ВЕНЕВИТИНОВ
ВЕНЕВИТИНОВ
Дмитрий Владимирович (1805–1827) — русский поэт-романтик, разделявший настроения, близкие к декабристским. Вместе с В. Одоевским он стал главой философского кружка «Общество любомудрия». Ориентация «любомудров» на немецкую идеалистическую философию (Фихте, Шеллинг) определила общественные и литературные позиции Д. В. Веневитинова. В цикле стихов 1826–1827 гг. он создал образ поэта-жреца, философа и провид-ца, ощущавшего свое одиночество («Поэт», «Жертво-приношение», «К любителю музыки», «Люби питомца вдохновенье», цикл стихов, посвященных З. Волконской, «Поэт и друг», пьеса «Смерть Байрона» и др.).
ВЕНЕВИТИНОВ
Дмитрий Владимирович (1805, Москва – 1827, Санкт-Петербург, похоронен в Москве), русский поэт, критик, переводчик. Приходился дальним родственником А. С. Пушкину. Получив превосходное домашнее образование, поступил вольнослушателем в Московский ун-т и успешно сдал аттестационный экзамен. Вместе с писателем и философом В. Ф. Одоевским в 1823–25 гг. был одним из вдохновителей и активных участников «Общества любомудрия» – литературно-философского кружка, изучавшего и пропагандировавшего идеи немецкой классической философии, прежде всего Ф. В. Й. Шеллинга. В 1827 г. бывшие члены кружка «любомудров» объединились вокруг журнала «Московский вестник». Этот журнал, задуманный Веневитиновым, был одним из самых последовательных органов эстетики «философского романтизма» в рус. литературе 1820-х гг. Хотя поэтическое творчество Веневитинова было во многом связано с традициями современной ему стихотворной культуры, он, как и ряд других «любомудров», разрабатывал принципы «поэзии мысли», пытаясь расширить привычную образность лирики тех лет новыми темами и выразительными средствами, выступив в ряде случаев предшественником М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. В своих критических статьях Веневитинов одним из первых дал проницательную оценку романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», далеко не сразу оцененного современной поэту критикой. Ранняя смерть Веневитинова в результате случайной простуды, а также его незаурядное личностное обаяние в течение ряда десятилетий были основой легенды о гениальном поэте, не успевшем реализовать исключительные творческие возможности.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006