Верещагин Василий Петрович - см. в статье Верещагин (фамилия трех русских живописцев) .
Верещагин Василий Петрович
— русский живописец, профессор в Имп. Академии художеств; родился в 1835 г. Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию художеств учеником А. Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в Академии он получил все академические медали. Отправившись за границу пенсионером Академии, В. посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 г., он представил в Академию в виде отчета о своих заграничных занятиях картины: "Св. Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета", "Свидание узника с семейством", "Ночь на Голгофе", три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. В 1870 году В. отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца вел. кн. Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Он, между прочим, написал "Илью Муромца", "Алешу Поповича", "Добрыню Никитича", "Деву-зарю" и "Овсень", в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам. К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: "Крещение св. Владимира", "Водворение христианства в Киеве" и "Закладка десятинной церкви". Эти последние картины находятся в церкви дворца вел. кн. Владимира Александровича. Капитальными трудами В. считаются колоссальные работы его в Москве, в храме Спасителя. Упомянем еще о следующих его картинах: "Снятие со креста", "Римские девочки", "Чучар", "Ау!". В 1891 г. В. издал "Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей". На академической выставке 1891 г. находилась большая картина В. "Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 г.".
В. Чуйко.
{Брокгауз}
Верещагин,
Василий Петрович(Vereschaguine). Профессор И. А. худ., род. 1835. Ученик И. А. X. и А. Маркова; получил медали, — золотые: 2-ю 1860 за карт. Олимпийские игры и 1-ю 1861 за карт. Вел. кн. Витовт на свадьбе в. кн. Василия Темного. Профессор за карт. Св. Григорий Вел. проклинает монаха за сребролюбие. Им исполнено несколько литографий, a именно:
1. Святополк Окаянный, преследуемый тенями своих братьев: "Верещагин. — Печ. в лит. Поль-Пети, в СПб.". Большой лист в ширину, печатан тоном; помещен в III выпуске Русск. Художеств. Альбома 1861 г.
2. Святая, держащая крест перед открытою пастью медведя: "С оригинальной картины рис. В. Верещагин".
3. Три львиные головы, "Lione della Barbaria". Рис. пером на камне в Риме в 1868 г., как опыт для Художест. Автографа.
4—13. Девять рисунков в Худож. Автографе 1869 г. изд. СПб. Артели Худож. в лит. Ильина, с картин и этюдов Верещагина, выставленных в Академии худ.; a именно: Ночь на Голгофе, — Католические процессии в Рокко ди Папа, Помпеянка, — Джиованина (Чучарка), — Свидание заключенного с семейством; — Григорий Великий наказывает нарушение монастырского устава; "Потоп"; — Средневековый испанский костюм и такой же венецианский.
14. "Истории Государства Российского | в изображениях | Державных его Правителей | с кратким пояснительным текстом. Рисунки | Профессора исторической живописи Имп. Акад. Худ. В.П. Верещагина. | 1890 г." (Е.Е. Рейтерн).
{Ровинский}
Верещагин, Василий Петрович
учитель истории и географии в СПб. и Арханг. училищах, писатель; † 1851 г.
{Половцов}
Верещагин, Василий Петрович
(1835—1909) — исторический живописец и портретист; уроженец г. Перми, учился в Академии художеств у А. Т. Маркова, с 1869 — профессор Академии. В. — последователь "академического" направления, писавший холодные исторические картины ["Осада Троице-Сергиевой Лавры" (Русский музей), "Илья Муромец на пиру у кн. Владимира", "Бой Добрыни со Змеем Горынычем", "Алеша Попович" (3 последних — для дворца вел. кн. Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Ленинграде)], а также не менее холодные церковно-исторические и религиозные композиции (роспись в Храме Спасителя в Москве, "Василий Великий" в Русском музее и др.). Более удачны его бытовые произведения, из которых лучшими могут считаться "Посещение узника" (Третьяковская гал.) и акварель "Плотник" (Русский музей). Большое собрание его рисунков, эскизов и этюдов находится в Пермском музее.