ВЕРЕЩАГИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВЕРЕЩАГИН
Василий Васильевич (1842–1904) — русский живописец-баталист. Учился в петербургской Академии художеств, а также в мастерской Ж. Жерома в Париже. Свои картины художник писал на основе зарисовок с натуры, выполненных во время его многочис-ленных путешествий по миру (он бывал в Европе, Сирии, Палестине, Индии, Японии, США), а также будучи участником воюющих армий (был в армии при завоевании Средней Азии, участвовал в русско-турецкой и русско-японской кампаниях, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре). Верещагин отказался от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи. Он смог показать будни войны, кровь, грязь и страдания, принесенные войнами народам. В его картинах не найти романтических изоб-ражений воинской схватки, это, скорее, глубокие философские размышления о войне, главной силой которой является простой солдат, а не полководец. Таковы его картины «После неудачи» (1868), «После атаки» (1881), «На Шипке все спокойно» (1878)). В своих лучших ра-ботах он поднимался до обличения завоевательных войн («Апофеоз войны» (1871)), колониализма («Подавление индийского восстания англичанами» (1884)).
 В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, ярким цветовым ре-шением. Поэтому ценны также работы художника в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи («Всадник-воин в Джайпуре» (1876)), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1876) и др.).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ВЕРЕЩАГИН
Василий Васильевич (1842, Череповец – 1904, Порт-Артур), русский живописец и график, баталист. Родился в дворянской семье. Обучался в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге (1853–59), который закончил в чине гардемарина. В 1860 г. отказался от карьеры офицера и, выйдя в отставку, поступил в Петербургскую академию художеств; однако в 1863 г. оставил ее в знак протеста против устарелых методов преподавания. Позднее учился в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864–65). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. В путешествиях постоянно рисовал с натуры, выработав особую «репортерскую» манеру беглого контурного рисунка. Участвовал в военных действиях в Средней Азии (1867–68), в Русско-турецкой (1877–78) и Русско-японской (1904–05) войнах.
Решительный и бескомпромиссный человек с обостренным чувством долга и глубоко прочувствованным патриотизмом, Верещагин всю жизнь был «ниспровергателем основ», демонстративно нарушая общепринятые нормы. Его батальные картины представляли не героические подвиги и победы, а суровые будни, «кровь и пот войны», запечатленные с беспощадной жесткостью; он публично отказался от звания профессора АХ, направив в прессу вызвавшее скандал письмо с утверждением, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными». Никогда не писал на заказ; свой путь в искусстве сознательно совершал в одиночестве. Будучи близок к передвижникам по демократической направленности творчества, не вошел в их объединение; свои работы представлял только на персональных выставках, сопровождая их показ демонстрацией привезенных из путешествий экзотических предметов и музыкой.
В творчестве художника своеобразно переплелись черты академизма, «этнографического» натурализма и критического реализма. Одной из главных тем стал Восток, его история, быт и нравы. Впечатления от участия в военных действиях в Средней Азии были воплощены в Туркестанской серии картин (1871–73). Наряду с батальными сценами («Нападают врасплох», 1871; «Торжествуют», 1872; «Смертельно раненный», 1873) в нее вошли бытовые картины и этюды, запечатлевшие колоритные особенности облика, костюмов, обычаев восточных народов («Двери Тамерлана», 1872). В центральной работе серии «Апофеоз войны» (1871) гора выжженных солнцем черепов, мертвый город и пустыня являют страшный итог войны. Картина стала одним из общерпинятых символов пацифистов. В цикле полотен, посвященных Индии (1874–76), большую часть составляли пейзажные этюды, словно пропитанные жарким солнцем и запечатлевшие восточную природу и архитектуру со свойственной Верещагину документальной точностью («Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874–76). Картины Балканской серии (1878–81) представили публике художественные «документы» огромной обличительной силы, проникнутые страстным антивоенным пафосом: неоправданные жертвы («После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881); непогребенные тела погибших («Побежденные. Панихида», 1878–79). Обратившись к истории, художник создал цикл полотен «Наполеон I в России» (1899–1900). Верещагин погиб при Порт-Артуре в результате взрыва броненосца «Петропавловск».

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Верещагин Николай Васильевич

Маркелова Галина Владимировна, Поведская Инна Николаевна
Верещагин Николай Васильевич (13.10.1839, д. Пертовка Череповецкого у. Новгородской губ. – 13.03.1907, д.
Читать PDF
0.00 байт

Верещагин об искусстве

Стасов Владимир
Читать PDF
0.00 байт

И. А. Гончаров и художники его времени (В. В. Верещагин и К. Е. Маковский)

Мельник Владимир Иванович
В статье впервые рассматриваются личные отношения И. А. Гончарова с художниками В. В. Верещагиным и К. Е. Маковским. Публикуется архивный материал: письмо И. А. Гончарова к В. В. Верещагину.
Читать PDF
0.00 байт

Страсть доказать недоказуемое, или написал ли Г. Е. Верещагин «Чагыр, чагыр дыдыке. . . »?

Ванюшев Василий Михайлович
Является продолжением, или органической частью публикации «Представитель позднего литературогенеза, или диалог с первым удмуртским ученым и писателем» данного автора в научном журнале «Вестник Тамбовского университета.
Читать PDF
0.00 байт

К мифологическому содержанию удмуртских музыкальных инструментов (по материалам Г. Е. Верещагина)

Пчеловодова Ирина Вячеславовна
Рассматриваются детские звуковые орудия, определяются их место и роль в удмуртской традиционной культуре. Затрагивается вопрос этнокультурных параллелей.
Читать PDF
0.00 байт

Японские этюды Василия Верещагина. Последний год

Михайлова С. В.
Цель данной статьи ввести в научный оборот записки известного русского художника баталиста Василия Васильевича Верещагина о Японии.
Читать PDF
0.00 байт

Первые выставки среднеазиатских работ В. В. Верещагина в периодической печати и проблема интерпретац

Крылова Елизавета Евгеньевна
Мнение историков искусства относительно картин из среднеазиатской серии (Туркестанский цикл) русского живописца и литератора В. В. Верещагина (1842-1904) сильно разнятся.
Читать PDF
0.00 байт

Первый визит Василия Верещагина в США в контексте российско-американских дипломатических отношений

Чернышева Мария Александровна
Статья посвящена малоизученному аспекту творчества Василия Верещагина политическим импликациям и контексту первой американской выставки его произведений 1888 г.
Читать PDF
0.00 байт

Батальные картины Василия Верещагина и Ораса Верне в контексте риторического противостояния российск

Чернышева Мария Александровна
Статья посвящена некоторым аспектам рецепции батальных композиций Василия Верещагина в контексте российско-французских художественных и дипломатических отношений XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

ЯПОНСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ В.В. ВЕРЕЩАГИНА: ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, ЗАГАДКИ

Кацнельсон Галина Сергеевна
В данной статье рассматривается коллекция японских произведений искусства, которые были приобретены известным российским художником В.В. Верещагиным в ходе его путешествия в Японию в 1903 г.
Читать PDF
0.00 байт

О. Ю. Тарасов. Эпитафия в творчестве Василия Васильевича Верещагина

Гудимова С. А.
Читать PDF
0.00 байт

Героические поэмы батальной живописи Василия Верещагина

Капырина Светлана Леонидовна
В статье освещается один из аспектов в изучении живописи русского художника XIX в. В.В. Верещагина «прочтение» картины как текста.
Читать PDF
0.00 байт

Новая формула репрезентации исторического события в живописи Жана-Леона Жерома и Василия Верещагина

Чернышева Мария Александровна
Василий Верещагин был, возможно, самым известным иностранным учеником ЖанаЛеона Жерома не только в России, но и на Западе. Современники нередко сравнивали Верещагина с Жеромом.
Читать PDF
0.00 байт

Архетипы власти и мудрости в серии картин В. В. Верещагина "1812 год"

Афонский Сергей Александрович
В статье в сочетании с анализом художественных особенностей серии картин В. Верещагина «1812 год» рассматривается наличие архетипов власти и мудрости во взаимодействии со скрытыми символами героизма, верности, простоты и др.
Читать PDF
0.00 байт

Книги французских писателей в домашних библиотеках дворян Батюшковых и Верещагиных

Торохова Галина Захаровна
Статья посвящена книгам французских писателей, популярных во второй половине XVIII начале XIX в., из частных коллекций дворян Батюшковых и Верещагиных, владевших имениями в Новгородской губернии.

Похожие термины:

  • Верещагин Александр Степанович

    Верещагин Александр Степанович, писатель (умер в 1908 г.). Окончил Казанскую духовную академию. Служа в Вятских духовно-учебных заведениях, открыл в Вятке ученую архивную комиссию и редактировал ее ""
  • Верещагин Александр Васильевич

    Верещагин Александр Васильевич - писатель, генерал майор (1850 - 1909), брат художника Верещагина . Учился в Николаевском кавалерийском училище; участвовал в Турецкой кампании; под Плевной был тяжело ра
  • Верещагин, Василий Андреевич

    (р. 1861) — библиограф и историк искусства, основатель и редактор журнала "Старые Годы" (1907) основатель и редактор журнала "Русский Библиофил" (1911). В 1917—18 был в Петрограде председателем Коми
  • Арсений Верещагин

    Епископ Архангелогородский, потом Тверской, а наконец с 1783 года Ростовский Архиепископ, и с 1798 года 8 Ноября Член Св. Синода; скончался в С.-Петербурге 1799 года Декабря 23 дня. В бытность свою Архимандр
  • Асигкрит Верещагин

    1864—77 г. архим. Доброго Покров. мон. {Половцов}
  • Верещагин, Леонид Федорович

    (29. IV.1909—20.II.1977) — советский физик, академик (1966, чл.-кор. 1960). Р. в Херсоне. Окончил Одесский ун-т (1928). Начал работать (1926) в Ин-те физики Одесского ун-та. В 1930—39 работал в Физико-техническом ин-те АН УССР
  • Верещагин, Виктор Федорович

    Генеральный директор АО "Казанский молочный комбинат"; родился 9 сентября 1939 г. на ст. Сырт Оренбургской области; окончил Приморский сельскохозяйственный институт в 1962 г.; работал зоотехником,
  • Верещагин, Григорий Георгиевич

    30.09(13.10).1851, с. Полом Глазовского у. Вятской губ. - 27.08.1930, Ижевск)    первый удм. ученый и писатель-этнограф, фольклорист, лингвист, поэт, прозаик, драматург, просветитель. Окончил Сарапульск. реальн. уч-
  • Верещагин, Глеб Юрьевич

    (род. 1889) — гидробиолог, руководитель Байкальской экспедиции Академии наук (с 1925). Окончил Варшавский ун-тет; один из организаторов Гидрологического ин-та при Академии наук; руководил Олонецкой экс
  • Верещагин Ираклий Петрович

    Верещагин, Ираклий Петрович - математик (1846 - 1888). По окончании курса в СПб. университете преподавал математику в средних учебных заведениях. Составленные им ""Собрание вопросов и задач прямолинейно
  • Верещагин, Иван Васильев

    дьяк 1692 г. {Половцов}
  • Верещагин Иван

    Верещагин (Иван) был в 70-х годах прошлого столетия студентом Московского университета и в это время написал ряд од.
  • Верещагин, Роман Иванович

    род. 15 (28) окт. 1910 в с. Гребенниково Харьковской губ. Композитор. В 1947 окончил теоретико-композиторский ф-т Киевской конс., в 1937—1941 учился по кл. композиции Б. Н. Лятошинского. С 1947 преподаватель муз.-те
  • Верещагин, Виктор Иванович

    [р. 15 (27) окт. 1871] — сов. ботаник. После окончания Петербург. ун-та занимался педагогич. деятельностью в г. Барнауле (1899—1933 с небольшим перерывом); одновременно работал в Барнаульском музее, где основа
  • Верещагин, Лев Николаевич

    генерал-майор; р. 1791 г. (в 1855 г., главный смотритель странноприимного дома графа Шереметева в Москве). {Половцов}
  • Верещагин, Михаил Никол

    перев. с нем. и франц. романов 1805—7 г., убит народом 2 сент. 1812 г.; купеч. сын, р. 1789 г. {Половцов}
  • Верещагин Михаил Николаевич

    (1789—1812) — переводчик. Он перевел: "Федюша, или маленький Савоец в овернских горах", Шписа, с французского (2 т., M., 1805) и "Александра и Мария, или любовь и честность", роман Августа Лафонтена, с
  • Нектарий Верещагин

    архимандрит, настоятель монастырей твер. епархии: (до 1800 г.) Нилова Столобенского, (1800—1801 г.) Краснохолмского, (до 1804 г.) Антоньева-Николаевского и (1804—9 г.) Островского. {Половцов}
  • Верещагин, Никита

    (Басенок-Верещагин) — дьяк, 3-й уполномоченный русск. на Запольском съезде, при заключении 10-летнего перемирия с Польшею, января 1582 г. {Половцов}
  • Верещагин Николай Васильевич

    Верещагин (Николай Васильевич), брат художника Василия Васильевича Верещагина , современный сельский хозяин-практик, известный своими трудами по улучшению отечественного молочного хозяйства и к