ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТА
ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТА
скульптуры, передающие мифологически обобщенный образ «женщины вообще» (о чем свидетельствует безликость большинства В. п.). Историческая всеобщность этого сюжета документируется как длительностью его бытования (охватывая весь верхний палеолит, он особенно ярко выражен в культуре средней поры — примерно 25 000–20 000 лет назад), так и географической широтой находок (на территории СССР особенно значительные открытия были сделаны в Костенках и Гагарине на Дону, а также в Мальте, расположенной в Прибайкалье). После первых находок («головка» из Брассемпуи, 1894 г.; фото 54) эротико-эстетическое истолкование В. п. особенно провоцировалось подчеркнутыми женскими признаками (утрированно массивный живот, ягодицы, грудь) многих статуэток. Хрестоматийной среди них стала Венера из Виллендорфа (Австрия, 1908 г.). Однако опыт семантического раскрытия В. п. позволяет усмотреть в «натурализме» одну из стадиальных особенностей древнего символизма — его буквализм (т.е. образную передачу емких отвлеченных категорий путем прямого утрирования наиболее значимых внешних признаков). В ледниковой реальности анимистические В. п., воплощавшие образ великой праматери коллектива, отмечали окончательную победу социальной духовности, составив почву для последующего генезиса женского божества в различных религиях. Показательны находки терракотовых В. п. на стоянках Богемии (Дольни Вестонице и др., рис. 27) древностью около 25 500 лет. В силу сложности производства обожженной пластики в эпоху палеолита казавшиеся невероятными, эти статуэтки предстают как реликты особого глиняного периода генезиса творчества в начале верхнего палеолита. Подобная практика отозвалась в фантазии сознания тысячелетним эхом, объясняющим всеобщность для всех религий — от родовых до мировых культов — догмы о сотворении человека из глины, земного праха (мифологическая сводка выполнена Д.Д.Фрэзером).
Источник: Археологический словарь. 1990