Вербицкая, Анастасия Николаевна - писательница. Родилась в 1861 г. в дворянской семье. Окончила курс в Елизаветинском институте в Москве, затем училась в московской консерватории; преподавала пение в московских учебных заведениях. В 1887 г. была напечатана в ""Русской Мысли"" ее повесть ""Разлад""; позднее помещала романы, повести и рассказы в разных журналах. С 1899 г. Вербицкая начинает издавать свои произведения отдельными книгами, имеющими на книжном рынке огромный успех. Всего издано ею 25 книг. Общее число экземпляров, в котором они разошлись, доходит до 500 000. Наибольшее распространение выпало на долю ""Ключей Счастья"" (1908 - 12); каждая из 4 частей этого романа расходится в 40 000 экземпляров. В том, что раньше писала Вербицкая, есть известные проблески литературности и добрых намерений. Как она сама заявила в автобиографии (""Сборник на помощь учащимся женщинам"", М., 1901), Вербицкая считала себя писательницей ""идейной"". Она - ревностная феминистка, страстно отстаивающая общественную самостоятельность женщины и ее право располагать своим сердцем. Женщина должна быть независимой от мужчины и жить исключительно своим трудом. Герои Вербицкой всегда примыкают к передовым течениям, и многие из них попадают в места весьма отдаленные. С чувством благоговения Вербицкая говорит о Михайловском , Шелгунове , Глебе Успенском . Женщины Вербицкой всегда остаются верными светлым идеалам; мужчины поддаются духу времени и стремятся к низменному буржуазному благополучию. Вся эта ""идейность"", однако, в значительной степени внешняя; если отбросить те пышные фразы, которые героини Вербицкой говорят, и обратиться к тому, что они чувствуют, то в основе получается женщина старого времени, когда вся женская жизнь сосредоточивалась на вопросе о любви. Прогрессивные героини Вербицкой чувствуют себя совершенно сраженными, как только сознают, что состарились, и их физическая привлекательность исчезла. В разработке сюжета произведений Вербицкой тоже весьма малое соответствие ""идейности"" замысла. Отделавшись немногими страницами проповеднического характера, Вербицкая сосредоточивается на амурных подробностях и ощущениях, описанных всегда с чрезвычайной обстоятельностью. Произведения Вербицкой лишены типичности и не отражают в себе действительности. Исключение составляет разве роман ""Вавочка"", едва ли не чрезмерно-реальная картина жизни московских ""полудев"" из той новой молодежи 80-х годов, которая выросла в гнилой атмосфере реакции и единственным лозунгом жизни признала наслаждение. ""Ключи Счастья"" - ниже всего другого, написанного Вербицкой. Они проникнуты тем дешевым романтизмом, который теперь встречается уже только в бульварных романах, рассчитанных на читателя дешевых листков. Однако у ""Ключей Счастья"" есть публика, падкая не на одну только ""занимательность"". 3 и 4 части романа, где автору, очевидно, уже совершенно нечего сказать, наполнены наполовину длиннейшими выписками из разных книг по истории искусств, описаниями галерей, картинами Италии, Бретани, Парижа и т. д. Это не интересно для обычного читателя бульварных романов и может привлечь только читателей с ""запросами"". Приходится, по-видимому, видеть одну из причин успеха ""Ключей Счастья"" в смеси модернизма, ницшеанства и даже анархизма с апофеозом свободной любви. Привлекает, очевидно, и злободневность романа: он затрагивает, так или иначе, почти все, чем волновалось общество в последние годы. С. В.