ВЕНСКАЯ ШКОЛА (или ВЕНСКИЙ КРУЖОК, «МОЛОДАЯ ВЕНА»)
ВЕНСКАЯ ШКОЛА (или ВЕНСКИЙ КРУЖОК, «МОЛОДАЯ ВЕНА»)
Группа австрийских писателей-импрессионистов, главой которых первоначально считался Герман Бар (1863-1934), впоследствии Петер Альтенберг (1859-1919). Творчество представителей Венской школы может быть до известной степени рассмотрено как образец наиболее «чистого» импрессионизма в западноевропейской литературе к. 19-нач. 20 веков, хотя другой видный художник этой школы Гуго фон Гофмансталь (1874-1929) достаточно часто воспринимается современной критикой и как символист, и даже как неоромантик. В рамках этой школы происходит становление и оформление основных творческих, опирающихся на импрессионисткое видение мира, идей Райнера Марии Рильке, который из Праги переезжает в Вену. Венский кружок на разных этапах своего существования порождал противоположные, иногда враждующие друг с другом объединения. Так, например, движение «Свободная сцена, союз молодых литераторов», имевшее очень недолгую жизнь, развалилось на два лагеря: «Объединение ради новой жизни» и «Сецессион». В круг имен, принадлежащих Венской школе чаще всего включают, кроме уже упомянутых авторов, Феликса Дермана (1870-1928), Феликса Зальтена (1869-1947), Артура Шницлера (1862-1931), Рихарда Беер-Гофманна (1866-1945). Наряду с традиционными для жанровой системы импрессионизма — небольшим лирическим стихотворением-фрагментом, стихотворением-портретом, импресси-онистской драмой «состояния» («Смерть Тициана» Гуго фон Гофмансталя), Венская школа интенсивно разрабатывает жанр прозаической миниатюры, («наброска», «эскиза», «этюда»), фиксирующей через образ-впечатление фрагменты жизни. Своеобразным эстетическим манифестом Венской школы была книга П. Альтенберга «Как я это вижу» (1901), представляющая собой собрание миниатюр-впечатлений. Поэтика жанра миниатюры-«этюда» с ее архитектоникой впечатления-фрагмента в дальнейшем оказала влияние на новеллистику и поэзию P. M. Рильке. Лит-ра: Л Г Андреев. Импрессионизм. – М., 1980; А. В. Михайлов. Из источника великой культуры // Золотое сечение. Австрийская поэзия XIX – XX веков в русских переводах. – М., 1988; Ю. Архипов. Гуго фон Гофмансталь: Поэзия и жизнь на рубеже веков // Гофмансталь Г. Избранное. – М., 1995.
Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.