состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.
вера
Вера
одна из трех основных христианских добродетелей. Апостол Павел говорил следующее: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. А без веры угодить Богу невозможно» (Послание к Евреям, 11, 1–6). Однако с верой должны быть нераздельны и добрые дела, так как «вера без дел мертва есть». На необходимость веры указывает и святой Кирилл: «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою». На вере стоит все земледелие: ведь если кто не верит, что соберет созревшие плоды, тот не будет работать. Верой живут и мореплаватели, отдавшие себя на попечение водной стихии.
Источник: Православная энциклопедия.
ВЕРА
одна из трех главных христианских добродетелей. По ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры невозможно угодить Богу (Евр 11:1, 6). Но с верою должны быть неразлучны и добрые дела, иначе — вера без дел мертва (Иак. 2:20). Необходимость веры св. Кирилл изъясняет так: “не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастите плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря” (Огласит, поуч. 5).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
вера
священный дар Божий (1Кор 12.3,9, ср. Ин 6.44,65). Вера-жизнь праведного (Гал 3.11). Но как и во всем остальном в мире, и в вере есть масса подделок (ср. 2Кор 11.13-15). Например, за веру повсеместно принимается само хождение в церковь (см.), но это великое заблуждение (и оно тем громаднее и опаснее, чем продолжительнее это хождение и чем глубже проникновение ходящего в ее дела). Посещение церкви при некоторых обстоятельствах (при наличии на то воли Божией), конечно, может оказаться началом, зарождением веры, но не больше. Здесь можно привести такую аналогию-беременная женщина, пришедшая в родильный дом, еще не есть верный признак того, что на свет появится добрый человек (иначе откуда было бы столько убийц, воров и обманщиков?). Но в любом случае появившийся на свет человек не остается долго в колыбели... Не следует забывать, что не противники Бога, а именно «верующие» окажутся перед печальным концом, описанном в Мф 7.21-23.
Вера
в самом общем смысле первичная интуиция истины и основополагающее начало человеческого сознания. Христ. В. понимается православием не просто как субъективное и неопределенное чувство бытия Бога, но и не как слепая безличная приверженность традиционным авторитетам, а прежде всего как глубоко персональная духовная сопричастность христианина образу Христа в качестве Богочеловека и Спасителя. Именно безоговорочное принятие в свое сердце этого Живого Образа, ввиду его безусловной нравственной красоты и духовной силы, позволяет отдельной личности приобщиться к сверхрациональным началам вероучения Церкви, содержащим соборно проясненное и богословски осмысленное учение о Боге, мире и человеке. В таком своем качестве В. есть не только акт человеческой свободы, но и дар благодати. Православное понятие о В. в конечном счете предполагает: 1) мистическую связь со Христом Спасителем в глубинах человеческого сердца; 2) духовное принятие догматов Церкви, решимость придерживаться их в личной жизни, проповедовать и отстаивать их в полемике с противниками христ. веры; 3) безусловное доверие Богу как Творцу, Промыслителю и Спасителю мира. Православие, в отличие от инославных учений, не ограничивается наставлением о необходимости христ. В. и добрых дел для праведной жизни и спасения христианина, но указывает на действительное богообщение и обожение человека как на высшие цели духовного развития личности. В тех же случаях, когда человек по объективным причинам (тяжелой болезни, ранней смерти) не может осуществить достойных В. деяний и духовного подвига, православная традиция признает достаточность В. и крещения для спасения души.
Источник: Краткий православный словарь.
«ВЕРА»
камерный хор ДМШ им. В.Я. Шебалина. Лауреат международных конкурсов камерный хор «В.» создан дирижером-хормейстером Татьяной Коваленко в 1993 г. в ДМШ № 48 им. В.Я. Шебалина (директор школы — А.А. Кабанов). В хоре поют около 30 человек, в основном девочки от 10 до 17 лет. «В.» — один из немногих детско-юношеских хоровых коллективов, пользующихся международной известностью; хор поет как в православных храмах России, так и в кафедральных соборах Западной Европы. Хор гастролировал в США и ЮАР, Франции и Японии, Италии, Испании и Австрии. «В.» — активный участник культурных программ Правительства Москвы, Российского фонда культуры, Международной ассоциации «Классическое наследие». Хор выступал во всех трех залах Московской государственной консерватории, Московском международном Доме музыки, Оперном доме музея-заповедника «Царицыно», Органном зале Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки; он пел с университетскими хорами США (Принстон) и ЮАР, с Капеллой под управлением Геннадия Дмитряка. Название хора не случайно: русская и западноевропейская духовная музыка составляет ядро его репертуара. Уже в 1995 г. «В.» завоевала право участия в первом рождественском богослужении на открытии храма Христа Спасителя. Хор выступал в Зале церковных соборов, он стал лауреатом Всероссийского фестиваля «Звезда Вифлеема», посвященного 2000-летию Рождества Христова; детям было доверено петь на клиросе во время праздничных богослужений на Патриаршем подворье (храм Живоначальной Троицы в Борисове). В первые годы существования коллектива его духовным окормлением занимались священнослужители московских храмов протоиереи Георгий Нефедов, Георгий Бреев и иерей Андрей Речицкий. Хористы получают духовное образование в воскресной школе при Патриаршем подворье. В 1997 г. во время Первой Венской хоровой ассамблеи хор получил персональное приглашение президента Международной ассоциации детских и юношеских хоров Pueri Cantores Вильгельма Байса принять участие в 29-м и 30-мВсемирных хоровых конгрессах: в 1998 г. «В.» пела в Барселоне, а в 1999 г. — в Риме, где в составе шести лучших хоров ребята выступали в заключительном гала-концерте в ватиканском «Конгресс-холле». В промежутке между конгрессами хор представлял Россию на 39-м Международном фестивале духовной музыки в Лорето (Италия), оказавшись в числе 14 коллективов, выбранных из 80 на отборочном туре. В последние годы хор стал частым гостем на студиях звукозаписи. В исполнении «В.» (вместе с заслуженным артистом России Феликсом Царикати) записан «Гимн Южного округа»; на студии «Мосфильм» сделаны записи песен для детского новогоднего праздника в Лужниках, телесериалов «День рождения Буржуя» и «Дракоша и К», международного музыкального проекта Андрона Кончаловского (с Элтоном Джоном), японского мультфильма «Алхимики». Еще одной недавно освоенной территорией стали для «В.» театрально-концертные проекты. Пожалуй, самым ярким из них было представление «Воздушные замки Вольферля, или 12 музыкальных эпизодов из жизни Моцарта» в Центре им. Вс. Мейерхольда, в котором дети участвовали наравне с известными драматическими и оперными артистами, оркестрами и хорами (они исполнили «Ave verum» Моцарта). Репертуар хора широк и разнообразен. Помимо духовной музыки «В.» исполняет произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, песни советских композиторов, современную отечественную и зарубежную хоровую музыку, народные песни. После окончания ДМШ многие хористы продолжают образование в музыкальных вузах, становясь вокалистами и хоровыми дирижерами. (С. Г.) Лит.: Галаганова С.Г. О «Вере» с надеждой и любовью // Человек. Культура. Город. 2006. № 5.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010