ВЕРЕВКИНА Марианна (Мариамна) Владимировна

Найдено 1 определение
ВЕРЕВКИНА Марианна (Мариамна) Владимировна
13.09.1860(Тула)-6.02.1938 (Аскона, Швейцария). Живописец. Дочь генерала от инфантерии Владимира Николаевича Веревкина, участника обороны Севастополя и русско-турецкой войны. Детство провела в родительском имении «Благодать» Витебской губернии, получила начальное музыкальное образование и увлеклась рисованием. В 1876 окончила Мариинское женское училище в Вильно. С 1883 изучала живопись у профессора МУЖВЗ И. М. Прянишникова. В 1885 переехала в Петербург, где отец вскоре был назначен комендантом Петропавловской крепости. Началась ее многолетняя дружба с И. Е. Репиным. В конце 1880-х И. Е. Репин исполнил три ее портрета, в том числе «Портрет М. В. Веревкиной с перевязанной рукой», запечатлевший следы несчастного случая на охоте, после которого ей пришлось оставить игру на рояле и научиться рисовать левой рукой. В течение 10 лет он давал ей уроки, а в 1893 помог устроить собственную студию. Состояла с Репиным в переписке до его смерти. Исполняла портреты и жанровые картины в манере передвижников: «Еврей» (1886), «Литвин» (1892), «Знаменщик лейб-гвардии Измайловского полка» (1892), «Отдание чести» (1896). Участвовала в выставке Первого дамского художественного кружка (СПб., 1886), 20-й выставке ТПХВ (СПб., 1892) и в художественном отделе Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896). В 1891 познакомилась с учеником Репина А. Г. Явленским, который разделил с ней мастерскую и стал ее спутником жизни. В 1896 вместе с Явленским поехала в Мюнхен и поступила в школу А. Ашбе, где к ним присоединились В. В. Кандинский, И. Э. Грабарь и Д. Н. Кардовский. В доме Явленского-Веревкиной бывали люди искусства, в том числе Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Элеонора Дузе. Путешествовала по Европе, изучала современное и классическое искусство. Последовательно испытала влияние югендстиля, импрессионизма и фовизма, на рубеже 1900-10-х начала создавать экспрессионистскосимволистские картины: «Сельская дорога» (1907), «Валторны» (1909), «Красное дерево» (1910), «Распятие» (1911). Многие пейзажи исполнила в живописной баварской деревушке Мурнау, где в 1907-09 проводила каждое лето вместе с Явленским, Кандинским и Г. Мюнтер. Приезжала в Вильно, где жил ее брат. В январе 1909 была в числе основателей мюнхенского Нового общества художников. С 1912 участвовала в выставках авангардистского объединения «Der Blaue Reiter». В 1913 выставлялась в Первом немецком осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине. Участвовала в русских выставках: «Салон» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-й и 2-й «Салоны» В. А. Издебского (1909/10 и 1911) и «Бубновый валет» (М., 1910/11). Ее работы получили резкую отповедь Репина, написавшего гневную статью против авангардизма. Накануне войны побывала в России. В январе 1915 вместе с Явленским и Б. Цукерманом провела выставку в пользу Дамского комитета Красного Креста в Вильно. В 1915 выехала в Швейцарию и поселилась с Явленским в Санта-Пре, под Лозанной. В 1917 переехала в Цюрих, в 1918 - в деревню Аскона в Итальянской Швейцарии, где оставалась до самой смерти. В 1919 провела выставки в Берне (вместе с П. Клее) и Цюрихе (вместе с А. Сегалом). Выставлялась в берлинской галерее Der Sturm (1917, 1921). Участвовала в выставках русских художников на XII Международном биеннале в Венеции (1920), в Ганновере (галерея Garvens, 1921), на I-й Международной художественной выстав198 ке в Дюссельдорфе (1922). В 1922 порвала отношения с Явленским. В 1924 стала одним из организаторов художественного объединения «Der Gross Ваг» («Большой медведь») в Асконе, участвовала в его выставках. Писала фантастические пейзажи и аллегорические картины («Via etema», «Победитель», 1929). Всю жизнь вела дневники; сохранились дневники за 1901-05 в форме писем «к неизвестному», где много размышлений об искусстве. Часть дневников и писем опубликована директором Висбаденского музея Клеменсом Вейлером. Мемориальные выставки состоялись в Цюрихе (1938, 1955, 1965) и Вуппертале (ФРГ, 1959). В 1967, в честь столетия со дня ее рождения (в западной литературе ошибочно указывают год рождения - 1867), в Асконе был открыт общественный Музей Веревкиной, где хранится большая часть ее художественного наследия. В 1989-90 ее выставка прошла в Мюнхене, Ганновере и Западном Берлине.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999