, сщмч., (22.10.1872—1918), церковный, политический и общественный деятель, член фракции правых III Государственной Думы, кандидат в члены Главного Совета Союза Русского Народа (СРН). Белорус. Окончил Витебскую ДС, рукоположен во иерея в 1896. Служил священником Березвечского женского монастыря (составил исторический очерк монастыря) и церкви ст. Глубокое Дисненского у. Виленской губ. С началом смуты 1905 выступил организатором Глубоковского отдела СРН, в котором занимал пост председателя. Скоро завоевал авторитет среди русского населения края, особенно среди крестьян. В 1907 избран депутатом III Гос. Думы от русского населения Виленской губ., член фракции правых, член комиссии по народному образованию и распорядительной комиссии. Был одним из инициаторов подготовки законопроекта о церковно-приходских школах, принимал активное участие в борьбе за его принятие Думой.
Получил особенную известность, когда однажды громко назвал направлявшегося к трибуне депутата трудовика Караваева, любившего подчеркивать, что он сидел на каторге за благо народа, «Каторгой», чем вызвал скандал в Думе. Из-за любви думских либералов к пустопорожним речам выступал с требованием сократить время прений на заседаниях Думы. Был членом депутации фракции правых, которая обратилась 14 нояб. 1908 к министру юстиции И. Г. Щегловитову с просьбой вмешаться и отменить решение Киевского суда об оправдании убийцы-еврея Бродского. Во время раскола в СРН поддержал Н. Е. Маркова, 23 мая 1910 избран кандидатом в члены Главного Совета СРН. Принимал активное участие в деятельности Союза. 25 марта 1911 на собрании СРН выступил с речью «Об участии духовенства в политической деятельности государства». 24 апр. на собрании СРН выступил с речью, посвященной истинному содержанию «гражданских свобод». Он подчеркнул, что свобода совести на деле стала «свободой от совести», «она удалила нас от Церкви, разлучила с Верой»; «она довела до того, что в столице рядом с нашими святынями строится языческая кумирня». Касаясь свободы слова и печати, он заявил, что она привела к тому, что «все наше родное, дорогое уничтожается, все русское безнаказанно оскорбляется». Следующая свобода — свобода союзов «вылилась в свободу союзов злонамеренных людей, ведущих свою разрушительную против государства и общества работу под видом разных обществ». Результатом свободы личности стал небывалый рост эгоизма и самолюбия в обществе, «а свобода действий как логическое последствие всех предыдущих свобод превратилась в свободу насилия над жизнью и имуществом ближних». Оратор подвел неутешительный итог: «Свобода обратилась в рабство греху». Помимо СРН принимал активное участие и в деятельности Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА): помогал в организации лекций на курсах для рабочих созданного при РНСМА 1-го Всероссийского экономического рабочего союза; был членом редколлегии «Книги русской скорби». 19 апр. 1912 избран членом Устроительного Совета Всероссийских Съездов. Участник Съезда сторонников Маркова (4-й Всероссийский съезд Союза Русского Народа в Санкт-Петербурге 14–16 мая 1912) и 5-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 16–20 мая 1912, на которых избирался членом комиссии для проверки полномочий делегатов съездов. После революции жил в г. Черкассы Киевской губ. По сведениям прот. М. Польского, принял мученическую смерть за Христа — был повешен на воротах собственного дома. Прославлен Русской Зарубежной Церковью на Архиерейском Соборе РПЦЗ в 1981.
Соч.: Березвечский монастырь Литовской епархии, Дисненского уезда. (Ист. очерк). Вильна, 1910.
Лит.: За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956. Биограф. словарь. Т. 1: А–К. М., 1997; Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер. в 2-х тт. Репринт. изд. М., 1993; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998. Арх.: РГИА. Ф. 1278. Оп. 9. Д. 121. А. Степанов
ВЕРАКСИН, о. Александр Сергеевич
ВЕРАКСИН, о. Александр Сергеевич
Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008