ВЕРЛЕН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВЕРЛЕН
Поль (1844–1896) — французский поэт-лирик, признанный лидер поэтов-символистов, считавший поэзию словесно-музыкальным излиянием души, ценивший в ней зыбкость, расплывчатость, неопреде-ленность. В сборниках «Сатурнические стихо-творения» (1866), «Галантные празднества» (1869), «Романсы без слов» (1874) и др. поэт всматривается в себя, в природу, растворяющуюся в его страстях и страданиях, наполненную символическими образами — «окном в неведомое»: ветер — всевластный рок, лес — угрызения совести, рав-нины — тоска, осень — усталость, близкая смерть и т.д. К концу творческого пути Верлен пытается найти нрав-ственную опору в религии, его стихи, входящие в сбор-ник «Мудрость», напоминают псалмы, духовные песни. Отказываясь от событийности, поэт стремился к переда-че впечатлений, выделял в стихе преобладающий звук-ноту, использовал повторы и звукопись, усиливающие выразительность и живопись его лирики. А. Франс называл П. Верлена «самым оригинальным, самым грешным и самым мистичным... самым вдохновенным и самым под-линным из современных поэтов».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ВЕРЛЕН
verlaine) Поль (1844, Мец – 1896, Париж), французский поэт, принадлежал к символистам, позднее к импрессионистам. Дебютировал рано (первые стихотворения опубл. в коллективном сборнике «Современный Парнас», 1866). В первом сборнике Верлена «Сатурновские стихотворения» (1866) еще сильно влияние эстетики «Парнаса» и Ш. Бодлера, но уже проявляются черты оригинального стиля. Второй сборник «Добрая песня» (1870) посвящен невесте поэта Матильде Моте. Сборник «Романсы без слов» (1874) Верлен пишет в тюрьме, куда он попал после дуэли со своим другом поэтом А. Рембо, – это серия зарисовок, мотивов, фрагментов, где преобладает верленовский «пейзаж души»:
И в сердце растрава.
И дождик с утра.
(«И в сердце растрава», перевод Б. Л. Пастернака)
Поэтическим манифестом импрессионистской и символистской лирики Верлена стал сборник «Поэтическое искусство» (1874, опубл. в 1882), в котором автор наиважнейшим принципом новой поэзии провозглашает музыкальность, которая преодолевает в поэзии все, что мешает раскованности лирического самовыражения, – законы логики и здравого смысла, устоявшиеся нормы стихосложения. Сборник «Разум» (1881) рассматривался многими критиками как отход поэта в сторону декаданса. В 1884 г. серия литературных портретов «Проклятые поэты» приносит Верлену известность, а в 1894 г., после смерти главы французской символистской школы Леконта де Лиля, Верлен был избран «королем поэтов» – признан мэтром символистского направления, не будучи ни его главой, ни его теоретиком. Верлен оказал неоспоримое влияние на всю литературную атмосферу 1870–90-х гг. Символисты видели в нем своего предшественника, хотя сильнее всего Верлен был связан с импрессионизмом, строя свою поэтику не на образе, а на передаче впечатления. Новаторство Верлена заключается в придании поэтическому слову небывалой ранее метафоричности, в обогащении ритмики стиха. Верлен одним из первых обратился к свободному стиху – верлибру.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Поль Верлен и «Современный Парнас»

Федотова В. Е.
Статья посвящена ученическому периоду творчества французского поэта Поля Верлена, примкнувшего в 1860-х гг. к группе «Современный Парнас».
Читать PDF
0.00 байт

Поль Верлен: от романтизма к импрессионизму

Петрова Е. А., Федотова В. Е.
Статья посвящена одному из выдающихся поэтов Франции второй половины XIX в. Полю Верлену, начавшему свой творческий путь в русле романтизма и завершившего его открытием нового литературно-эстетического направления.
Читать PDF
0.00 байт

Книга переводов как художественное целое (на материале переводов Ф. Сологубом лирики П. Верлена)

Стрельникова Анна Борисовна
Исследуется завершающий этап переводческого процесса собирание отдельных переведенных стихотворений в циклы и книги. Анализируются книги переводов Ф. Сологуба из П. Верлена 1908 и 1923 гг.
Читать PDF
0.00 байт

«Проблема-каприз»: Гамлет через призму Верлена в критике Иннокентия анненского1

Бочкарева Нина Станиславна
В статье прослеживается музыкальный мотив каприса-каприза как связующее звено в художественном диалоге Шекспир Верлен Анненский.
Читать PDF
0.00 байт

«Подарок сюзерену»: «Сентиментальная прогулка» П. Верлена в переводах В. Брюсова и А. Эфрон (опыт со

Проскурина Елена Николаевна
Статья посвящена методическим рекомендациям к проведению урока по стихотворениям П. Верлена в переводах В. Брюсова и А. Эфрон.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетика символизма в творчестве чувашского поэта г. Айги и французского поэта П. Верлена

Анисимова Екатерина Геннадьевна
Рассмотрена эстетика символизма на примере творчества чувашского поэта Г. Айги и французского поэта П. Верлена. Для поэтов-символистов характерно глубокое своеобразие видения мира.
Читать PDF
0.00 байт

Символический «Пейзаж души» в поэзии П. Верлена

Горбовская Светлана Глебовна
В статье речь идет об одной из важнейших концепций поэтического творчества Поля Верлена,«пейзажах души», которые заменяют реальный пейзаж, отражающий в поэзии романтизма мир материальной природы.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетика символизма в зеркале поэзии П. Верлена

Свиридова Анна Валерьевна
В представленной статье анализируются новаторские тенденции поэзии символизм на примере эволюции творчества П.Верлена. Поэт выступает в качестве идеолога нового направления и творца обновленного языка литературного произведения.
Читать PDF
0.00 байт

В. Брюсов о поэзии французского поэта-символиста П. Верлена на страницах журнала «Весы»

Оганесян Карина Амаяковна
в статье рассматривается деятельность В. Брюсова в журнале «Весы» в качестве переводчика и критика фанцузского поэта-символиста П. Верлена, творчество которого оказало большое влияние на становление русского символизма.
Читать PDF
0.00 байт

Русские переводы из П. Верлена: уровень содержания (на примере стихотворения «Le ciel est, par-dessu

Гордеева Анастасия Валентиновна
Предметом исследования в данной статье выступает содержательная структура поэтического произведения, рассмотренная на примере стихотворения П. Верлена «Le ciel est, par-dessus le toit...».

Найдено книг по теме — 1