ВЕРЛЕН
ВЕРЛЕН
Поль (1844–1896) — французский поэт-лирик, признанный лидер поэтов-символистов, считавший поэзию словесно-музыкальным излиянием души, ценивший в ней зыбкость, расплывчатость, неопреде-ленность. В сборниках «Сатурнические стихо-творения» (1866), «Галантные празднества» (1869), «Романсы без слов» (1874) и др. поэт всматривается в себя, в природу, растворяющуюся в его страстях и страданиях, наполненную символическими образами — «окном в неведомое»: ветер — всевластный рок, лес — угрызения совести, рав-нины — тоска, осень — усталость, близкая смерть и т.д. К концу творческого пути Верлен пытается найти нрав-ственную опору в религии, его стихи, входящие в сбор-ник «Мудрость», напоминают псалмы, духовные песни. Отказываясь от событийности, поэт стремился к переда-че впечатлений, выделял в стихе преобладающий звук-ноту, использовал повторы и звукопись, усиливающие выразительность и живопись его лирики. А. Франс называл П. Верлена «самым оригинальным, самым грешным и самым мистичным... самым вдохновенным и самым под-линным из современных поэтов».
ВЕРЛЕН
verlaine) Поль (1844, Мец – 1896, Париж), французский поэт, принадлежал к символистам, позднее к импрессионистам. Дебютировал рано (первые стихотворения опубл. в коллективном сборнике «Современный Парнас», 1866). В первом сборнике Верлена «Сатурновские стихотворения» (1866) еще сильно влияние эстетики «Парнаса» и Ш. Бодлера, но уже проявляются черты оригинального стиля. Второй сборник «Добрая песня» (1870) посвящен невесте поэта Матильде Моте. Сборник «Романсы без слов» (1874) Верлен пишет в тюрьме, куда он попал после дуэли со своим другом поэтом А. Рембо, – это серия зарисовок, мотивов, фрагментов, где преобладает верленовский «пейзаж души»:
И в сердце растрава.
И дождик с утра.
(«И в сердце растрава», перевод Б. Л. Пастернака)
Поэтическим манифестом импрессионистской и символистской лирики Верлена стал сборник «Поэтическое искусство» (1874, опубл. в 1882), в котором автор наиважнейшим принципом новой поэзии провозглашает музыкальность, которая преодолевает в поэзии все, что мешает раскованности лирического самовыражения, – законы логики и здравого смысла, устоявшиеся нормы стихосложения. Сборник «Разум» (1881) рассматривался многими критиками как отход поэта в сторону декаданса. В 1884 г. серия литературных портретов «Проклятые поэты» приносит Верлену известность, а в 1894 г., после смерти главы французской символистской школы Леконта де Лиля, Верлен был избран «королем поэтов» – признан мэтром символистского направления, не будучи ни его главой, ни его теоретиком. Верлен оказал неоспоримое влияние на всю литературную атмосферу 1870–90-х гг. Символисты видели в нем своего предшественника, хотя сильнее всего Верлен был связан с импрессионизмом, строя свою поэтику не на образе, а на передаче впечатления. Новаторство Верлена заключается в придании поэтическому слову небывалой ранее метафоричности, в обогащении ритмики стиха. Верлен одним из первых обратился к свободному стиху – верлибру.
И в сердце растрава.
И дождик с утра.
(«И в сердце растрава», перевод Б. Л. Пастернака)
Поэтическим манифестом импрессионистской и символистской лирики Верлена стал сборник «Поэтическое искусство» (1874, опубл. в 1882), в котором автор наиважнейшим принципом новой поэзии провозглашает музыкальность, которая преодолевает в поэзии все, что мешает раскованности лирического самовыражения, – законы логики и здравого смысла, устоявшиеся нормы стихосложения. Сборник «Разум» (1881) рассматривался многими критиками как отход поэта в сторону декаданса. В 1884 г. серия литературных портретов «Проклятые поэты» приносит Верлену известность, а в 1894 г., после смерти главы французской символистской школы Леконта де Лиля, Верлен был избран «королем поэтов» – признан мэтром символистского направления, не будучи ни его главой, ни его теоретиком. Верлен оказал неоспоримое влияние на всю литературную атмосферу 1870–90-х гг. Символисты видели в нем своего предшественника, хотя сильнее всего Верлен был связан с импрессионизмом, строя свою поэтику не на образе, а на передаче впечатления. Новаторство Верлена заключается в придании поэтическому слову небывалой ранее метафоричности, в обогащении ритмики стиха. Верлен одним из первых обратился к свободному стиху – верлибру.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006