к алтарю и встают на белый плат, расстеленный перед аналоем. На последнем лежат Крест и Евангелие. Священник спрашивает молодых о твердости их намерений, после чего начинает венчание. Жених и невеста с возложенными на их головы венцами отпивают из чаши вино, после чего священник трижды проводит их вокруг аналоя. В это время поются тропари, начинающиеся словами «Слава Тебе, Христе Боже.», «Святи мученицы.» и «Исайе, ликуй.». После этого венцы снимают, священник читает положенные молитвы и совершает отпуст. В практике Православной церкви можно венчаться и в том случае, если брак повторный. Однако чин такого венчания менее торжественный и включает покаянные молитвы. Венчание не совершают в пост, на святках, на первой неделе Пасхи и накануне прилучившегося двунадесятого праздника, а также по вторникам, четвергам и субботам.
Источник: Православная энциклопедия.
ВЕНЧАНИЕ
совершение таинства брака, в котором жених и невеста перед священником и Церковью дают свободное обещание взаимной супружеской верности и союз их благословляется.
Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие, и при этом бывает сначала обручение, а вслед за ним венчание. Во время обручения жених становится по правую сторону, а невеста - по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи как знаки супружеской любви, благословленной Господом. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым, о благословении их обручения, о соединении и сохранении их в мире и единомыслии священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную благодать. Как видимый знак этой благодати он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их обоих вместе, произнося: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их. - Ред.)". В читаемом послании ап. Павла говорится о важности таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии - о присутствии Самого Господа на браке в городе Кане. Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе и радость и горе. Троекратное же хождение их вслед за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества.
Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие, и при этом бывает сначала обручение, а вслед за ним венчание. Во время обручения жених становится по правую сторону, а невеста - по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи как знаки супружеской любви, благословленной Господом. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым, о благословении их обручения, о соединении и сохранении их в мире и единомыслии священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную благодать. Как видимый знак этой благодати он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их обоих вместе, произнося: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их. - Ред.)". В читаемом послании ап. Павла говорится о важности таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии - о присутствии Самого Господа на браке в городе Кане. Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе и радость и горе. Троекратное же хождение их вслед за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества.
ВЕНЧАНИЕ
богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)». Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5, 20-33) и Евангелие (Ин. 2, 1-11), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие, ликуй...», «Святии мученицы...», «Слава Тебе, Христе Боже...», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст. В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжествен, с чтением покаянных молитв. В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. Брак.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Венчание
1) Богослужение, во время которого совершается таинство брака. В. совершается священником (очень редко архиереем), причем священником из белого (немонашествующего) духовенства. В. следует за обручением – обрядом, при совершении которого жених и невеста обещают перед Богом хранить верность друг другу. При обручении священник надевает жениху и невесте кольца. Обручение и В. могут быть разделены во времени, однако в современной богослужебной практике принято обручать непосредственно перед В. Само В. происходит следующим образом: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят в храм и становятся на белый плат, лежащий перед аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы, затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты. Для христиан, вступающих в брак, брачные венцы служат знаком непорочности и победы над страстями, а также образом тех нетленных венцов славы, которыми будут увенчаны в Царстве Божием супруги за подвиг верной и доброй супружеской жизни. Возложив венцы, священник трижды возглашает тайносовершительную молитву: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их». Читаются «Апостол» и Евангелие, произносится ектения, поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из чаши с вином, затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, после чего снимает венцы и читает завершающие иерейские молитвы. В Православной Церкви В. разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного В. менее торжественен, с чтением покаянных молитв. В этих случаях венцы на брачующихся не возлагаются. В РПЦ В. не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья, а также накануне среды и пятницы.
2) Христ. освящение власти русских государей, сложившееся под влиянием византийского церковногосударственного опыта. В. на царство по определенному церковному обряду было впервые совершено по воле великого князя Ивана III над его внуком Димитрием в Успенском соборе Московского Кремля 4 февраля 1498, однако первым венчанным русским царем стал Иван Грозный, настоявший на совершении над ним чина В. в 16летнем возрасте (16 января 1547 г.). В чин В. на царство московских государей вошло миропомазание, венчание шапкой Мономаха, вручение Креста животворящего древа (с частицей того креста, на котором был распят Христос), скипетра и державы, наложение барм Мономаха (наплечного ожерелья с изображениями Христа, Богоматери и святых) и облачение в порфиру. Петр I самолично составил новый чин царского В., придав ему светскую пышность, отказавшись от некоторых старинных регалий и привнеся новые – в частности, императорскую корону и западную мантию из золотого штофа, подбитую белыми горностаями и расшитую орлами. Неизменным религиозномистическим элементом В. всех русских самодержцев оставалось миропомазание, впервые и единожды осуществляемое над христианами при крещении, а вторично только над венчающимися на царство государями.
2) Христ. освящение власти русских государей, сложившееся под влиянием византийского церковногосударственного опыта. В. на царство по определенному церковному обряду было впервые совершено по воле великого князя Ивана III над его внуком Димитрием в Успенском соборе Московского Кремля 4 февраля 1498, однако первым венчанным русским царем стал Иван Грозный, настоявший на совершении над ним чина В. в 16летнем возрасте (16 января 1547 г.). В чин В. на царство московских государей вошло миропомазание, венчание шапкой Мономаха, вручение Креста животворящего древа (с частицей того креста, на котором был распят Христос), скипетра и державы, наложение барм Мономаха (наплечного ожерелья с изображениями Христа, Богоматери и святых) и облачение в порфиру. Петр I самолично составил новый чин царского В., придав ему светскую пышность, отказавшись от некоторых старинных регалий и привнеся новые – в частности, императорскую корону и западную мантию из золотого штофа, подбитую белыми горностаями и расшитую орлами. Неизменным религиозномистическим элементом В. всех русских самодержцев оставалось миропомазание, впервые и единожды осуществляемое над христианами при крещении, а вторично только над венчающимися на царство государями.
Источник: Краткий православный словарь.