veronese) Паоло (настоящее имя Паоло Кальяри) (1528, Верона – 1588, Венеция), итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Сын скульптора Г. Кальяри; племянник художника А. Бадиле, у которого учился. Важную роль в его творческом формировании сыграли традиции веронской школы живописи с ее интересом к архитектурно-пространственным композициям. С 1553 г. работал в основном в Венеции.
Веронезе прославился как блестящий мастер монументально-декоративной живописи. Композиции, выполненные им для сакристии (ризницы) церкви Сан-Себастьяно (1556) и Дворца дожей (1578–85), были оценены современниками столь же высоко, как произведения Тициана и Тинторетто. Благодаря покровительству Тициана, участвовал в украшении плафонов новой библиотеки Сан-Марко (1560). Ок. 1561 г. создал знаменитые росписи интерьеров виллы братьев Даниеле и Маркантонио Барбаро в местечке Мазер, близ Тревизо (построена ок. 1558 г.; архитектор А. Палладио). Огромные роскошные композиции Веронезе представляют праздничную сторону венецианской жизни 16 в. во всем ее великолепии. Он продолжил и обогатил традицию изображения празднеств, идущую от Джентиле Беллини и В. Карпаччо. Не стремясь к глубине духовного содержания, как Тинторетто, или к психологической характеристике персонажей, как Тициан, Веронезе был прежде всего непревзойденным колористом и мастером сложных пространственных композиций. Евангельские сюжеты служили художнику поводом для изображения великолепных многолюдных пиров («Брак в Кане», 1563; «Пир в доме Левия», 1573). Включение в композиции множества жанровых эпизодов и скрытых портретов современников, светская трактовка сюжетов Священного Писания вызвали недовольство инквизиции, однако Веронезе удалось избежать обвинений в ереси. В последние годы жизни был занят восстановлением росписей Дворца дожей, пострадавших от пожара. Учениками Веронезе были его брат Бенедетто и сыновья Карло и Габриэле.
ВЕРОНЕЗЕ
ВЕРОНЕЗЕ
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
ВЕРОНЕЗЕ
(Кальяри) Паоло (1528–558) — венеци-анский живописец Позднего Возрождения. Главным об-разом работал в Венеции, а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. Стиль Веронезе сложился к середине 1550-х гг. на основе изучения работ Микеланджело, Ра-фаэля, Корреджо, Тициана. В историю изобразительно-го искусства он вошел как мастер больших алтарных кар-тин и монументальных росписей. В искусство Венеции он внес чуждый ей дотоле декоративный размах, слож-ные ракурсы, контрапосты. Религиозные картины этого мастера носили настолько светский характер, что это да-же навлекло на него недовольство инквизиции. Вместе с тем в его творчестве большое место занимают мифологические сюжеты, аллегории, портреты, пейзаж. Вероне-зе был одним из самых блестящих колористов Венеци-анский школы. В его картинах гармонично сочетаются пластика форм с изысканной цветовой гаммой, в которой преобладает холодноватая, серебристая тональность. Полного расцвета творчество Веронезе достигает в сере-дине XVI в. В это время его произведения приобретают тот выраженный светский характер, который был так характерен для его творческой манеры. Образы реальной жизни, современные костюмы, богатая венецианская ар-хитектура превращают его картины и росписи в изобра-жение современной Венеции. В целом его картины вос-певают величие Венецианской республики. При этом отличительными чертами всех произведений Веронезе становятся бьющая через край жизнерадостность, искрящееся веселье. В 80-х гг. в творчестве Веронезе появляются новые черты. Декоративная эффектность и нарядная праздничность сменяются большей успокоенностью, сдержанностью, простотой. В большинстве кар-тин этого периода исчезает обилие фигур, настроение ликующей праздничности сменяется сдержанной гру-стью. Все чаще художник начинает обращаться к изоб-ражению сцен смерти. Из всех произведений художника наибольшего внимания заслуживают «Старость и Юность» (1553), «Триумф Венеции» (1578–1585) — во Дворце дожей, «Поклонение волхвов» (1571), «Пир в до-ме Левия» (1573), «Обручение св. Екатерины» (1575), а также немногочисленные портреты. В конце жизни художника в его творчестве отмечаются черты кризиса ренессансного мировоззрения, что отражается в некотором потускнении колорита, а также в холодной парадности и внешней патетике картин — «Похищение Европы» (1580), «Оплакивание Христа» (нач. 1580-х гг.).
Веронезе
, Паоло (Veronese, Paolo), наст. имя Паоло Кальяри 1528, Верона — 1588, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Учился в Вероне у А. Бадиле. Первоначально работал в Вероне и Мантуе. В 1553 получил первый официальный заказ в Венеции, связанный с живописной декорацией Дворца дожей, уже в 1550-е стал наряду с Тицианом и Тинторетто одним из ведущих художников Венеции. По некоторым сведениям, в 1560 совершил поездку в Рим. Веронезе был единственным итальянским мастером своего поколения, в полной мере сохранившим присущую искусству Возрождения целостность и радостную открытость восприятия мира, чувство его красоты, полноты жизненных сил, праздничного великолепия. В Венеции художник обрел адекватную характеру его дарования художественную и жизненную среду. Первоначальное творческое формирование Веронезе относится к 1540-м, когда он работал в провинции. Уже здесь начали складываться принципы его живописной системы, существенно отличающиеся от венецианских принципов тональной живописи, основанные на гармонии чистых, как бы пронизанных светом голубых, золотистых, изумрудно- и оливково-зеленых, розово- и пурпурно-красных, ослепительно-белых тонов, объединенных легкими, прозрачными тенями. В Вероне начало складываться и его дарование мастера декоративной живописи. Знакомство с росписями Дж. Романо помогло ему овладеть сложным языком эффектных ракурсов, которые он виртуозно использует уже в первой своей значительной работе — росписях виллы Соранца (1551). Сохранившиеся фрагменты этих росписей — аллегорические фигуры Справедливости и Умеренности, композиция Время и Слава, ныне хранящиеся в соборе города Кастельфранко, — демонстрируют поэтическую полноту жизни образов и музыкальность, легкость, декоративную изысканность ритмического рисунка. В первых больших работах, выполненных в Венеции, — плафонах зала Десяти во Дворце дожей (1553), среди которых особенно выделяется так называемая Старость и Юность, и трех плафонах главного нефа церкви Сан Себастьяно, посвященных истории Эсфири (1555—1556), Веронезе предстает уже во всем блеске своего дарования; построенные на крупных массах и больших цветовых пятнах, эффектном ракурсе снизу вверх, эти композиции легко читаются, преображают обширные помещения своей праздничностью, декоративным великолепием, легкостью движения, полнотой жизни. Характерно тяготение Веронезе к созданию больших декоративных ансамблей, проявившееся особенно полно в живописном убранстве церкви Сан Себастьяно, где в 1555—1556 одновременно с Историей Эсфири были выполнены плафоны сакристии, в 1558 — росписи стен и створок органа, в начале 1560-х алтарная картина, в середине 1560-х — две многофигурные композиции для пребистерия. Самым значительным и обширным монументально-живописным ансамблем Веронезе являются фрески виллы Барбаро (ок. 1561, Мазер), построенной Андреа Палладио и принадлежавшей двум выдающимся венецианским патрициям, братьям Барбаро: дипломату и любителю искусств Маркантонио и эрудиту, ученому, переводчику Витрувия Даниэле. Видимо, Даниэле Барбаро был составителем программы росписей, связывающей жизнь обитателей виллы с рядом общих понятий — временем, историей, верой и милосердием, супружеской любовью, круговоротом времен года и т. п. Эта программа воплощена Веронезе с изысканной непринужденностью и изобретательностью. Его фрески, украсившие большой, залитый светом крестообразный вестибюль и пять примыкающих к нему залов, преображают архитектуру Палладио с ее классической чистотой форм, вовлекая зрителей в праздничное театрализованное зрелище, в котором участвуют обитатели виллы и античные боги, соединяются миф и реальность, правда искусства и иллюзия. Эта театрализованность особенно отличает росписи вестибюля с иллюзорными нишами, заполненными иллюзорными же грациозными бронзовыми женскими фигурами, которых на следующем простенке заменяют нарядные "живые" музыкантши; из полуоткрытых иллюзорных дверей выглядывают слуги и домочадцы, в углах помещения, как бы в реальном пространстве, скрещены копья и знамена, в ложных окнах открываются полные света и воздуха панорамы окрестностей виллы. Эти элементы театральной игры есть и в росписях плафонов зала Олимпа и других четырех залов. Боги-олимпийцы и аллегорические фигуры на этих плафонах, написанные легкими, прозрачными, как бы излучающими серебристое сияние красками, предстающие на фоне голубизны неба, полны непринужденности и жизни, разыгрывают свои роли с чуть приметной иронией; в эту театрализованную, полную очарования и светлой радости жизнь естественно включаются хозяйка виллы Барбаро, ее кормилица и сыновья. Праздничная театрализованность свойственна и многофигурным композициям Веронезе конца 1550 — начала 1570-х на религиозные и исторические темы (Принесение во храм, кон. 1550-х, Дрезден, Картинная галерея; Помазание Давида елеем, кон. 1550-х, Вена, Музей истории искусства; Св. Себастьян перед императором, 1558, фреска; Мученичество св. Марка и Марцеллина, ок. 1565, обе — церковь Сан Себастьяно, Венеция; Христос и сотник, ок. 1565, Мадрид, Прадо). В этих композициях горизонтального формата действие разворачивается подобно фризу, сосредотачивается на просцениуме, на фоне куп больших деревьев, руин, архитектурных задников с сияющими белизной дворцами; великолепие одежд, блеск металлических доспехов, красота женщин, широта жестов, декоративность упругого, волнообразного ритма, сплетающего воедино фигуры участников событий, сообщают даже драматическим сценам оттенок праздничных триумфов. Кульминацией этих тенденций является одна из самых блистательных работ Веронезе Александр Македонский и семья Дария (ок. 1565—1570, Лондон, Нац. галерея). Новая степень содержательности, серьезности и полноты жизни характеризует цикл композиций, типологически близких к вышеперечисленным, написанный для венецианской семьи Куччина: Мадонна семьи Куччина, Поклонение волхвов, Брак в Кане, Шествие на Голгофу (ок. 1571, Дрезден, Картинная галерея). Отдельную линию в творчестве Веронезе конца 1550 — начала 1570-х являют его Пиры, сцены трапез Христа от Встречи в Эммаусе до Пира в доме Симона-фарисея и Брака в Кане. Эти темы, сравнительно мало распространенные в венецианской живописи вплоть до начала 1560-х, стали в 1560—1570-е ведущими у Веронезе, посвятившего им 8 монументальных полотен. Именно в них наиболее полно раскрылся светский характер творчества Веронезе, его увлеченность праздничностью и зрелищностью венецианской общественной жизни. Одно из самых эффектных и масштабных решений этой темы он находит в монументальном полотне Брак в Кане (1562—1563, Париж, Лувр). Это настоящий апофеоз венецианского праздничного ритуала, участниками которого являются около 140 персонажей; изображенные в центре Мария и Христос почти теряются в красочной толпе патрициев, слуг, зрителей, среди которых немало именитых современников художника; в частности, иногда предполагается, что под видом четырех музыкантов, расположившихся на первом плане, он изобразил самого себя, Тициана, Тинторетто и Я. Бассано. Некоторую калейдоскопичность композиции этого огромного полотна Веронезе успешно преодолевает в 3-м варианте Пира в доме фарисея (ок. 1570, Версаль, Нац. музей), в Трапезе Григория Великого (1572, Виченца, святилище Монтеберико) и Пире в доме Левия (1573, Венеция, галереи Академии), где главным мотивом, организующим всю композицию и пространство действия, вносящим торжественность и строгую упорядоченность в происходящее, становится грандиозная архитектурная декорация. Наиболее гармоничное и целостное решение художник нашел в последней из этих картин — Тайной вечере, переименованной самим Веронезе в Пир в доме Левия после вызова в трибунал инквизиции, выразившей недовольство слишком светской трактовкой темы. Огромное полотно распахивается перед нами как величественный театр, праздничное действие, разыгрывающееся в пролетах колоссальной, охватывающей всю композицию трехарочной лоджии, написанной с большой пластической энергией и иллюзорной ощутимостью, подчеркивающей жизненную достоверность раскрывающегося перед нами великолепного зрелища. В то же время огромные пролеты арок вносят организованность и упорядоченность в живое, свободное, радующее своим ритмическим богатством движение, объединяющее всех действующих лиц — апостолов и слуг, патрициев и солдат, карликов и шутов. Одновременно художник выделяет в этом театре жизни особое, сакральное пространство — центральный, более широкий пролет, где на фоне светлой голубизны неба в сиянии серебристого света предстает сцена Тайной вечери. Органичное сочетание театральной зрелищности и праздничности с исторической значительностью и сакральным смыслом происходящего делает эту картину одной из самых значительных работ Веронезе. С середины 1570-х характер творчества Веронезе меняется. Большое место в нем теперь занимают аллегорические и мифологические композиции (Венера и Марс, ок. 1576—1584, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Венера и Адонис, ок. 1576— 1584, Мадрид, Прадо; четыре Аллегории Любви, кон. 1570-х, Лондон, Нац. галерея; Похищение Европы, ок. 1578—1580, Венеция, Дворец дожей), в которых декоративная и колористическая изысканность соединяются с несвойственными ранее Веронезе поэтическими камерными интонациями. Меняется и характер религиозных композиций Веронезе: на смену театрализованности и праздничности приходят более сдержанные, серьезные, драматические ноты. В Поклонении волхвов (ок. 1578—1581, Виченца, церковь Санта Корона), Голгофе (2-я пол. 1570-х, Париж, Лувр), Распятии (ок. 1576, Венеция, церковь Сан Ладзаро де Мендиканти) действие разворачивается на фоне темного, сумрачного вечернего неба, яркие вспышки золотистых, красных, синих тонов одежд приобретают драматическую напряженность. В 1580-е стиль Веронезе становится лаконичным, художник предпочитает простые крупнофигурные композиции (Оплакивание Христа, ок. 1576— 1582, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Лукреция, ок. 1580—1585, Вена, Музей истории искусства; Чудо св. Пантелеймона, 1587, Венеция, церковь Сан Панталоне), полные сдержанного драматизма. В своей последней монументальной работе — Апофеозе Венеции (до 1585, Венеция, Дворец дожей, зал Большого совета), выполненной с участием мастерской, в которой работали брат художника Бенедетто и его сыновья Габриэле и Карлетто, Веронезе возвращается к эффектным зрелищным мотивам своих более ранних работ.
Лит.: Антонова И. А. Веронезе. М., 1957; Фомичева Т. Д. Веронезе. М., 1973; Pallucchini R. Veronese. Bergamo, 1943; Pignatti T. Veronese. Venezia, 1976; Cocke R. Veronese. London, 1980; Badt T. Paolo Veronese. Koln, 1981.
И. Смирнова
Лит.: Антонова И. А. Веронезе. М., 1957; Фомичева Т. Д. Веронезе. М., 1973; Pallucchini R. Veronese. Bergamo, 1943; Pignatti T. Veronese. Venezia, 1976; Cocke R. Veronese. London, 1980; Badt T. Paolo Veronese. Koln, 1981.
И. Смирнова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006