Василий Васильевич (1842–1904) — русский живописец-баталист. Учился в петербургской Академии художеств, а также в мастерской Ж. Жерома в Париже. Свои картины художник писал на основе зарисовок с натуры, выполненных во время его многочис-ленных путешествий по миру (он бывал в Европе, Сирии, Палестине, Индии, Японии, США), а также будучи участником воюющих армий (был в армии при завоевании Средней Азии, участвовал в русско-турецкой и русско-японской кампаниях, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре). Верещагин отказался от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи. Он смог показать будни войны, кровь, грязь и страдания, принесенные войнами народам. В его картинах не найти романтических изоб-ражений воинской схватки, это, скорее, глубокие философские размышления о войне, главной силой которой является простой солдат, а не полководец. Таковы его картины «После неудачи» (1868), «После атаки» (1881), «На Шипке все спокойно» (1878)). В своих лучших ра-ботах он поднимался до обличения завоевательных войн («Апофеоз войны» (1871)), колониализма («Подавление индийского восстания англичанами» (1884)).
В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, ярким цветовым ре-шением. Поэтому ценны также работы художника в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи («Всадник-воин в Джайпуре» (1876)), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1876) и др.).
ВЕРЕЩАГИН
ВЕРЕЩАГИН
ВЕРЕЩАГИН
Василий Васильевич (1842, Череповец – 1904, Порт-Артур), русский живописец и график, баталист. Родился в дворянской семье. Обучался в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге (1853–59), который закончил в чине гардемарина. В 1860 г. отказался от карьеры офицера и, выйдя в отставку, поступил в Петербургскую академию художеств; однако в 1863 г. оставил ее в знак протеста против устарелых методов преподавания. Позднее учился в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864–65). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. В путешествиях постоянно рисовал с натуры, выработав особую «репортерскую» манеру беглого контурного рисунка. Участвовал в военных действиях в Средней Азии (1867–68), в Русско-турецкой (1877–78) и Русско-японской (1904–05) войнах.
Решительный и бескомпромиссный человек с обостренным чувством долга и глубоко прочувствованным патриотизмом, Верещагин всю жизнь был «ниспровергателем основ», демонстративно нарушая общепринятые нормы. Его батальные картины представляли не героические подвиги и победы, а суровые будни, «кровь и пот войны», запечатленные с беспощадной жесткостью; он публично отказался от звания профессора АХ, направив в прессу вызвавшее скандал письмо с утверждением, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными». Никогда не писал на заказ; свой путь в искусстве сознательно совершал в одиночестве. Будучи близок к передвижникам по демократической направленности творчества, не вошел в их объединение; свои работы представлял только на персональных выставках, сопровождая их показ демонстрацией привезенных из путешествий экзотических предметов и музыкой.
В творчестве художника своеобразно переплелись черты академизма, «этнографического» натурализма и критического реализма. Одной из главных тем стал Восток, его история, быт и нравы. Впечатления от участия в военных действиях в Средней Азии были воплощены в Туркестанской серии картин (1871–73). Наряду с батальными сценами («Нападают врасплох», 1871; «Торжествуют», 1872; «Смертельно раненный», 1873) в нее вошли бытовые картины и этюды, запечатлевшие колоритные особенности облика, костюмов, обычаев восточных народов («Двери Тамерлана», 1872). В центральной работе серии «Апофеоз войны» (1871) гора выжженных солнцем черепов, мертвый город и пустыня являют страшный итог войны. Картина стала одним из общерпинятых символов пацифистов. В цикле полотен, посвященных Индии (1874–76), большую часть составляли пейзажные этюды, словно пропитанные жарким солнцем и запечатлевшие восточную природу и архитектуру со свойственной Верещагину документальной точностью («Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874–76). Картины Балканской серии (1878–81) представили публике художественные «документы» огромной обличительной силы, проникнутые страстным антивоенным пафосом: неоправданные жертвы («После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881); непогребенные тела погибших («Побежденные. Панихида», 1878–79). Обратившись к истории, художник создал цикл полотен «Наполеон I в России» (1899–1900). Верещагин погиб при Порт-Артуре в результате взрыва броненосца «Петропавловск».
Решительный и бескомпромиссный человек с обостренным чувством долга и глубоко прочувствованным патриотизмом, Верещагин всю жизнь был «ниспровергателем основ», демонстративно нарушая общепринятые нормы. Его батальные картины представляли не героические подвиги и победы, а суровые будни, «кровь и пот войны», запечатленные с беспощадной жесткостью; он публично отказался от звания профессора АХ, направив в прессу вызвавшее скандал письмо с утверждением, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными». Никогда не писал на заказ; свой путь в искусстве сознательно совершал в одиночестве. Будучи близок к передвижникам по демократической направленности творчества, не вошел в их объединение; свои работы представлял только на персональных выставках, сопровождая их показ демонстрацией привезенных из путешествий экзотических предметов и музыкой.
В творчестве художника своеобразно переплелись черты академизма, «этнографического» натурализма и критического реализма. Одной из главных тем стал Восток, его история, быт и нравы. Впечатления от участия в военных действиях в Средней Азии были воплощены в Туркестанской серии картин (1871–73). Наряду с батальными сценами («Нападают врасплох», 1871; «Торжествуют», 1872; «Смертельно раненный», 1873) в нее вошли бытовые картины и этюды, запечатлевшие колоритные особенности облика, костюмов, обычаев восточных народов («Двери Тамерлана», 1872). В центральной работе серии «Апофеоз войны» (1871) гора выжженных солнцем черепов, мертвый город и пустыня являют страшный итог войны. Картина стала одним из общерпинятых символов пацифистов. В цикле полотен, посвященных Индии (1874–76), большую часть составляли пейзажные этюды, словно пропитанные жарким солнцем и запечатлевшие восточную природу и архитектуру со свойственной Верещагину документальной точностью («Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874–76). Картины Балканской серии (1878–81) представили публике художественные «документы» огромной обличительной силы, проникнутые страстным антивоенным пафосом: неоправданные жертвы («После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881); непогребенные тела погибших («Побежденные. Панихида», 1878–79). Обратившись к истории, художник создал цикл полотен «Наполеон I в России» (1899–1900). Верещагин погиб при Порт-Артуре в результате взрыва броненосца «Петропавловск».
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007