ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич - см. в статье Верещагин (фамилия трех русских живописцев) .

Источник: Биографический словарь. 2008

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич
14.10.1842 - 31.03.1904), русский живописец-баталист. С глубоким драматизмом запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного труда (картины батального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах). Много путешествуя, освоил жанр документально-этнографической живописи.
Погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич
[14(26). 10.1842, Череповец, ныне Вологодской области — 31.3 (13.4). 1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»], русский живописец-бата лист. Окончил Морской кадетский корпус (1860). Учился в Рисовальной школе (1858-1860) и петербургской Академии художеств (1860-1863). В 1864— 1865 занимался в Париже в мастерской Ж. Л. Жерома. Участвовал в боевых действиях русских войск в Туркестане (1867-1870), в русско-турецкой (1877- 1878) и русско-японской (1904-1905 ) войнах, много путешествовал по России, странам Западной Европы, Востока, США. Создал ряд картин и этюдов, объединенных в тематические серии: «Туркестанская» (1871-1874), «Индийская» (1874-1883), «Балканская» (1877-1888 и 1880-е годы) и др. Им созданы батально-исторические полотна «Апофеоз войны» (1871-1872), «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), «На Шилке все спокойно!» (1878-1879) и др. В работах Верещагина глубоко и драматично изображается война, обличаются варварские военные обычаи, показываются подвиги русских солдат в войне за освобождение балканских народов от турецкого ига.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич
(1842—1904) российский деятель культуры, живописец, реформатор русского батального жанра. Впечатления от путешествий по Кавказу, в Туркестан, Сирию, Палестину и Индию в 1860—1880-х гг. составили главный сюжет и антивоенную направленность его картин («Победители», «Побежденные», «Панихида по убитым»). В серии историко-батальных картин отразил героизм русских солдат в ходе Отечественной войны 1812 г., Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.. Для его творческой манеры были характерны монументальность, многофигурность и объемность композиции, насыщенный колорит и особая эмоциональная выразительность. Создал особый жанр документально-этнографической живописи. Выставки его произведений с триумфом обошли крупнейшие города Европы и Америки. Особое впечатление на зрителей произвела картина «Апофеоз войны» (1870—1871), имевшая яркий антивоенный характер. Во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. находился в Порт-Артуре, чтобы запечатлеть военные будни русских солдат. Погиб вместе с С. О. Макаровым и штабом Тихоокеанского флота на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич
(26 окт. 1842 - 31 марта 1904) — художник-баталист. Оконч. в Петербурге Морской корпус, но на службе не остался. Поступил в Академию художеств. Участвовал в войне за завоевание Туркестана (1877-78), был ранен и за храбрость получил Георгиевский крест. Участвовал в рус.-яп. войне 1904-05. Его картины, написанные на основании зарисовок, посвященных сражениям в Туркестане, на Балканах и Отечественной войне 1812 года, в своем большинстве выставлены в Третьяковской галерее в Москве. В 1888 приезжал в США, где в нескольких городах с огромным успехом устраивались его выставки. Вторично приехал в Америку в 1901, когда в Чикаго была устроена его выставка Во время пребывания в США написал картину: «Взятие Рузвельтом Сан-Хуанских высот». Т. Рузвельт помогал Верещагину в собирании материалов для этой картины и ему позировал. По сведениям В.В. Ушанова, написал картину «Атака на хребет Мишионери под командой ген. Турчина». Где теперь находятся эти две картины — неизвестно. Погиб в 1904 на броненосце «Петропавловск» в Порт-Артуре.
Ист. Ushanoff Basil В. The Russian contribution to the United States of America (A typescript).
Л и т. Климов E. Верещагин в Америке // UPC. 1986. 26 окт.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН
1842–1904) «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь», – писал И.Е. Репин, а В.В. Стасов называл Верещагина «великим художественным талантом» и «великой душой». Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии в старинной дворянской семье. Его раннее детство прошло в Пертовке в имении отца, Василия Васильевича, – коллежского асессора. Мальчика учить начали рано: уже в пять?шесть лет он свободно читал, умел писать и знал счет. Сначала с ним занималась мать, Анна Николаевна, а потом немцы?гувернеры и сын местного священника. Уже тогда у Василия проявилась любовь к рисованию. В семь лет мальчика отдали в Александровский царскосельский малолетний кадетский корпус. Через три года курс обучения был окончен, и Василия по желанию отца перевели в Морской корпус в Петербурге. Годы, проведенные Верещагиным в этом старейшем морском училище, имеющем славные боевые традиции, не прошли бесследно. Особенно сильное воздействие на становление личности Верещагина оказали заграничные плавания. В 1858 году на фрегате «Камчатка» он побывал в Копенгагене, Бресте, Бордо. В следующем, 1859 году, на фрегатах «Светлана» и «Генерал?адмирал» плавал к берегам Англии, побывал на острове Уайт, в Портсмуте и Лондоне. Все свободное время Верещагин отдавал рисованию, главным образом копированию. В шестнадцать лет он начинает посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств, где на него обратил внимание директор школы Ф.Ф. Львов. На вопрос Львова: «Художником ведь не будете?» – Верещагин твердо отвечал, что «ничего так не желает, как сделаться художником». Верещагин блестяще закончил Морской корпус, но отказался от военной карьеры и в 1860 году поступил в петербургскую Академию художеств. За это отец лишил его материальной помощи. Учился в Академии художеств Василий успешно. В конце 1862 года он представил большой эскиз на традиционную тему из «Одиссеи» Гомера – «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом», за который получил от Совета Академии вторую серебряную медаль. Он выполнил сепией огромный картон на ту же тему и весной 1863 года удостоился за него «похвалы» Совета Академии. Казалось бы, все шло хорошо. Но вскоре после одобрения его работы Советом Академии Верещагин, ко всеобщему изумлению, разрезал на куски и сжег свое творение, «для того, чтобы уж наверное не возвращаться к этой чепухе», – как он ответил на недоуменные вопросы товарищей. Верещагин оставляет академию и уезжает на Кавказ. Там молодой художник совмещает педагогическую работу ради заработка, упорное и неустанное рисование с натуры и серьезную работу над самообразованием. В 1864 году, получив от отца материальную помощь, он уехал в Париж, где три года занимался в мастерской «Ecole des Beaux Arts» «левого» французского академиста Жерома. За время учебы Верещагин приобрел знания по анатомии, перспективе, рисунку, научился строить сложные композиции. Вторым его парижским учителем был французский ориенталист А. Бида, в работах которого преобладают документально?этнографические черты. Однако Верещагин, учась у французов, пошел дорогой русского идейно?реалистического искусства. В 1865 году художник снова поехал на Кавказ. Продолжая «учиться на натуре», он «с остервенением» занимается рисованием. Весну и лето 1866 года Верещагин провел на родине на реке Шексне. Здесь он задумал написать картину «Бурлаки» и исполняет для нее этюды с натуры, выбирая наиболее характерные типы бурлаков. Но картину художник не закончил: жажда сильных ощущений, желание самому увидеть войну увлекли его в Среднюю Азию, где Россия в это время завоевывала Бухарский эмират. Тогда и определились, по словам Верещагина, «главные рельсы» его творчества, по преимуществу как художника?баталиста. Сильно потрясла художника первая встреча с жестокой правдой войны. «Я никогда не видел поля битвы, и сердце мое облилось кровью», – вспоминал он впоследствии. За смелость и отвагу в обороне Самаркандской цитадели его наградили Георгиевским крестом. Изучив Среднюю Азию за время двух поездок (1867–1869 годы), Верещагин уехал в Мюнхен, где жил с января 1871 года. В том же году он женился на Элизабет Марии Фишер?Рид. В своей мастерской он начинает упорно работать над обширным циклом картин, посвященных Туркестану, который завершает в 1873 году. Среди жанровых картин туркестанской серии выделяются: «Опиумоеды», «Нищие в Самарканде», «Богатый киргизский охотник с соколом», «Двери Тамерлана», «У дверей мечети», «Продажа ребенка?невольника», «Самаркандский зиндан», «Мулла Раим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», «Узбекская женщина в Ташкенте», «Узбек – продавец посуды». Большая картина Верещагина «Двери Тамерлана» словно переносит зрителя в атмосферу феодального Востока. «Написана она поразительно, в полном смысле слова, и будь она только на волос ниже в техническом отношении, и исторической картины не существует… В эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина», – писал И.Н. Крамской. Верещагин отразил в Туркестанской серии многие стороны жизни, но основная тема его картин связана с военными действиями. Видение мира у Верещагина было иным, чем у его предшественников. «Я задумал, – говорил он, – наблюдать войну в ее различных видах и передать это правдиво. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Картины «Смертельно раненный», «У крепостной стены. Пусть войдут», «Вошли» – отражают непосредственные впечатления художника от обороны Самаркандской цитадели. Еще одна картина – «Забытый» – создание творческой фантазии художника, творческий вымысел, навеянный общими впечатлениями войны. Она подверглась в свое время наибольшим нападкам. Изображена широкая, окаймленная горами, дикая долина, по которой протекает река. На первом плане лежит на спине, раскинув руки, убитый и забытый на поле битвы русский солдат. На тело слетаются орлы?стервятники и вороны. Один из воронов сидит на груди убитого. Все вместе – и пейзаж, и мертвый человек, и птицы – сливаются в один цельный образ, лаконичный, суровый и глубоко трагический. Стремление не только широко и полно показать явления жизни, но и ясно выразить свое отношение к ним приводит Верещагина к решению: создать целую серию картин, объединенных идейно и тематически – «Варвары». Серию из семи произведений («Высматривают», «Нападают врасплох», «Окружили – преследуют», «Представляют трофеи», «Торжествуют», «У гробницы святого» и «Апофеоз войны») художник назвал своеобразной «эпическою поэмою, в которой картины заменяют главы». В них изображена трагическая гибель маленького отряда русских солдат в неравном бою с войсками эмира и жестокое торжество победителей. Серия начинается с картины «Высматривают»: лазутчики эмира обнаружили в горной долине остановившийся на отдых русский отряд. Верещагин участвовал не в одной кровавой схватке, однажды его с горсткой бойцов выручила только подоспевшая рота с орудием. «Именно эта атака, – вспоминал он позднее, – послужила мне образцом при исполнении картин "Нападают врасплох", "Окружили – преследуют", "Парламентеры". Офицер с саблей наголо, ожидающий нападения в первой из этих картин, передает до некоторой степени мое положение, когда, поняв серьезность минуты, я решился, коли можно, отстреляться, а коли нельзя, так хоть не даться легко в руки налетевшей на нас орды». Одна из лучших в серии картина «Торжествуют» разоблачает религиозный фанатизм и жестокие обычаи феодального Востока. Пеструю самаркандскую толпу одарили головами русских воинов, и головы насадили на шесты против великолепной мечети медресе Шир?Дор. В центре площади мулла проповедует «священную войну» против русских: «Так Аллах повелевает…» Последнее произведение серии – «Апофеоз войны». На ней изображен пейзаж среднеазиатской пустыни с цепью невысоких гор вдали. На втором плане справа – развалины большого города с чертами типичной восточной архитектуры; слева – голые, высохшие деревья, остатки недавно цветущих садов. Посреди этого безотрадного пейзажа, говорящего о разрушении результатов упорного труда многих поколений, на первом плане – пирамида человеческих черепов, на которую слетелось воронье. Есть много свидетельств, что Тимур воздвигал такие пирамиды на своем пути завоевателя. По своему же идейному содержанию картина «Апофеоз войны» перерастает первоначальный комплекс идей Туркестанской серии и является, быть может, самым ярким в мировом искусстве протестом против захватнической войны, кем бы и когда она ни велась. Сам Верещагин считал, что «Апофеоз войны» «столько же историческая картина, сколько сатира, сатира злая и нелицеприятная…». Он посвятил заключительную картину «поэмы» – «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Демократическая русская критика во главе со В.В. Стасовым восторженно приветствовала картины Верещагина. Крамской считал Туркестанский цикл «колоссальным явлением» и говорил, что его сердце бьется от гордости, что Верещагин – русский. П.М. Третьяков приобрел Туркестанскую серию для галереи. А вот правительственные круги поощряли разнузданную травлю Верещагина, и тот в момент сильного нервного потрясения и негодования на незаслуженные обвинения уничтожил три свои картины: «Забытый», «Окружили – преследуют» и «Вошли». В 1874 году Верещагин, неутомимый путешественник, уехал в Индию. Многочисленные этюды?пейзажи, архитектурные виды, типы местного населения отличаются такой законченностью образов, что их можно рассматривать как выполненные с натуры небольшие картины. Таковы «Снега Гималаев», «Караван яков, нагруженный солью», «Монастырь Хемис в Ладаке», «Всадник в Джайпуре» и др. Большинство работ Индийского цикла (1874–1876) радуют глаз красивым декоративным сочетанием трех?четырех основных цветов, звучных локальных пятен. Великолепна тщательная проработка мельчайших деталей в рисунке. Еще в Индии Верещагин узнал, что петербургская Академия художеств избрала его профессором и немедленно на это ответил: «Известие с том, что императорская Академия художеств произвела меня в профессора, я, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания». В то время как реакционная печать обрушивается очередной волной нападок на художника, он в мастерской близ Парижа приступает к «Индийской поэме». Но эта работа была прервана русско?турецкой войной 1877–1878 годов. Верещагин немедленно отправился к месту боевых действий. «Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде полей сражения в Болгарии, – писал он П.М. Третьякову в 1880 году, – в особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями, – это сплошные массы крестов, памятников, еще крестов и крестов без конца. Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Только на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского – без шуток. Вот факт, который должен остановить на себе, кажется, внимание художника, если он не мебельщик модный, а, мало мальски, философ… Так я и собрал на память: с "закусочной" горы несколько пробок и осколков бутылок шампанского, а с Гривицкого редута, рядом, забытые череп и кости солдатские, да заржавленные куски гранат…». «Закусочной горой» Верещагин называет холм, с которого царь в день своих именин наблюдал за трагическим третьим штурмом Плевны. Письмо это достаточно показательно для горьких раздумий и критических настроений художника?патриота, гуманиста и демократа. На фоне этих настроений может быть правильно понята и оценена созданная Верещагиным Балканская батальная серия?эпопея: «Перед атакой», «После атаки», «Александр II под Плевной», «Побежденные. Панихида», «Шипка?Шейново» и другие. Осмысливая разновременные явления Балканской войны, художник создает скорбный образ «поля смерти» – Верещагин говорил, что неоднократно слезы мешали ему писать полотна Балканской серии, но он заставлял себя работать, заново переживая события войны. Туркестанская и Балканская серии принесли художнику мировую известность. Чтобы иметь более ясное представление о действительно грандиозной посещаемости верещагинских выставок, стоит сказать, что его вторая выставка 1880 года за сорок дней своего существования в Петербурге привлекла двести тысяч человек; эту же выставку, открытую затем в Берлине, за шестьдесят пять дней посетило сто сорок пять тысяч, в Вене за двадцать восемь дней – сто десять тысяч. Наиболее популярные тогда выставки Товарищества передвижников собирали примерно двадцать – двадцать пять тысяч человек. В поисках новых тем, новых образов Верещагин продолжает путешествовать. Поездки в Сирию, Палестину, на Филиппины, в Соединенные Штаты Америки, Японию и другие страны обогащают его новыми впечатлениями и драгоценным материалом самой жизни. «Закончив цикл небольших картин на евангельские сюжеты, трактованные в духе научной критики религиозных легенд, Верещагин создает серию произведений под общим названием "Трилогия казней" (1884–1887 годы), выступая против еще одного вида "современного варварства" – смертной казни, – пишет В.М. Володарский. – Серия начинается с картины "Распятие на кресте во время владычества римлян". За ней следует "Взрывание из пушек в Британской Индии" – гневный обвинительный документ колониализму. Картина "Казнь через повешение в России" изображает толпу в снежный день на петербургской площади, где казнят революционеров?народовольцев». В ноябре 1888 – январе 1889 года художник живет в США. Незадолго до возвращения в Россию в его семейной жизни произошли перемены. В 1889 году он разошелся с женой. Познакомившись в США с Лидией Васильевной Андреевской, русской пианисткой, приглашенной в Нью?Йорк для исполнения музыкальных произведений на его выставке, Верещагин вскоре вступил с ней в брак. К жене и детям художник всегда питал глубокую, нежную привязанность и с грустью расставался с ними, уезжая в путешествия. Возвратясь в Россию, он путешествует по Северу и в цикле этюдов любовно передает красоту родной природы, чудесной старинной архитектуры России, пишет портреты «незамечательных русских людей». Однако главное, что захватывает художника в 1889–1900 годах, – это большая серия из 20 картин, отражающих героическое прошлое русского народа, – «1812 год». «Я много и долго готовился, прежде чем решился приступить к работе над картинами двенадцатого года. Для того чтобы добиться наибольшей исторической правды и точности, я сделал все, что только было в моих силах. Литература, изученная мною, количество просмотренных рисунков, гравюр, литографий, картин, карт, предметов быта – военного и гражданского – и всего того материала, который, хотя бы в самой незначительной дозе, мог мне что?то дать, было огромно и буквально пожиралось мною. Видимо, я неплохо переварил все это, раз моя книжка о Наполеоне в России в 1812 году выдержала во Франции, где так ревнивы ко всему, относящемуся к "маленькому капралу", четыре или пять изданий». Основное внимание в серии уделено не действиям регулярной русской армии, а стихийной партизанской борьбе с ненавистными захватчиками: «Не замай – дай подойти!», «С оружием в руках – расстрелять!». Одно из лучших произведений серии – «На большой дороге. Отступление, бегство» – отображает бесславный уход остатков наполеоновского войска из России. Как только началась русско?японская война, шестидесятидвухлетний художник немедленно уехал к месту боевых действий. Верещагин погиб вместе с адмиралом Макаровым на броненосце «Петропавловск», который подорвался на японской мине 13 апреля 1904 года. Говорят, что перед самым взрывом Верещагин стоял на капитанском мостике и зарисовывал начинающийся морской бой.

Источник: 100 великих художников. 2004

Верещагин, Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич


— русский живописец; родился в 1842 г. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в Академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Получив малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы" и похвалу Академии за композицию, В., не окончив курса, уехал за границу. В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах "Le Tour de Monde" и в русском "Всемирном путешественнике"; некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В 1864 г. В. был на Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил Академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью — что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В 1867 г. В. отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден св. Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал за границу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене. Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене. Публика особенное внимание обратила на "После удачи", "После неудачи", "Опиумоеды", а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником, "Бача со своими поклонниками". Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в Лондоне в 1873 г. и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Ввиду толков и обвинений в тенденциозности В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: "Окружили — преследуют", "Забытый" и "Вошли". Вся коллекция состоит из 121 номера. В 1874 г. совет Академии во внимание к его художественным трудам возвел В. в звание профессора, о чем В. и был уведомлен официально; но В., считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет Академии определил исключить В. из списка ее членов. В Индии В. пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году В. отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноноске лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целых два года. И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских — 13. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885—88 гг. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Во всяком случае В. нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. Как литератор, В. известен своими путешествиями и воспоминаниями, как, напр., "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималай". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве.


В. Чуйко.


{Брокгауз}





Верещагин, Василий Васильевич (дополнение к статье)


— знаменитый живописец, погиб в Порт-Артуре на броненосце "Петропавловск" при его взрыве 31 марта 1904 г.


{Брокгауз}





Верещагин, Василий Васильевич


(1842—1904) — художник. Имя "баталиста" мало идет к В., не признававшему деления живописи на роды, но все же наиб. слава приобретена им картинами на темы войны. С горячей убежденностью и смелой прямолинейностью он внес начало реализма в область батал. живописи и одновременно с франц. новаторами Невилем и Детайлем содействовал утверждению этого начала в искусстве. Осмеивая шаблон и писание картин по реляциям, В. всю жизнь колесил по свету, осуществляя свои принципы: "ни одного мазка от себя, все от природы", "художник должен быть впереди, в разгаре боя". Первые его батал. картины вызвали такое негодование, что из-за упреков генерала Кауфмана он уничтожил 3 из лучших своих произведений, а на берлин. его выставку прус. воен. нач-во рекомендовало офицерам не ходить. Шокировало многих то, что в его картинах оказывались в армии "забытые", замерзшие, раненые и убитые. Даже в изображении имп. Александра II под Плевной сидящим на стуле, а не верхом перед войсками, усматривали нечто вредно-тенденциозное, опасное для патриотизма и воинств. духа армии и народа. Другие за его картины: "Побежденные", "Апофеоз войны", "Письмо к матери" и др., с их сгущенно трагич. содержанием, приветствовали его, как проповедника мира и антимилитарист. идей. Но В., как художник, не искал и не проводил тенденции, а боролся с нею. "Я никогда не видал, писал он, правдивых картин битв, и твердо решил представить все так, как оно есть в действительности". Не стесненный заказами и официал. требованиями, он старался видеть все не из дали штабов, а в передовой линии, не думая о личной безопасности, и не как пассивный зритель, а как активный участник. "Апостол мира" в картинах, он по своей натуре и воспитанию был далек от неприязни к войне. По отзыву его друга и поклонника В. В. Стасова, в В. было "много военного духа" и он был "урожденный военный". Получив воспитание в Александр. малолет. и потом мор. корпусах, В. кончил курс фельдфебелем гардем. роты, и только страсть к рисованию да плохое перенесение им. мор. плаваний заставили его, по окончании курса в 1860 г., сейчас же выйти в отставку, к большому сожалению высшего мор. нач-ва. Уехав в Париж, он учился у Жерома и в 1867 г. с радостью принял предложение Туркест. генерал-губернатора генерала Кауфмана состоять при нем художником. Приехав в Самарканд после взятия его рус. войсками 2 мая 1868 г., В. получил боев. крещение, выдержав с горстью рус. воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися туземцами. Выдающаяся роль В. в этой обороне доставила ему Георг. крест, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора академии художеств. В художеств. отношении впечатления этой обороны и личного участия В. в других воен. операциях при завоевании Туркестана, а также при втором его путешествии туда в 1869 г., дали ему материал для таких ярких картин, как "Пусть войдут", "Вошли", "Окружили", "Преследуют", "Нападают врасплох" и др., вошедшие в состав громад. туркест. серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871—74 гг. и имевшей колосс. успех в Европе и России. В ряде этих картин с совершенной простотой выразилась чуждая всякой аффектации, непоколеб. стойкость рус. солдата под натиском превосходнейших сил ("Сдавайтесь! — Никогда", "Нападают врасплох. Ляжем костьми") и то философски спокойное, чисто "Каратаевское" отношение его к смерти и врагу, которое так контрастирует в нем с жестоким злорадством варвара-азиата ("Победители", "Побежденные"). Несмотря на это, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батал. живописи был все же так резок, что толки об "оклеветании русской армии", "непатриотичности" и проч. вызывали недружелюбное отношение к В. не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман. Чутко относясь к этим незаслуженным упрекам в тенденциозности, В. сам уничтожил такие вызывавшие особые нарекания картины, как "Забытый" (преследовалась даже музыка Мусоргского к этой картине), "Окружили", "Преследуют", "У крепостной стены", "Вошли", хотя в них не было ничего, кроме неприкрашенной правды. Покончив с этой серией картин, В. отправился в путешествие по Индии и Гималаям и начал было писать серию "Индийской поэмы", но не окончил ее, т. к. с начала боев. действий 1877 г. поспешил к армии. Прикомандированный к штабу главнокомандующего, он не ограничился наблюдениями из гл. кв-ры, а совершил с войсками поход до Дуная, а затем вместе с товарищем своим по корпусу, Н. Л. Скрыдловым, шел в атаку тур. монитора на лодке "Шутка". Оправившись наскоро от раны, полученной в этом деле, В. поспешил к Плевне, оттуда со Скобелевым — к Шипке и с отрядом генерала Струкова — в набег к Андрианополю. Он не останавливается ни перед чем для художеств. наблюдений, залезая в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, свозя с полей сражений груды пропитан. кровью тряпья, одежды, обломков оружия, исполняя обязаности ординарца, участвуя в рекогносцировках и т. п. С началом мирн. переговоров В. покинул армию, отказавшись от "золотого оружия", и уехал в Париж, откуда через два года вышла его знаменитая "Поэма войны", вызвавшая еще большую сенсацию, чем туркест. серия ("После атаки", "Транспорт пленных", "По дороге к Плевне", "На Шипке все спокойно"). Но его раненые не кричат, часовые замерзают, не выпуская ружья, спокойно лежат "Перед атакой" и ждут сигнала серые ряды и преображаются в восторженном порыве, когда мимо них проносится "Белый генерал", "Именем отечества" благодаря за победу ("Шипка — Шейново"). Имп. Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: "Все это верно, все это так было", и даже Мольтке, запретив офицерам бывать на выставке, все же признал: "Точь-в-точь то же было и у нас". Закончив и эту серию, В. в долгий период мира 1880—90-х гг. не сидит на месте, знакомит со своими картинами Нов. Свет, перебрасывается в Палестину, Японию, на Филиппины, Кубу ("Взятие С.-Жуанских высот войсками Рузвельта"), пишет свои воспоминания "На войне в Азии и Европе" и отдается изучению эпохи 1812 г., для чего бросает свои загранич. мастерские, строит дачу на Серпуховской дороге и создает "опрощенного" Наполеона в подлинной обстановке суровой рус. зимы, зловещих пожаров и партизанских действий. С началом русско-японской войны В. уезжает на Д. Восток. Здесь 31 мрт. 1904 г. на бр-це "Петропавловск" он находит вместе с адм. Макаровым трагический конец своей кипучей, "боевой" жизни. Современная критика находит В. далеким от совершенства в художеств. отношении, но его яркий талант, красочность картин, поразит, трудоспособность, строгий реализм, добросовестность наблюдения, больш. личн. опыт боев. жизни, широта взгляда и глубина чувства, — ставят его в ряд крупнейш. художников с неотъемлемой личн. заслугой оригинального изображения войны во всей полноте ее правды. (В. Верещагин, "Детство и отрочество", "На войне в Азии и в Европе"; Ф. И. Булгаков, В. В. Верещагин и его произведения; В. И. Немирович-Данченко, Художник на боевом поле; В. В. Стасов, Биография и статьи).


{Воен. энц.}






Верещагин, Василий Васильевич


(Wereschaguine); род. в Новг. губ. в 1842 г. Ученик Бейдемана в СПб. и Жерома в Париже. Прославился своими картинами из войн Туркестанской и Болгаро-Турецкой (в которой сам принимал участие) и этюдами и картинами из индейской природы. Он награвировал четыре картинки для Живописной Украйны, издаваемой Л. Жемчужниковым на (2-й) 1862 год; a именно: 1. Слепой нищий и его жена; с монограммой "В В". 6.2 х 4.1.


2. XXXXII. Голова малороссиянина, 3/4 влево. — Внизу справа монограмма: В.В. 4 х 3.8.


3. XXXXIV. Дед с внучком сидят на скамье; y внучка в руках посох; слева на скамье лежит высокая меховая шапка, a справа подле деда стоит кружка для сбора на церковь; внизу, слева, монограмма: В.В. 4.11 х 7.9.


4. XXXVIII. Деревянная одноглавая церковь с колокольнею; справа и слева деревья. Внизу слева монограмма: В.В. 5.5 х 7.


{Ровинский}





Верещагин, Василий Васильевич


(1842—1904) — художник. Происходил из дворянской семьи, окончил Морской корпус (в 1860) С 1858 стал посещать рисовальные классы школы Об-ва поощрения художеств. Позже обучался в Академии художеств у А. Маркова и Бейдемана, а затем в Париже у Жерома. В 1863—65 исполнил первые серии рисунков из своих путешествий на Кавказ, на Дунай и в Крым. В 1868 В. начал писать большую картину "Бурлаки", оставшуюся неоконченной. В 1867—1870 В. ездил дважды в Туркестан и на китайскую границу. Результатом этих поездок явились две "туркестанские" серии этюдов и написанных по ним в Мюнхене военных картин. Обе эти серии были куплены, по совету Крамского, П. М. Третьяковым. В 1874—76 Верещагин ездил в Индию и Тибет; в 1877—78 работал на театре русско-турецкой войны; в 1883—1885 побывал в Сирии и Палестине; в 1890—1900 им исполнена серия картин "Наполеон в России". Кроме того, в 1890-х гг. В. написано много этюдов во время поездок по северу России, Крыму и Кавказу, в Ярославле, Москве и Одессе. В 1901—02 В. едет на Филиппинские о-ва и на о-в Куба писать на месте этюды для картин на сюжеты из испано-американской войны и в 1903 в Японию. В 1904, при начале русско-японской войны, В., в поисках батальных тем, снова отправился на Дальний Восток и погиб под Порт-Артуром при взрыве броненосца "Петропавловск". Произведения В. появлялись почти исключительно на его индивидуальных выставках (в Петербурге, Вене, Лондоне и др. городах Европы и Америки), пользовавшихся громадным успехом и вызывавших ожесточенную полемику. Хотя В. один только раз выступил официально на "Передвижной выставке", но он целиком примыкает к реальному (в этюдах и этнографических картинах) и тенденциозно-учительному (в картинах казней и военных) направлению "передвижников". По выходе из Академии В. резко отмежевался от нее и отказался от звания профессора, которое ему было предложено Академией после выставки туркестанских картин. Из всех рус. художников В. стяжал себе за границей наибольшую популярность не столько, впрочем, в кругах художественных, сколько среди общественных деятелей и широкой публики. Будучи активным участником в боевых действиях (был ранен в 1877 при минной атаке турецкого монитора), проявляя порой и значительную жестокость, он всю жизнь писал картины, направленные против войны, за что под конец жизни был прозван "апостолом мира". Эта двойственность характера помешала художнику создать вполне искренние реальные картины боевой жизни, а погоня за сюжетом отвлекла его внимание от чисто живописных достижений его сверстников — европейских живописцев. Ученик русских и французских академиков. В. — безусловно острый рисовальщик и умелый создатель больших композиций, — несмотря на фанатическую приверженность к художественной правде, всю жизнь оставался во власти старых живописных традиций. Его стремление писать на открытом воздухе, подталкивавшее его на такие опыты, как писание этюдов на возвышенностях Гималаев или под обстрелом, не дало новых приобретений в этой области. Среди произведений художника на исторические темы в особенности страдают чернотой и фальшью колорита картины наполеоновского цикла. Наибольшее количество картин и рисунков В. (свыше 600) сосредоточено в Третьяковской галерее в Москве ("Апофеоз войны", "У дверей мечети", "Торжествуют", "Нападают врасплох" и др.); его произведения имеются также в Русском музее (Ленинград) и в других музеях и собраниях СССР, Западной Европы и Америки. Кроме картин и рисунков, от В. осталось несколько книг мемуарного характера ("Детство и отрочество" и др.) и статей по вопросам искусства ("Реализм", "Прогресс в искусстве"). Автобиография В. была издана в Москве в 1895.



Лит.: Булгаков Ф., В. В. Верещагин и его произведения, СПб, 1905.


А. Лебедев.





Верещагин, Василий Васильевич


(1842 — 1904)


Художник. В 1887 сделал для Москвы рисунок пером — эскиз Нового Гостиного двора на Красной пл. по мотивам Коломенского дворца. Принимал активное участие в проектировании собственной дачи за Серпуховской заставой, созданной по принципам хоромного строения. В 1888 написал воззвание к Русским архитекторам с призывом изучать старинное русское зодчество и подражать ему в постройках.


Лит.: Московские ведомости, 1888, 1 мая; Кириченко Е. И., Архитектурные взгляды В. В. Верещагина//Архитектура и строительство Москвы, 1996, №3, с. 34—35.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008