Венгеров, Семен Афанасьевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Венгеров, Семен Афанасьевич
род. в 1855 г.) - литературный критик и историк. Выпустил ряд трудов по истории русской литературы. Под его редакцией изданы собрания сочинений Шиллера, Шекспира, Байрона, Пушкина, Белинского.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Венгеров Семен Афанасьевич

Венгеров Семен Афанасьевич - критик и историк литературы. Родился в 1855 г. в Лубнах. Мать - немецкая писательница (Pauline Wengeroff, ""Memoiren einer Grossmutter"", 2 тт., Б., 1908 - 1910). Два года учился в медико-хирургической академии; позднее получил степени кандидата прав и кандидата историко-филологического факультета. С 1897 г. читал в СПб. университете, в качестве приват-доцента, лекции по истории русской литературы; в 1899 г. отчислен по распоряжению министра народного просвещения Боголепова . Возобновил чтение в 1906 г. В 1909 г. удостоен Харьковской университетской степени доктора русской словесности. С 1910 г. состоит профессором спб. высших женских курсов и психоневрологического института. В 1875 г. издал книгу ""Русская литература в ее современных представителях. И.С. Тургенев""; в 1876 г. вел литературный фельетон в ""Новом Времени"" (под псевдонимом Фауст Щигровского уезда); в 1877 - 80 годах писал критические статьи в ""Неделе"" и ""Русском Мире"". С 1880 г. деятельно сотрудничал в ""Слове"", где начал ряд обширных статей о ""Народных движениях славянского племени"". Продолжение их - ""О Гусе, гуситах и таборитах"" - напечатано в ""Русской Мысли"" и ""Вестнике Европы"" 1881 - 1882 годов. В 1882 г. Венгеров редактировал ежемесячный журнал ""Устои""; в 1884 г. издал критико-биографический этюд ""А.Ф. Писемский""; с 1886 г. составляет ""Критико-биографический словарь русских писателей и ученых"" (вышло 6 т.), в котором самому Венгерову принадлежат статьи и большие этюды критического и историко-литературного характера. Напечатанная Венгеровым в 1885 г. ""История новейшей русской литературы"" была уничтожена цензурой, и из нее увидела свет только глава о ""Молодой редакции Москвитянина"" (""Вестник Европы"", 1886, № 2). Дальнейшие труды Венгерова: историко-литературный сборник ""Русская поэзия"" (т. I - XVIII век, СПб., 1897; начало II т., СПб., 1901); ""Русские книги"" (3 т., СПб., 1896 - 98); монография ""Великое Сердце"" (о Белинском ) в ""Русском Бог."" 1898 г.; ""Основные черты истории новейшей русской литературы"" (СПб., 1897, вступительная лекция; немецкий перевод, Б., 1899; 2-е издание, с приб. этюда ""Победители или побежденные"" [о модернизме] - СПб., 1909, перевод на чешский и болгарский языки); ""Источник Словаря русских писателей"" (вышло 2 т., СПб., 1900 - 1910, издание Академии Наук); ""Эпоха Белинского"" (СПб., 1905); ""Писатель-Гражданин"" (о Гоголе) в ""Рус. Бог."" 1902 г.; ""Очерки по истории русской литературы"" (СПб., 1907, 2-е изд., сборник статей); ""В чем очарование русской литературы XIX века"" (СПб., 1912, речь). С 1891 г. редактировал литературный отдел 82-томного Словаря Брокгауза-Ефрона, в котором поместил ряд статей о русских писателях, с 1910 г. редактор литературного отдела настоящего Словаря. В 1901 г. основал издаваемую под его редакцией фирмой Брокгауз-Ефрон ""Библиотеку великих писателей"", роскошно иллюстрированную, с вступительными статьями и примечаниями; вышли полные собрания сочинений Шиллера (4 т., СПб., 1901 - 1902), Шекспира (5 т., СПб., 1903 - 1904), Байрона (3 т., СПб., 1904 - 1905), Пушкина (СПб., 1906 - 1911; из 6-ти томов вышло 5), Мольера (I т., СПб., 1912). С 1900 г. под редакцией Венгерова выходит первое полное собрание сочинений Белинского (появились тома 1 - 9), снабженное обширными историко-литературными примечаниями и отдельными этюдами редактора. В 1903 г. под редакцией Венгерова вышло приложение к ""Вестнику Самообразования"" Брокгауза-Ефрона - ""Главные деятели освобождения крестьян"". В 1905 - 7 годах Венгеров редактировал ""Библиотеку Светоча"" (собрание отдельных сочинений и брошюр Арсеньева , Кареева , Котляревского, Венгерова, Ветринского , Мильтона, Ренана, Штирнера, Степняка-Кравчинского, Цебриковой , Белинского и др.). В 1910 г. под редакцией Венгерова вышел ""Юбилейный сборник"" Литературного Фонда, членом комитета которого он состоит с 1897 г. С 1908 г. Венгеров организовал в СПб. университете для студентов-филологов Пушкинский Семинарий, занимающийся, между прочим, составлением словаря поэтического языка Пушкина. Вышло (СПб., 1911) 2 выпуска трудов этого семинария (""Программа составления словаря поэтического языка Пушкина"" и исследования А. Бема: ""К вопросу о влиянии Шатобриана на Пушкина""). С 1911 г. книгоиздательство ""Прометей"" издает собрание сочинений Венгерова (вышло 4 тома). В первом томе (""Героический характер русской литературы"") автор дает общую формулу своего понимания хода истории русской литературы: ""Никогда не замыкаясь в тесном кругу эстетических интересов, русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово. И это не только не шло в ущерб непосредственно литературному совершенству, а, напротив того, сообщало русскому художественному слову особенную проникновенность. Новая русская литература представляет собою высокогармоничное сочетание художественной красоты и нравственной силы, широкого размаха и тоски по идеалу. И звало всегда учительное слово русской литературы к подвигу общественному и к самопожертвованию. Русская литература отвергает мир, доколе он основан на несправедливости, и ни в каком виде не приемлет благополучия мещанского. В этом источник ее обаяния, в этом законнейшая гордость русского духа"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Венгеров, Семен Афанасьевич

— критик и историк литературы. Род. в 1855 г. в Лубнах; с 1872—74 гг. учился в Медико-хирургической академии, в 1879 г. получил степень кандидата прав, в 1880 г. — кандидата историко-филологического факультета и тогда же был оставлен при Петербургском университете по кафедре русской литературы. В 1875 г. издал книгу "Русская литература в ее современных представителях. И. С. Тургенев"; в 1876 г. вел литературный фельетон в "Нов. Времени" (под псевдонимом Фауст Щигровского уезда); в 1877—80 гг. писал критические статьи в "Неделе" и "Русском Mире". С 1880 г. деятельно сотрудничал в "Слове", где начал, между прочим, ряд обширных статей о "Народных движениях славянского племени". Продолжение их — о гуситах и таборитах — напеч. в "Русской Мысли" и "Вестнике Европы" 1881—82 гг. В 1882 г. В. редактировал ежемесячн. журнал "Устои"; в 1884 г. издал критико-биографич. этюд "А. Ф. Писемский"; с 1886 г. составляет обширный "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (т. I, А, 992 стр.; т. II, Б — Бензенгр, 422 стр.), в котором ему принадлежат статьи критического и историко-литературного характера, между прочим, большая монография об Аксаковых. Из написанной В. "Истории новейшей русской литературы" увидела свет только глава о "Молодой редакции Москвитянина" ("Вест. Евр." 1886 г., № 2).


{Брокгауз}





Венгеров, Семен Афанасьевич (дополнение к статье)


— с 1897 г. читал в СПб. университете, в качестве приват-доцента, историю русской литературы; в 1899 г. отчислен по распоряжению мин. нар. просв. Напечатал III—VI т. "Крит.-биогр. Словаря", обширный историко-литературный сборник "Русская поэзия" (т. I—XVIII век, СПб., 1897; нач. II т. — СПб., 1901), "Русские Книги" (3 т., СПб., 1896—98), "Основ. черты ист. нов. рус. лит." (СПб., 1897; нем. пер. — Берл., 1899); "Источ. Словаря рус. писателей" (т. I, СПб., 1900, изд. Акад. наук). В 1901 г. основал издаваемую под его редакцией фирмой Брокгауз-Ефрон "Библиотеку великих писателей" — роскошное иллюстр. и коммент. изд.; вышли полные собр. соч. Шиллера (4 т., СПб., 1901—1902), Шекспира (5 т., СПб., 1903—1804), Байрона (СПб., 1904—1905, 3 т.). С 1900 г. под редакц. В. выходит первое полное собр. соч. Белинского (появились т. I—VII), снабженное обширными историко-литературными примечаниями и отдельными этюдами редактора. В 1903 г. под редакцией В. вышло приложение к "Вестнике Самообразования" Брокгауза-Ефрона — "Главные деятели освобождения крестьян".


{Брокгауз}






Венгеров, Семен Афанасьевич


— историк литературы, род. в 1855 г. в Лубнах; сын Паулины В. (см.); ныне христианин. В 1872 г. В. поступил в Медико-хирургическую академию в Петербурге, через два года перешел на юридический факультет, который окончил в 1879 г. Любовь к литературе и истории отвлекла В. от практической деятельности и заставила его обратиться к изучению филологических наук. В 1880 году он выдержал экзамен по историко-филологическому факультету и был оставлен проф. Орестом Миллером при университете по кафедре русской литературы. Научно-литературная деятельность В. началась в 1872 г. В 1875 г. издан его критико-биографический этюд "Иван Сергеевич Тургенев" ("Русская литература в ее современных представителях"). В 1877—80 гг. В. писал критические статьи в разных журналах. К этому периоду относятся его обширные стати "Народные движения славянского племени" и "О гуситах и таборитах" ("Русская мысль" и "Вестник Европы", 1881—82 гг.). В 1884 году вышел его критико-биографический этюд о Писемском, а с 1886 г. В. начал издавать обширный "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых от начала русской образованности до наших дней", доведенный, к сожалению, лишь до буквы В. (5 томов; 6-й том, вышедший в 1904 г., заключает в себе статьи о разных писателях, расположенные без определенного порядка); здесь В. принадлежит целый ряд больших статей о многих известных и забытых писателях. К биографическому словарю по роду своему примыкают еще три ценных издания В.: "Русские книги" с биографическими данными об авторах и переводчиках, в 3 томах (А — Вавилов; 1896—1898), "Русская поэзия" — собрание произведений русских поэтов с критико-биограф. статьями, библиографическими примечаниями и портретами; вышли I т., посвященный ХVIII в. (СПб., 1897), и начало II т., и "Источники словаря русских писателей" в 2 томах (Аарон — Карамзин, 1910 г. — изд. Академии наук). В 1897 г. В. стал читать лекции по истории русской литературы в Петербургском университете (его вступительная лекция "Основные черты истории новейшей русской литературы" переведена на немецкий язык, Берлин, 1899), но уже в 1899 г. В. по распоряжению министра народного просвещения Боголепова был отчислен от университета. С 1900 года Венгеров начинает издавать полные собрания сочинений писателей с подробными комментариями, историческими, библиографическими примечаниями и т. п. Так, под его редакцией издано 9 томов полного собрания сочинений Белинского (всего 12), представляющих собою в комментариях В. целую энциклопедию о Белинском и его времени. В 1905 г. В. издал отдельно "Письмо Белинского к Гоголю"; кроме того, Белинскому он посвятил ряд чрезвычайно ценных статей, напечатанных в 1898 году в "Русском богатстве" под заглавием "Великое сердце". В 1901 г. В. основал издаваемую под его редакцией фирмой Брокгауз-Ефрон "Библиотеку великих писателей" с историко-литературными комментариями, эстампами, рисунками и т. п. В 1907—9 гг. в этом издании вышли первые три тома собрания сочинений Пушкина, представляющие собою полную картину эпохи поэта и подробные объяснения многих его произведений. В издании Маркса сочинений Гончарова (1902) и Алексея Толстого (1908) В. написал критико-биографические очерки. В. принадлежат также статьи о Сурикове, Плетневе ("Новь", 1888), Гоголе ("Русское богатство", 1902), Чехове ("Вестник" и "Библиотека самообразования", 1903, №№ 32 и 33), Некрасове (там же, № 4). В Энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона, где В. состоит редактором литературного отдела, им написаны большие статьи: "История русской литературы новейшего периода с 1848 г.", "Народничество" и статьи почти обо всех новейших русских писателях. Наконец, в 1907 году В. издал "Очерки по истории русской литературы", т. I, вышедшие в том же году вторым изданием, в которое вошли статья о Белинском ("Великое сердце") и ряд других. В них автор подводит итоги своим взглядам на русскую литературу. Он дает главным образом характеристику разных литературных веяний недавно пережитых эпох. — В области иностранной литературы В. составил три капитальных собрания сочинений: Шиллера (1901—1902), Байрона (1904—1906) и Шекспира (1902—1904) (Библиот. великих писателей, изд. Брокгауза-Ефрона). Из них "Шекспир" представляет собою настолько полный и законченный труд, что английские журналы отметили его как вклад в шекспировскую литературу. В 1909 г. В., удостоенный Харьковским университетом степени доктора русской словесности honoris causa, возобновил чтение лекций по истории русской литературы в Петербургском университете. В. — один из лучших знатоков истории русской литературы; его эрудиция в этой области чрезвычайно обширна. Главное свойство его критического взгляда — объективность; перед ним всегда лишь история и наука. В. старается объяснить произведения писателя и научить читать его. И в этой области заслуга его перед русской наукой очень велика. — Отношение В. к еврейскому вопросу выразилось в его статье "Ложно понятый принцип национальности" (по поводу VII т. "Еврейской библиотеки"), напечатанной в 1879 г. в "Неделе"; здесь он высказался против национального обособления евреев и за ассимиляцию их с другими народами. — Ср.: "Галерея русских писателей 1901 г.", изд. Скирмунта; Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона; Большая энциклопедия под ред. Южакова и "Источники словаря русских писателей", т. I, 1900.


Арк. Пресс.


{Евр. энц.}





Венгеров, Семен Афанасьевич


[1855—1921] — критик, историк литературы, выдающийся библиограф и редактор (мать В. — немецкая писательница, П. Венгерова). Печататься начал с 17 лет. Деятельно сотрудничал в "Неделе", "Русском мире", "Русской мысли", "Русском богатстве", "Вестнике Европы" и др. журналах. Редактировал журнал "Устои" [1882], литературный отдел как 82-томной Энциклопедии, так и "Нового энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона, "Библиотеку великих писателей" того же изд-ва, Библиотеку изд-ва "Светоч" [ряд запрещенных до первой революции царской цензурой сочинений Степняка-Кравчи некого, М. Штирнера, Белинского ("Письмо к Гоголю")], "Русскую литературу XX века" [1914—4917] и т. д. В 1897 В. начал чтение лекций по истории русской литературы в Петербургском университете, но в 1899 был отстранен от преподавания за левизну. Только после революции 1905, в 1906 он смог вернуться в университет. В. написал много трудов. Из методологических работ В. наиболее известны: "Основные черты истории новейшей русской литературы" (СПб., 1897, 2-е изд. с прибавлением этюда о модернизме, перев. на немецкий, болгарский и чешский яз.) и "Героический характер русской литературы" (Сочин., т. I, СПб., 1911). В них В. излагает свои общие воззрения на развитие русской литературы. По мнению В., она — исключительное явление в ряду других национальных литератур. В Зап. Европе развитие общественности и литературы шло параллельно; в России же последняя могущественно развивается "при полной дремоте общественных сил и общественной инициативы". Благодаря этому русская литература сделалась "фокусом", центральным местом проявления "русского духа". Отсюда все ее исключительное своеобразие, заключающееся в том, что она "никогда не замыкалась в сферу чисто художественных интересов и всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово". Почти все историко-литературные работы В. имеют своей целью доказать этот основной тезис его системы. В истории русской литературы В. видит "тоску по подвигу", "жажду самопожертвования". Твердо убежденный в "проповедническом" характере русской литературы, он считает, что вся ее история сводится к смене идей и настроений при единой их сущности, не определяемой классовыми отношениями. Русскую литературу создал кающийся дворянин и непривилегированный интеллигент. Среда, в которой воспитывается и живет художник, накладывает конечно определенный отпечаток на изображение жизни. Но одно дело — этот классовый отпечаток, и другое — Признание того, что писатель выражает в своем творчестве психо-идеологию определенной общественной группы. Это последнее положение по отношению к русской литературе В. отвергает. Для русских писателей характерен беззаветный героизм, отказ от классовых привилегий, "самозаклание". В этом именно обаяние русской литературы, которое, стоя на классовой точке зрения, ни в какой мере объяснить нельзя.


Взгляды В. на роль литературы в общественной жизни характерны для идеологии разночинной интеллигенции, представителем которой он являлся как историк русской литературы. В его "историко-философском" построении получили наивное выражение излюбленные идеи разночинцев о руководящей роли идей и их носителей (единичных и коллективных — исключительных личностей и интеллигенции в целом) в исторической жизни. Лит-pa — высший орган этой "надклассовой" по духу интеллигенции как совокупности "критически-мыслящих личностей", обязанных трудящейся массе своим развитием и сознающих свой долг перед нею. Под влиянием современного В. народничества сложилась его мысль об "особом пути" развития русской духовной культуры и ее высшего выражения — литературы. Однако венгеровская "философия" русской литературы была неприемлема и для примыкавших к народничеству, но методологически дисциплинированных критиков. Ее близорукость и прямолинейность, беспомощность в объяснении элементарных исторических фактов показал еще А. Г. Горнфельд в народническом "Русском богатстве". Концепция В. была произведением пылкого, но наивного адепта, непосвященного в глубину учения, а не созданием призванного его представителя. Поэтому народничество и отмежевалось от взглядов В., которые могли его лишь компрометировать. Несомненное значение В. для русского литературоведения конечно не в этих поверхностных обобщениях. Оно — в отдельных, монографических изучениях (см. его работы о Дружинине, Аксаковых, Белинском, Писемском, Гончарове, Гоголе), сыгравших в свое время стимулирующую роль, и особенно в неутомимом собирании и тщательной проверке фактического материала, в чрезвычайно плодотворной деятельности редактора и организатора. Его грандиозно задуманный "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (вышло 6 тт., СПб., 1889—1904; изд. не окончено) и "Источники словаря русских писателей" (2 тт., СПб., 1900—1917; изд. также не окончено) — настольные книги историка русской литературы. "Русские книги" В. (3 тт., СПб., 1896—1898; также не закончено) — ценнейший вклад в библиографию русской литературы. Большую ценность представляют Венгеровские издания сочинений Пушкина (6 тт.) и Белинского (11 тт., единолично им прокомментированные, 12-й т. вышел под ред. Спиридонова). В. редактировал и лучшие у нас издания (Брокгауз-Ефрон) европейских классиков: Шекспира (5 тт.), Мольера (2 тт.), Шиллера (4 тт.), Байрона (3 тт.). По инициативе В. возник в 1908 при Петербургском университете известный Пушкинский семинарий, который начал составление словаря поэтического языка Пушкина, и опубликовал ряд работ о поэте (сборники "Пушкинист", 1914—1918). Из оставленной Венгеровым картотеки исследователи еще долго будут черпать сведения.



Библиография: I. Собр. сочин. В., СПб., 1911—1913. Вышло 5 тт. Труды В., кроме указанных в тексте: Русская литература в ее современных представителях — И. С. Тургенев [1875]; А. Ф. Писемский [1884]; История новейшей русской литературы (1886, уничтожено цензурой); Историко-литературный сб. "Русская поэзия" (комментированное собр. произв. русск. поэтов с библиографией, 2 тт., СПб., 1897 и 1901); Эпоха Белинского, СПб., 1905; Очерки по истории новейшей русской литературы, СПб., 1907, 2-е изд., и мн. др.


II. Гоpнфельд А. Г., Литература и героизм, в кн. "О русских писателях", т. I, СПб., 1912; Ефимов Н., Своеобразие русской литературы, Одесса, 1919; Фомин А. Г., С. А. Венгеров как профессор и руководитель Пушкинского семинария, Пушкинский сб. памяти проф. С. А. Венгерова, М. — П., 1923; Его же, С. А. Венгеров как организатор и первый директор Росс, книжной палаты, Л., 1924; Ильинский Л. К., С. А. Веягеров, Известия II отд. Академии наук, 1923, XXVIII, Л., 1924.


III. Словарь членов О-ва любителей росс, словесности при Московском ун-те, М., 1911; Поляков А. С., Труды проф. С. А. Венгерова. Библиографический перечень, М., 1916; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, М. — Л., 1924; Мезьер А. В., Словарный указательно книговедению, изд-во "Колос", Л., 1924, страницы 33—34, 741—742.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ВЕНГЕРОВ СЕМЕН АФАНАСЬЕВИЧ
(1855—1920) Историк литературы, критик, библиограф Семен Афанасьевич Венгеров родился 5 апреля 1855 г. в местечке Лубны Полтавской губернии, но детство провел в Минске, где его отец исполнял должность директора банка. Мать, Паулина Юльевна, немка по происхождению, занималась литературным трудом. В доме Венгеровых в Минске собиралась прогрессивно настроенная молодежь, исповедовавшая идеалы народничества, что значительно повлияло на формирование мировоззрения будущего ученого.
Первоначальное образование Венгеров получил дома, гимназию окончил в Петербурге, потом два года учился в Медико-хирургической академии, а 1875 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Юридические науки мало привлекали юношу, но официальная его карьера началась на этом поприще: по окончании курса в 1879 г. со степенью кандидата он недолгое время работал помощником присяжного поверенного. Однако окончательно определившийся в эти годы интерес к истории русской литературы привел молодого юриста к решению полностью посвятить себя деятельности ученого-филолога. В 1880 г. он сдал экстерном экзамены на историко-филологический факультет Юрьевского университета и тогда же по предстаатению О. Ф. Миллера был оставлен при кафедре истории русской литературы Петербургского университета для подготовки к профессорскому званию. Но чистая наука оказалась Венгерову не по карману. Он ушел из университета и с 1882 по 1890 г. служил в правлении Либаво-Роменской железной дороги, не останлия, однако, научных занятий, результатом которых стали многочисленные труды и критические выступления.
Только с 1891 г. Венгеров, к тому времени уже признанный ученый и библиограф, смог полностью посвятить себя научно-библиографической деятельности. Он получил предложение возглавить отдел истории русской литературы в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. Эта работа хорошо оплачивалась и позволила ученому впервые почувствовать себя материально независимым.
В конце 1890-х гг. Венгеров начал читать лекции в Петербургском университете, от которых вскоре был отстранен по обвинению в политической неблагонадежности. Лишь в 1906 г. он смог вернуться в университет и расширить начатый им еще в 1898 г. Пушкинский семинарий, сплотивший вокруг себя талантливую молодежь сразу трех высших учебных заведений — Высших женских курсов, Психоневрологического института и Петербургского университета. Умелая организаторская работа Венгерова в качестве руководителя, последовательно создававшаяся им творческая атмосфера способствовали необыкновенной популярности и постепенно возраставшей научной значимости работ по изучению наследия Пушкина, выполненных в рамках семинара. К 1910 г. Венгеров — уже доктор русского языка и словесности, профессор нескольких институтов.
С 1914 г. начали выходить печатные сборники семинария под названием «Пушкинист» (последний был выпущен в 1918 г.). В 1915 г. Пушкинский семинарий перерос рамки чисто студенческой организации и преобразовался в Кружок Пушкинистов, а тремя годами позже получил юридический статус Историко-литературного общества имени Пушкина при Петроградском университете. Из Пушкинского семинария, руководимого Венгеровым, вышла целая плеяда выдающихся ученых-филологов — С. М. Бонди, Ю. Н. Тынянов, Н. В. Измайлов, В. М. Жирмунский, С. Д. Балухатый, Б. М. Эйхенбаум и многие другие.
После установления советской власти Венгеров продолжил преподавательскую и лекторскую деятельность. В 1917 г. по его инициативе была создана Российская книжная палата в Петрограде, директором которой он являлся вплоть до своей кончины в 1920 г. (последовавшей после болезни, вызванной физическим истощением).
Первые литературно-критические и историко-литературные работы Венгерова приходятся на студенческие годы. С 1876 г. под псевдонимом «Фауст Щигровского уезда* он публикует в газете «Новое время» свыше 15 статей, составивших серию «Литературные очерки» и посвященных текущей русской литературе, преимущественно писателям второго ряда, без которых, по убеждению Венгерова, нельзя составить полного представления о литературном процессе. В это же время выходит в свет первое монографическое исследование молодого ученого «Русская литература в ее современных представителях. Ив. С. Тургенев. Критико-биографический этюд» (1875). По замыслу автора, книга должна была положить начало серии очерков о крупнейших русских писателях. Уже в этой работе Венгеров выступил сторонником культурно-исторической школы. Он стремился вписать анализ произведений писателя в круг вопросов, которые волновали общество. Выдающийся человек важен исследователю «как дитя своего времени», литература для него — «нс что иное, как отражение нравов, обычаев, понятий и идеалов того общества, где она зарождается и выражением которого она служит». Тургенев, по мнению автора, в своих основных произведениях, таких как «Записки охотника», «Накануне», «Отцы и дети», «Ася», выделяется тремя главными чертами: чуткостью ко всем движениям в русском обществе, реальностью и вместе с тем индивидуальностью (задушевной простотой). Этюд получил одобрение самого Тургенева, признавшего в письме к Венгерову, что в книге «есть много справедливого и хорошего». Помимо методологии культурно-исторической школы, в этой работе заметно влияние видных идеологов народничества — Н. К. Михайловского и П. Л. Лаврова. Именно от Лаврова Венгеров перенял принцип «примиряющей эклектической критики», ставший для ученого основным философско-эстетическим посылом во всех его последующих работах.
Идея Венгерова написать ряд критико-биографических очерков о русских писателях воплощалась на протяжении всей его жизни, правда, не в виде монографий, а в виде журнальных публикаций или сопроводительных статей к изданию сочинений того или иного автора. Он написал биографические очерки, посвященные Н. А. Некрасову (1878), И. И. Лажечникову (1883), А. Ф. Писемскому (1884), И. А. Гончарову (1885), А. В. Дружинину (1895), Н. В. Гоголю (1902), А. П. Чехову (1903), К. С. Аксакову (1912) и др.
В 1878—1879 гг. была продолжена серия «Литературных очерков», но уже в газете «Русский мир». Одновременно Венгеров публикует статьи по самым широким вопросам общественной, политической и литературной жизни России и Европы. В 1881 г. он принимает участие в Венском Литературном конгрессе, что побуждает его написать ряд очерков о гуситском движении.
В начале 1880-х гг. происходит интенсивное сближение Венгерова с партией «Народная воля». Он даже становится редактором народнического журнала «Устои». Несмотря на свою умеренность, журнал подвергался жестким цензурным преследованиям. На третью его книжку в 1882 г. был наложен арест, в том числе и из-за статьи Венгерова «Ложная сентиментальность». Все это привело к тому, что на протяжении более десяти лет Венгеров находился под негласным полицейским надзором.
Цензурным притеснениям подверглось и созданное им в этот период фундаментальное историко-литературное исследование «История новейшей русской литературы. От смерти Белинского до наших дней. Ч. 1. Конечные годы дореформенной эпохи (1848—1855)» (1885). История литературы здесь представлена в широком смысле, как история культуры и общественной мысли. Автор обращает особое внимание на идейное развитие российского общества — борьбу течений западников и славянофилов, деятельность Петрашевского, Герцена и Бакунина, политическую реакцию мрачного семилетия. Через эту призму Венгеров рассматривает и развитие литературы, пытаясь выделить определенную тенденцию в общественно-литературной жизни России и Запада. По постановлению Комитета Министров книга была запрещена и уничтожена, хотя часть ее тиража все же разошлась и получила определенный резонанс.
На середину 1880-х гг. приходится и начало осуществления Венгеровым своих обширных по замыслу и скрупулезных по исполнению библиографических трудов, выдвинувших его в первый ряд русских библиографов. Библиографические работы Венгерова до сих пор остаются в числе образцовых и сохраняют свое практическое значение, несмотря на то что все они либо из-за недостатка финансирования, либо из-за чрезмерной масштабности остались незавершенными. Одной из задач, поставленных ученым-библиографом, было издание сочинений, «обобщающих и сводящих воедино отдельные факты нашей письменности».
Первым в числе его грандиозных проектов оказался «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (От начала русской образованности до наших дней)» (1886—1904). Издание словаря, закончившееся на шестом томе, было доведено до буквы «В». При его составлении Венгеров не ограничивался сбором чисто библиографического материала: на основании работы с библиотечными, архивными источниками, автобиографиями он стремился дать критическую оценку деятельности писателя или ученого.
Конечно, в одиночку осуществить это было не под силу даже такому неутомимому и энергичному человеку, как Венгеров. К участию в работе над словарем был привлечен широкий круг ученых. Несколько статей написал философ В. С. Соловьев, статью о
Т. М. Бондареве — Л. Н. Толстой. Самому Венгерову принадлежит свыше 600 статей и заметок. В вышедших шести томах содержатся сведения более чем о 2000 русских писателей и ученых. Однако постепенно характер издания менялся, оно все более становилось похожим на сборник статей и материалов и поэтому было в конце концов приостановлено самим автором.
Параллельно с работой над словарем Венгеров приступает к реализации другого библиографического издания — «Русские книги. С биографическими данными об авторах и переводчиках (1708—1893)» (1895—1899). Субсидировать его согласился сибирский купец и знаменитый библиофил Г. В. Юдин. В «Русских книгах», задуманных как 25-томное издание, Венгеров планировал дать исчерпывающую библиографию всего, что было издано на русском языке за два века, охватив не только художественную литературу, но и все явления интеллектуальной жизни России. В библиографическом отношении «Русские книги» стали шагом вперед в плане научности и освобождения от субъективности в оценках писателей и их произведений, дававших себя знать в словаре. Однако издание оказалось убыточным и было прекращено на третьем томе. По сути, его можно рассматривать как дополнение к «Критико-биографическому словарю».
Возвращение к преподавательской работе в Петербургском университете в 1897 г. ознаменовало новый этап в эволюции историко-литературной концепции Венгерова. В 1898 г. в журнале «Вестник Европы» была напечатана его вступительная лекция «Основные черты истории новейшей русской литературы», позднее неоднократно переиздававшаяся и переведенная на немецкий, чешский и болгарский языки. Первая часть лекционного курса была посвящена переломному этапу развития русской литеразуры — эпохе Белинского. Именно Белинский, по мнению Венгерова, стоит у истоков «всей новой русской литературной мысли». В 1897 г. литографированный курс лекций Венгерова под названием «Эпоха Белинского» был опубликован и позже неоднократно переиздавался.
Продолжая свою основную идею об учительском характере русской литературы, которая «никогда не замыкалась в среде чисто художественных интересов и всегда была кафедрой», Венгеров делает вывод о том, что вся история литературы сводится, во-первых, к истории смены идей и настроений, волновавших русское общество, и, во-вторых, к истории взаимодействия между общественной жизнью и литературой. Форма художественного творчества не играет роли, поэтому она относительно неподвижна и, по утверждению ученого, может не меняться столетиями.
Среди писателей этого периода особое внимание Венгеров уделяет «всеобъемлющему гению» — Пушкину, который для него в первую очередь выразитель «напряжения гражданского чувства», и — Белинскому, в духовной красоте которого заключается «лозунг всей последующей литературы». Поэтому «главная задача историка русского литературного движения — ознакомить читателя с тем, как выполнялся великий завет Белинского».
В «Основных чертах...», так же как и в более поздних обобщающих историко-литературных трудах, Венгеров создал собственный литературоведческий жанр, характеризующийся своеобразным синтезом литературно-критического и историко-литературного подходов к оценке литературных явлений. Он отказался от обычной для академических «историй» монографической группировки материала. В отличие от других представителей культурно-исторической школы — П. Н. Сакулина и И. И. Замотина, наметивших принципы типологического изучения литературы, или А. Н. Пыпина и Н. С. Тихонравова, анализировавших конкретные связи литературы с историей на большом историко-литературном материале, Венгеров пытазся дать суммарное определение некоторых общих закономерностей русской литературы XIX в. В целом в его работах преобладают принципы социологического анализа, типичные для культурно-исторической школы, но одновременно просматривается и явный интерес к психологическому аспекту, который проявляется в стремлении определить психологическую доминанту эпохи.
Попытка Венгерова дать обобщающую характеристику развития русской литературы вылилась в стремление наметить периодизацию «новейшей» русской литературы, то есть литературы второй половины XIX в. Соглашаясь в целом с предложенным В. Г. Белинским делением литературы XVIII — начала XIX в. на ломоносовский, державинский и пушкинский периоды, Венгеров счел, что применительно к последующим этапам такой принцип периодизации через личности неприемлем, поскольку писатели этой поры «никогда не создавали настроений, а только подчинялись им и выражали их». Невозможно, по его мнению, установить периодизацию и по литературным стилям, так как «с 1840-х годов безраздельно установился реализм». Поэтому ученый предлагает деление «по кругу идей» и по именам «представителей теоретической мысли». В соответствии с этим он выделяет в литературном процессе годы русского гегельянства, эпоху реформ, эпоху народничества и т. д. Венгеров отвергает термин «гоголевская эпоха» применительно к литературе 30—40-х гг., выдвинутый Н. Г. Чернышевским, и предлагает называть это время эпохой Белинского, так как именно его идеи во многом определяли характер литературы в эти годы.
В статье «Этапы неоромантического движения» (1910), включенной в первый том выходившей под редакцией Венгерова многотомной «Русской литературы XX века», ученый выступил со своей концепцией литературного движения на рубеже веков, назвав его «неоромантическим периодом». По его мнению, основные черты литературного процесса начала XX в. проявились уже в 1890-е гг., когда «обозначились контуры новых общественных настроений». Именно тогда, после эпохи уныния и общественной апатии 1880-х гг., началась «переоценка всех ценностей» и «отказ от наследства, завещанного прежними периодами русской духовной жизни». В отличие от большинства современников, Венгеров находит в литературных явлениях 1890-х гг. «творческие зародыши какого-то обновления, лучшего будущего», «поиски идеалов». Именно как тоску по идеалу он трактует творчество А. П. Чехова в этот период. Типологические черты общественно-литературной ситуации привели и к появлению новых для русской литературы течений — декадентства и символизма.
Именно общественные настроения обусловили яркую вспышку романтических тенденций не только в русской, но и в мировой литературе конца XIX в.
Венгеров весьма эмоционально характеризует тенденции новейшей «литературной психологии». Эпоха рубежа веков, по его мнению, характерна «бурной чрезвычайностью», а все известные писатели этого периода переживали, хотя и по-разному, состояние «замечательной возбужденности». Именно это и обусловило эволюцию «неоромантического периода» русской литературы, длившегося, по мнению исследователя, с 1890 по 1910 г. «Чрезвычайность* выразилась в тяготении к «надземному», «надмирному», что нашло воплощение в богоискательстве и мистицизме. Другая сторона «чрезвычайности», наиболее ярко проявившаяся в первое десятилетие XX в., — «волна чувственности» с уклоном в сторону горячечного, экстравагантного «оргиазма».
Анализируя гносеологию «неоромантизма», ученый усматривает его корни в ницшеанстве как философском течении, которым увлекалась значительная часть интеллигенции на рубеже веков. Характерно, что «напряженность чувствования, общее стремление к чрезвычайности» Венгеров связывает с революцией 1905 г. и считает это психологическое настроение общим для всех литературных течений эпохи. Таким образом, в оценке «неоромантизма* он исходит из психологического его понимания, соотнесенности с общественными настроениями. Эта концепция была конкретизирована ученым в главах «Русской литературы XX века», посвященных творчеству М. Горького, Л. Андреева и других писателей того периода.
Помимо проблем общей периодизации русской литературы Венгеров в 1910-е гг. занимается выяснением своеобразия и неповторимости русской классической литературы, определением ее мирового значения. В основе философских концепций таких работ, как «Героический характер русской литературы* (1911), «В чем очарование русской литературы XIX века?» (1911), «Рыцарство духа» (1914), «Русская литература в средней школе, как источник идеализма» (1916), просматриваются две сквозные мысли: об исключительном героическом идеализме русской интеллигенции и об исключительном величии русской литературы, сочетающей в себе красоту и тоску по идеалу.
В творениях русских писателей, утверждал Венгеров, «эстетическая мощь теснейшим образом переплетается с высотой этического полета», причем этическое начало, «жажда подвига», иррациональная жертвенность, глубоко сидящие в области бессознательного, и определяют национальное своеобразие русской литературы, ее отличие от литературы западноевропейской. Литература становится «центральным проявлением русского духа», «кафедрой», с которой раздается «учительное слово». Ей присущи преобладание общественных интересов над интересами личности, высокая гражданственность, «религиозность доподлинная» не как черта мировоззрения, а как черта темперамента, то есть готовность жертвовать во имя того, что считается святым. Эта религиозность в сочетании с общественно-политическим направлением идеала, по убеждению Венгерова, придала литературе характер не теории, а действования. Отсюда следует прямой вывод о том, что «вековая работа героической русской литературы — вековая подготовка революции». Учительность без абстрактного теоретизирования, а в подлинно художественном претворении — в этом и есть «очарование» русской литературы.
«У русских писателей, — пишет Венгеров, — жизненность изображения доведена до полного воспроизведения действительности, и это до последних пределов реальное воспроизведение, все-таки, озарено светом идеала и полно такой любви к человеку, о которой и помину нет даже у крупнейших европейских реалистов». Этим объясняется, считает ученый, успех и влияние русской литературы на Западе. Она стоит не только наравне, но и выше западноевропейской литературы.
Обоснование героического и гражданского пафоса русской литературы встретили одобрение М. Горького, который в письме к ученому пожелал его книге «Героический характер русской литературы» как можно более широкого распространения «в это мутное время», что помогло бы многие недоразумения «осветить и рассеять».
Давая общую оценку историко-литературной концепции С. А. Венгерова, нетрудно заметить, что его методология во многом уязвима. Ученый не раз оказывается в плену собственных теоретических схем. Его попытка рассмотреть русскую литературу в виде единого потока, преувеличение роли идеологии при анализе литературного произведения и одновременно недооценка эстетического своеобразия литературы, односторонняя трактовка вопроса о мировом значении русской литературы, преобладание эмоциональных определений — все это снижает научную значимость историко-литературного наследия ученого. Однако сама попытка изучения в единстве эпохи и литературы, рассмотрение связи писателя с общим настроением своего времени и, наконец, стремление определить национальную специфику отечественной литературы, ее нравственно-этическое богатство — те позитивные моменты, которые не утратили своего значения для современного литературоведения.
Завершая анализ обширного наследия С. А. Венгерова в области истории литературы и литературной библиографии, нельзя не сказать еше о двух незаконченных библиографических трудах ученого 1910-х гг., задуманных как продолжение и расширение «Критико-биографического словаря русских писателей*. Это «Источники словаря русских писателей» в 4 томах (1900—1917), доведенные до буквы «Н», а также два тома «Предварительного списка русских писателей и ученых и первые справки о них», содержащие 33 тысячи имен.
С. А. Венгеров увековечил свое имя рядом образцовых для своего времени эдиционно-текстологических работ. В 1893—1901 гг. под его редакцией выходит уникальное семитомное издание «Русская поэзия», в котором с большой полнотой представлены стихотворные тексты вплоть до начала XIX в. с биографическими статьями, комментариями и отрывками из критических и научных статей об авторах. Стараниями Венгерова были введены в оборот многие малоизвестные сведения о поэтах XVIII в., что позволило А. Н. Пыпину, внимательно следившему за всеми выпусками «Русской поэзии», сказать, что поэзия прошлого века «представлена здесь в таком обилии, как это еше никогда не было сделано».
В 1900 г. Венгеров начинает издавать Первое полное собрание сочинений высоко ценимого им В. Г. Белинского (при жизни Венгерова вышло 11 томов, тома 12 и 13 вышли в 1926—1948 гг. под руководством проф. В. С. Спиридонова).
С 1901 г. ученый становится редактором «Библиотеки великих писателей» издательства Брокгауза и Ефрона; под его руководством выходят комментированные собрания сочинений А. С. Пушкина, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, Ж.-Б. Мольера.
В 1906 г. Венгеров основал в Петербурге издательство «Светоч», в котором начал выпускать произведения, запрещенные до революции 1905 г., в том числе — «Письмо Белинского к Гоголю*. Библиографический энциклопедизм в сочетании с просветительскими задачами нашел проявление в выпуске серий «Материалы для истории русского общественного движения», «Избранные произведения политической литературы», «История религий» и др. В 1909 г. издательство было закрыто, но Венгеров возобновил эту деятельность после Февральской революции 1917 г.
Изданный под его редакцией и при непосредственном участии трехтомник «Русская литература XX века (1890—1910)* (1914—1918) стал первым крупным историко-литературным сводом критических, исследовательских и библиографических материалов по изучению литературного процесса на рубеже веков, сохранившим свое познавательное значение и по сей день. Последнее издание этого труда вышло в свет в 2000 г.
После смерти ученого остался биобиблиографический архив — 2 миллиона карточек, 3500 автобиографий, 35 000 единиц иконографии, который был передан в рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Частично этот архив отражен в современном издании «Русская интеллигенция: Автобиографии и биобиблиографические документы в собрании С. А. Венгерова» (2001).
Даже краткий обзор беспримерной по своему масштабу и культурной значимости деятельности С. А. Венгерова — выдающегося библиографа, яркого литературоведа, одного из первых историков русской литературы XX в. — дает возможность оценить его жизнь как настоящее подвижничество, самоотверженное, почти религиозное (в Венгеровском понимании этого слова) служение на благо отечественной науки и культуры.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ С. А. ВЕНГЕРОВА
Собрание сочинений: Т. 1—5. СПб.: Прометей, 1911 — 1913. Т. 1. Героический характер русской литературы. 1911. 205 с.; Т. 2. Писатель гражданин. Гоголь. 1913. 8, 238 с.; Т. 3. Передовой боец славянофильства. Константин Аксаков. 1912. 6, 247 с.; Т. 4. В чем очарование русской литературы? (речи и выступления). 2-е изд., превраш. в сборник. Светоч, 1919. 160 с ; Т. 5. Дружинин, Гончаров, Писемский. 1911. 4, 275 с.
История новейшей русской литературы. От смерти БелиН' кого до наших дней. СПб.: Типо-лит. А. Е. Ландау, 1885. Ч. I. Конечны! гч 1Ы дореформенной эпохи (1848—1856). XXVIII. 235 с.
Источники словаря русских писателей / Собрал А. С. Вен орон. СПб.: 1900—1917. Т. 1. Аарон — Гоголь. 1900. VI, 814 с.; Т. 2. Гогоик;; i — Карамзин. 1910. 598 с.; Т. 3. Карамышен — Ломоносов. 1914. 542 с.; Т. 4. Чоначевский — Некрасов. 1917. 542 с.
Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала образованности до наших дней: Т. I—VI. СПб.: Семенова. 1Я ип. (И. Ефрона), 1889—1904. |от А до Ввеленский|.
Очерки по истории русской литературы. 2-е изд., без перемен. ( Нб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1907. 8. 492 с. (Б-ка «Светоча». С рия «История и теория литературы*. № 4).
Иван Сергеевич Тургенев: критико-биографический очерк: в 2 ч. ( Пб.: Тип. И. П. Попова, 1877. 4, 184, 164 с.
Эпоха Белинского: обший очерк: 3-е изд. П.: Светоч, 1919. 64 с.
ЛИТЕРАТУРА 0 ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ВЕНГЕРОВА
Калентьева А. Г. Влюбленный в литературу: очерк жизни и деятельности С. А. Венгерова (1855—1920). М.: Книга, 1964. 80 с. (Деятели книги).
Поляков А. С. Труды профессора С. А. Венгерова. Библиографический перечень. М.: Л. Э. Бухгейм, 1916. VI, 77 с.
Фомин А. Г. С. А. Венгеров как организатор и первый директор Российской книжной палаты. Л.: Прибой, 1925. 48 с. (Ин-т книговедения).
Фомин А. Г. С. А. Венгеров как профессор и руководитель Пушкинского семинария // Пушкинский сборник памяти профессора Венгерова. М.; Пг.: Госиздат, 1922. С. I—XL.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ КЛЭ; РП I; Славяноведение.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.