(Остап Микитин В.) — известный малороссийский кобзарь, один из последних представителей малороссийского народн. музык. творчества. Род. около 1803—5 в с. Калюжинцах (Полтавской губ., Прилукского уезда); 4-х лет ослеп, 15-ти лет отец отдал его в ученье нищему "майстру", певцу Семену Кошавому, после чего В. стал ходить по селам петь и играть на кобзе и бандуре. Исполняемые им песни во многом сохранили первобытную красоту и свежесть и заслужили большое внимание со стороны русских этнографов (см. "Кобзарь О. В., его музыка и исполняемые им народные песни", — Н. Лисенко и А. Русова, Киев, 1874).
(Ф.).
{Риман}
Вересай, Остап
(около 1803—1890) — известный украинский кобзарь. Четырех лет В. ослеп. Уже с самого раннего детства у В. проявились большие муз. данные и его тянуло к кобзарям. Кроме того, профессия певца-бандуриста стала впоследствии для В. почти единственным источником средств к существованию. После "науки" у нескольких кобзарей Вересай задержался у последнего из них, Семена Кановы, который после четырехмесячного обучения выпустил В. на самостоятельную работу (это было против традиций кобзарского искусства, которые требовали не менее 3-х лет "науки"). Своим артистическим исполнением произведений народного кобзарского репертуара В. вскоре обратил на себя внимание этнографов и музыкантов. В 1874 В. исполнял свой репертуар в присутствии делегатов Киевского археологического съезда, в 1875 ему была устроена поездка в Петербург. Украинская музыкальная этнография обязана В. очень многим: Н. Лисенко, записавший от него думы и песни и подвергший их подробному анализу, дал интересную работу о конструкции украинской народной песни в ее характерных чертах; бандура, на которой играл В., признана была типичным образцом этого рода инструментов; ее конструкция, строй, техника игры на ней описаны во многих историко-теоретических исследованиях, касающихся украинского народно-музыкального творчества. Самый характер исполнения В. народного репертуара, особенно дум и исторических песен, в котором ярко выявлялись их типические черты (импровизационность, речитативная декламация), дал возможность исследовать эту форму музыкального украинского творчества.
Переписка В. с П. А. Кулишом (В. диктовал свои письма) опубликованная в львовской газ. "Правда" за 1868.
Лит.
: Кобзарь Остап Вересай, его музыка и исполняемые им народные песни, — статьи A. A. Pyсова и Н. В. Лисенко в I т. "Записок Юго-Западного Отд. Императорского Русского Географического Об-ва", Киев, 1874.Н
. Гринченко.