Вересаев

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВЕРЕСАЕВ
настоящая фамилия Смидович) Викентий Викентьевич (1867, Тула – 1945, Москва), русский писатель, литературовед, переводчик. Сын известного в Туле врача; мать Вересаева организовала у себя в доме первый в городе детский сад. В 1875–84 гг. учился в Тульской гимназии (окончил с серебряной медалью). В 1888 г. окончил историко-филологический ф-т Петербургского ун-та, в 1894 г. – медицинский ф-т Дерптского ун-та. Всю жизнь занимался врачебной практикой. Начал публиковаться как поэт в 1895 г. Создал цикл произведений о рус. интеллигенции, ее умонастроениях и исканиях на рубеже 19–20 вв.: повесть «Без дороги» (1895), раскрывающая трагедию народника – земского врача, чьи идеалы оказались опровергнуты действительностью; рассказ «Поветрие» (1898), героиня которого ищет выход из идейного тупика в марксизме; повесть «На повороте» (1902), отражающая подъем революционного движения в России и одновременно отход от него значительной части либеральной интеллигенции. Безусловный приверженец демократических и реалистических тенденций рус. литературы, Вересаев много пишет о тяготах жизни трудового народа – крестьян (рассказы «Лизар», «К спеху», «В сухом тумане», все – 1899; «Ванька», 1901; «В степи», 1902; и др.), фабричных рабочих и ремесленников (рассказ «На мертвой дороге», 1896; повесть «Два конца»: «Конец Андрея Ивановича» (1899) и «Конец Александры Михайловны» (1903). Широкую известность принесли Вересаеву автобиографические «Записки врача» (1901), посвященные сложным нравственным, психологическим, социальным и профессиональным проблемам, стоящим перед молодым и честным медиком, которого сама логика жизни превращает в противника существующих порядков. Участник (в качестве врача) Русско-японской войны 1904–05 гг., Вересаев в «Рассказах о войне» (1906) и публицистических очерках «На войне. (Записки)» (1907–08) запечатлел как героизм рус. солдат и офицеров, так и процесс разложения царской армии. Основной темой последующих произведений Вересаева (повести «К жизни», 1909; романов «В тупике», 1923–24; «Сестры», 1933; и др.) остаются судьбы рус. интеллигенции, главным образом в ее отношении к революции и советской власти. Член возникшего в 1890-е гг. демократического литературного кружка «Среда», руководимого Н. Д. Телешовым, автор сборников издательства «Знание», возглавляемого М. Горьким, Вересаев стал инициатором создания в 1912 г. и был до 1918 г. (с перерывами в 1914–17 призывался в действующую армию) главой знаменитого в свое время «Книгоиздательства писателей в Москве». Не без влияния путешествий в Италию, Грецию и Египет (1907, 1909–10) Вересаев в своей философско-критической работе «Живая жизнь» (ч. 1– «О Достоевском и Льве Толстом», 1910; ч. 2 – «Аполлон и Дионис (О Ницше)», 1914) выступает, вопреки «мрачному» миру, «страсти к мучительству» Ф. М. Достоевского и пессимизму Ф. Ницше, сторонником «органически радостного» жизнечувствования, естественного проявления «здоровых инстинктов» человека.
Особый интерес вызывают составленные исключительно из документальных источников литературоведческие труды Вересаева «Пушкин в жизни» (1925–26), «Спутники Пушкина» (т. 1–2, 1937), «Гоголь в жизни» (1933), а также мемуары писателя, отличающиеся свойственным ему вниманием к идейной борьбе современников («В юные годы», 1927; «В студенческие годы», 1929; «Невыдуманные рассказы о прошлом», 1941–45; «Записки для себя» (опубл. в 1968). Вересаеву принадлежат также блестящие переводы античных поэтов – Архилоха, Сапфо, т. н. «Гомеровых гимнов».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Вересаев

— псевдоним В. В. Смидовича (см.).


{Брокгауз}





Вересаев


[1867—] — псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Род. в гор. Туле в семье врача-общественника. Окончив классическую гимназию, он поступает на историко-филологический факультет СПб. университета и в 1888 получает звание кандидата исторических наук. Едет потом в Дерпт изучать медицину. В 1894 — он врач и приступает в родном городе к медицинской деятельности. Скоро переезжает в Петербург. В годы бездорожья, разочарований, пессимизма находит путь к марксизму и рабочим, примыкает к литому кружку марксистов (Струве, Туган-Барановский, Неведомский, Маслов, Калмыкова и др.) и сотрудничает в журналах: "Новое слово", "Начало", "Жизнь". В 1904, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу, и он отправляется на поля далекой Манджурии.


Началом лит-ой деятельности В. следует считать конец 1885, когда он помещает в "Модном журнале" стихотворение "Раздумье". Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а пролетариат — крестьянству. Творчество писателя этого времени — переход от 80-х гг. к 900-м, от Чехова к Горькому. В своей автобиографии В. пишет: "Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики... Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и. меня... Летом 1896 вспыхнула знаменитая стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью". Ближе к 1905 общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь "безумству храбрых"; В. не увлекся "возвышающим обманом", он не убоялся "тьмы низких истин". Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шла демократическая интеллигенция, связанная с прогрессивно-демократической мыслью и революционным движением. Поэтому В. и зовут художником-историком русской интеллигенции. Его творчество действительно отражает этап за этапом в развитии русской интеллигенции. Эти этапы отмечены даже в самом заглавии его произведений.


В 1894 была написана повесть "Без дороги". Автор дает картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением "проклятых вопросов" к старшему поколению (врач Чеканов) и ждет ясного, твердого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжелые, как камни, слова: "Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне дает? Оно уже давно мертво". Чеканов не хочет признать, "что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии" и погибает. В годы бездорожья, когда героически пала после уничтожения Александра II "Народная воля", интеллигенция действительно мучилась угрызениями совести, особенно под вопрошающим натиском молодежи, жаждущей полезной и разумной общественной деятельности, но не знающей, с чего и как начать. Такая полоса длилась целое десятилетие. За 90-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются "Критические заметки об экономическом развитии России" Струве, выходит книга Бельтова "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское "Новое слово", потом "Начало" и "Жизнь". В 1897 В. дает повесть "Поветрие". Наташа уже не томится "беспокойными исканиями", "она нашла дорогу и верит в жизнь", "от нее так и веет бодростью, энергией, счастьем". Повесть зарисовывает полосу, когда молодежь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и фабрики.


К началу столетия развертывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между "политиками" и "экономистами". В декабре 1900 начинает выходить "Искра". Организуются группы социалистов-революционеров, раздаются выстрелы Карповича и Балмашева. Выходит "Освобождение" — орган либеральной буржуазии. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью


зачитывается кадетско-идеалистическим сборником "Проблемы идеализма". Происходит идеологическое и психологическое расслоение интеллигенции. Этот процесс нашел свое отображение в повести "На повороте", вышедшей в конце 1902. Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъемом рабочего движения, историческая закономерность ее раздражает, хотя она и сознает: "я — ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности". Она не хочет чувствовать себя второстепенной, подчиненной силой, придатком к рабочему классу, каковым в свое время были народники по отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя остается прежней марксисткой, но мироощущение ее надломилось, изменилось. Она глубоко страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести, кончает самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве психологический распад выражен сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене, усадьбе, уютном кабинете и "чтобы все это покрывалось широким общественным делом" и не требовало больших жертв. В нем нет внутреннего мужества Вари, свое отступление он прикрывает ревизионистской теорией, философствуя, что в учении Бернштейна "больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме". Сергей — с налетом ницшеанства, он верит в пролетариат, чтит его, "но он хочет прежде всего верить в себя". Ой, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня — полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром своего молодого сердца. Без особого анализа отчетливо видны психологические сдвиги в рядах интеллигенции: примиряющийся Токарев, усомнившаяся Варя, уверенная Таня; чувствуется столкновение марксистской, эсеровской и ницшеанской идеологий. Бернштейн спорит с Марксом.


Война и пятый год нашли отражение в записках "На войне". Пронеслась революционная буря пятого года. Наступила реакция. Началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы. В 1908, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть "К жизни". Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими массами. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, "Я" и человечества вообще.


В первые годы Октябрьской революций интеллигенция настолько растерялась, что совершенно не поняла смысла совершившегося переворота и пошла за контрреволюцией. Эту смутную и печальную пору писатель отразил, выпустив в 1922 роман "В тупике". Дано семейство Сартановых. Иван Иванович, ученый, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, беспомощно шатается из стороны в сторону, не зная, что делать. Оба — по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид — коммунисты, они — по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.


Такова написанная В. художественная история русской интеллигенции за последние сорок лет.


В. — историк интеллигенции, но у него есть вещи о рабочих и крестьянах, правда случайные и для его творчества не характерные. В повести "Конец Андрея Ивановича", в очерке "На мертвой дороге" и в ряде других произведений писатель дает изображение рабочего на первой стадии развития его классовой сознательности. В прекрасном очерке "Лизар" рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено еще несколько очерков. Особо стоят нашумевшие в свое время "Записки врача", в которых автор с величайшей искренностью анализирует нравственные мучения молодого врача и вскрывает его сомнения, затруднения и беспомощность на работе. Большой интерес представляет работа о Достоевском, Толстом и Ницше, озаглавленная "Живая жизнь" (две части). Это теоретическое оправдание повести "К жизни"; здесь автор вместе с Толстым проповедует: "Жизнь человечества — это не темная яма, из которой оно выберется в отдаленном будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!.." "Не прочь от жизни, а в жизнь, — в самую глубь ее, в самые недра". Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь — вот основа жизни.


За годы революции вышли работы В.: "В юные годы" (Воспоминания); "Пушкин в жизни"; переводы с древнегреческого: "Гомеровы гимны", "Работы и дни" Гезиода.


По манере письма В. — реалист. Выдающимся художественным мастерством он не обладает, нередко публицистика вытесняет образ, а разговор заменяет действие. Что особенно ценно в творчестве писателя, — это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения социального вопроса. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.



Библиография: II. Кpанихфельд В., В. В. Смидович, "История русской литературы", под ред. Овсянико-Куликовского, т. V, М., 1908—1912; Львов-Рогачевский, В. В. Вересаев, "Русская литература XX в.", под редакцией С. Венгерова, т. I, М., 1914; Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919; Луначарский А. В., Этюды, М. — П., 1922.


Валерьян Полянский.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

ПЕРЕПИСЫВАНИЕ СЮЖЕТА О «НОВЫХ ЛЮДЯХ» В РУССКОЙ ПРОЗЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. (В.В. Вересаев и З.Н.

Магомедова Дина Махмудовна
Статья ставит перед собой две задачи.
Читать PDF
0.00 байт

«Бей его…» (из публицистики В. В. Вересаева)

Александров Алексей Вячеславович
Публикация не переиздававшихся после 1917 г. публицистических произведений В.В. Вересаева «Бей его!» и «Темный пожар», в которых автор выступал против самосудов и нетерпимости к иному политическому мнению.
Читать PDF
0.00 байт

Природа художественного синтетизма в творчестве В. Вересаева

Кондрашова Ирина Игоревна
В статье исследуется формирование нового этапа в развитии русской прозы и литературы в целом на основе анализа творчества В.В. Вересаева, показывается «новое» чеховское (бунинское) направление в русском литературном творчестве
Читать PDF
0.00 байт

Социальная и эстетическая рефлексия молодого В. В. Вересаева (на материале рассказа «Товарищи»)

Бондаренко Виктория Александровна
В данной статье анализируется общественная и художественная позиция молодого В.В. Вересаева. Рассказ «Товарищи» имеет достаточно сложную «языковую картину», которая подчеркивается «синусоидальной» композицией.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная и эстетическая рефлексия молодого В. В. Вересаева (на материале рассказа «Товарищи»)

Бондаренко Виктория Александровна
В данной статье анализируется общественная и художественная позиция молодого В.В. Вересаева. Рассказ «Товарищи» имеет достаточно сложную «языковую картину», которая подчеркивается «синусоидальной» композицией.
Читать PDF
0.00 байт

Специфика лаконизации текста — яркая черта идиостиля В. В. Вересаева

Римиханова Асият Низамиевна
Приемы «сжатия», «стискивания» сюжета, фразы, точный отбор фактов и деталей, в которых, как в капле воды, отражается мир, делают вересаевские миниатюры удивительно емкими. Язык В.
Читать PDF
0.00 байт

"записки врача" В. В. Вересаева как настольная книга начинающего доктора

Бородина М. А.
В статье предлагается рассмотрение "Записок врача" В.В.
Читать PDF
0.00 байт

Оппозиция «Прошлое-настоящее» в романе В. В. Вересаева «в тупике»

Урвилов В. А.
В романе «В тупике» русская революция 1917 года осмысляется через сопоставление «прошлое-настоящее». Показана особая роль художественного времени одного из самых активных структурообразующих элементов произведения.
Читать PDF
0.00 байт

Мотив знания / незнания в записках «На японской войне» В. В. Вересаева

Переславцева Руслана Станиславовна
В статье рассматривается тема русско-японской войны 1904-1905 гг., недостаточно изученной в отечественном литературоведении.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкальное начало в рассказе В. В. Вересаева «Загадка»

Давиденко Р.С.
Исследуется запечатлённый Вересаевым образ музыки, выявляя систему взаимодействия таких её составляющих, как гармония, мелодия и ритм.
Читать PDF
0.00 байт

Роман В. В. Вересаева «в тупике»: летопись «Хамского» царства революции

Новичкова Дарья Александровна
Статья посвящена исследованию взглядов русского писателя В.В. Вересаева на итоги революции 1917 г.
Читать PDF
0.00 байт

Мастерство диалога в романе В. В. Вересаева "в тупике"

Новичкова Дарья Александровна
Цель данной работы выявление типов и функций диалога как одного из главных средств художественности в романе В. Вересаева «В тупике», посвящённом послереволюционным событиям на юге России.
Читать PDF
0.00 байт

О ВКЛАДЕ В.В. ВЕРЕСАЕВА В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ

Данилкина Татьяна Владимировна
Исследованы философские аспекты литературного творчества В.В. Вересаева. Определены философские концепции, оказавшие значительное воздействие на мировоззрение писателя.

Похожие термины:

  • Вересаев, В

    (псевдоним Викентия Викентьевича Смидовича) — известный беллетрист, публицист и литературовед. Род. 1867 в Туле, в семье врача, общественного деятеля. В 1884 В. окончил тульскую гимназию, в 1888 — филолог
  • Вересаев, Викентий Викентьевич

    (Смидович). Род. 1867, ум. 1945. Писатель, автор повестей "Без дороги" (1895), "Записки врача" (1901), критико-философских произведений о русских писателях (о Л. Н. Толстом и др.), документальных книг о П
  • Вересаев (Викентий Викентьевич Смидович)

    Вересаев - литературное имя Викентия Викентьевича Смидовича. Родился в 1867 г., в Туле, в интеллигентной русско-польской семье; поступил сначала на историко-филологический факультет Петербургского