ВЕНГЕРОВА Изабелла Афанасьевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Венгерова, Изабелла Афанасьевна

(дочь Паулины Венгеровой; см.) — пианистка; род. в Минске в 1877 г. По окончании Минской гимназии переселилась в Вену, где окончила в 1895 г. консерваторию по курсу фортепианной игры, после чего занималась в течение двух лет у профессора Лешетицкого. Позже В. занялась педагогической деятельностью в Киеве, где часто появлялась в концертах. С 1900 г. В. стала выступать перед петербургской публикой: в симфоническом концерте оркестра графа Шереметева, в камерном концерте квартета герцога Мекленбургского, а также в собственных Clavierabende, каковые устраивает с тех пор ежегодно. В 1904 году В. сдала при Петербургской консерватории экзамен на звание свободного художника, в 1907 г. получила приглашение занять в консерватории место младшего преподавателя фортепианной игры и уже через год (вместо обычных трех лет) получила место старшего преподавателя. В. предпринимала неоднократно концертные турне по провинции.


А. Т.


{Евр. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ВЕНГЕРОВА Изабелла Афанасьевна
17.2,1877, Минск - 7.2.1956, Нью-Йорк) пианистка, педагог, младшая сестра З.Венгеровой.
Музыкальное образование получила в Венской консерватории у Й.Даха.
После окончания курса в 1895 В. на протяжении двух лет совершенствовалась под руководством Т.Лешетицкого, а затем, уже в Петербурге, занималась с А.Есиповой, одной из самых выдающихся пианисток, вышедших из его класса. В 1904 В. экстерном закончила Петербургскую консерваторию, а спустя три года стала ее преподавателем (в 1913-21 - профессором).
Как исполнитель она выступала нечасто, главным образом в ансамблях, в том числе со скрипачом И.Налбандяном. Рецензенты особенно отмечали прекрасное туше пианистки, «ласкающую интимную мягкость» и «проникновенную строгость» ее игры. «Звук ее был подобен бархату», - вспоминала одна из учениц. Сравнительно скромные масштабы исполнительской деятельности В. объяснялись, вероятно, размахом ее педагогической работы. «Музыка занимает у меня 1 1 часов в день, и иногда я чувствую себя совсем уставшей, - сообщала она в одном из ранних писем. - У меня 45 учеников, 20 консерваторских и 25 частных».
Покинув Петербург в 1921, В. некоторое время гастролировала в России и Европе, пока в 1924 не перебралась из Вены в США. Ее американский дебют состоялся 8.2,1925 с Детройтским симфоническим оркестром: пианистка исполнила Концерт Шумана. Вскоре она снова обратилась к преподаванию. Вместе с И.Гофманом приняла участие в организации Музыкального института Кертиса в Филадельфии, ставшего вскоре одним из лучших музыкальных учебных заведений Америки. В нем В. до конца жизни вела фортепианный класс, приезжая 1-2 раза в неделю из Нью-Йорка, где жила постоянно. В 1950 она была удостоена звания почетного доктора: одновременно В. преподавала фортепиано в нью-йоркском Маннес-колледже (с 1933), занималась с частными учениками.
С самого начала деятельность В .-педагога пользовалась в США высочайшим авторитетом. Пианистку можно назвать в ряду основоположников американской фортепианно-педагогической школь1. В 20-е - 30-е она одной из первых привнесла в фортепианное обучение дух высочайшей требовательности и профессионализма, характерный для ее великих учителей, Лешетицкого и Есиповой. В работе она по-своему развивала их педагогические принципы. Так, ставя ученикам руки, В.
добивалась того, чтобы локти держались в стороне от корпуса, запястья были абсолютно свободны, а пальцы сохраняли полукруглое положение, что должно было придать им силу и точность. Много внимания уделяла она пальцевой технике. При этом после нажатия клавиши палец должен был мгновенно сниматься и переноситься в положение над следующей клавишей, той, которую необходимо ему взять. Движения пальцев и предплечья координировались между собой. Таким образом удавалось добиться разнообразия и богатства фортепианного звучания. Ученик В.
известный американский пианист Дж.Латейнер, так сформулировал ее основные требования: певучий звук и красивое легато; рука, следующая за рисунком пассажа; погружение пальцев глубоко в клавиши: гибкость запястья. В начале обучения каждый ученик В. проходил курс интенсивной технической тренировки. Вот как характеризовала своего профессора одна из учениц: «Ее знание необъятной фортепианной литературы было поразительным, ее настойчивость в дотошном внимании к каждой детали - невероятным. Каждая нота, фраза, палец, звук, нюанс, педаль должны были быть совершенством. Такое строгое отношение к мелочам не затемняло однако целого. По натуре она была подлинным романтиком. Она придавала большое значение виртуозности и крупному сочному звуку, словно «льющемуся» из фортепиано. Ее подход к темпам был полон молодой свежести и горячности. У нее был прекрасный вкус и живое воображение». Ученики вспоминают В. как чрезвычайно властного и строгого человека - слово похвалы от нее было величайшей редкостью.
Но эта строгость, как и у многих других преставителей русской фортепианной педагогики, обуславливалась творческой бескомпромиссностью, стремлением к совершенству, к передаче всей глубины и красоты, заложенных в музыке.
За более чем 30 лет работы в Америке В. воспитала огромное число музыкантов, среди которых известнейшие композиторы и пианисты С.Барбер, Л.Бернстайн, Л.фосс, Г.Графман, Л.Пеннарио. Многие ее ученики, став педагогами, и сейчас продолжают за рубежом русскую пианистическую традицию.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции