собств. Андреа ди Микеле Чони) Андреа дель (1435/1436— 1488) — ит. скульптор Раннего Возрождения, живописец, гравер. Жил во Флоренции во время правления Лоренцо Великолепного. Возглавлял большую мастерскую, выполнявшую заказы для Флоренции и др. ит. городов. В. — автор бронзовой статуи «Давид» (1473—1475/1476), бронзового конного монумента кондотьеру Бартоломмео Коллеони (1479—1488) в Венеции. Его произведения тематически перекликались с работами Донателло. В творчестве В. сочетал реалистич. искания с утонченным аристократизмом. Меньше известен как живописец. Вместе с юным Леонардо да Винчи В. написал картину «Крещение Христа» (ок.1476). Он воспитал целое поколение художников, среди которых Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди. Мастерскую В. посещал и Боттичелли.
Лит.: Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 2. М., 1963; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Нессельштраус. М., 1982.
ВЕРРОККЬО
Верроккьо
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ВЕРРОККЬО
verrocchio) Андреа дель (настоящее имя Андреа ди Микеле Чони) (1435 или 1436, Флоренция – 1488, Венеция), итальянский скульптор и живописец эпохи Раннего Возрождения. Учился у ювелира Верроккьо. Падение спроса на ювелирные изделия побудило его обратиться к декоративной резьбе, живописи и скульптуре. Изучал произведения античного искусства; испытал влияние Донателло и своих современников – Д. да Сеттиньяно, С. Боттичелли и А. дель Поллайоло. Немногочисленные живописные работы (изображения Мадонны с Младенцем) отличаются суховатой рассудочностью.
Прославился прежде всего как скульптор. Его мастерская была центром художественной жизни Флоренции. Был главным скульптором Медичи. Блистательный рисовальщик, ваятель и ювелир, он в совершенстве знал человеческое тело, передавал его с реалистической точностью и одновременно изысканной утонченностью. В бронзовой статуе Давида (1473–75) придал фигуре юного библейского персонажа изящество и аристократизм, отвечавшие вкусам эпохи. Исполнил большую скульптурную группу «Уверение Фомы» (1476–83; бронза) для одной из ниш на фасаде церкви Орсанмикеле во Флоренции. Самое знаменитое произведение – конный памятник кондотьеру (наемному военачальнику) Б. Коллеони (1479–88) на площади у церкви Сан-Джованни э Паоло в Венеции. Изваяние, ставшее классическим примером бронзового конного монумента, отличается пластическим совершенством, лаконичным выражением гордой мощи и неукротимой воли всадника. Художник умер до того, как его прославленная статуя была отлита в бронзе. Из мастерской Верроккьо вышло множество художников, самый знаменитый из которых – Леонардо да Винчи.
Прославился прежде всего как скульптор. Его мастерская была центром художественной жизни Флоренции. Был главным скульптором Медичи. Блистательный рисовальщик, ваятель и ювелир, он в совершенстве знал человеческое тело, передавал его с реалистической точностью и одновременно изысканной утонченностью. В бронзовой статуе Давида (1473–75) придал фигуре юного библейского персонажа изящество и аристократизм, отвечавшие вкусам эпохи. Исполнил большую скульптурную группу «Уверение Фомы» (1476–83; бронза) для одной из ниш на фасаде церкви Орсанмикеле во Флоренции. Самое знаменитое произведение – конный памятник кондотьеру (наемному военачальнику) Б. Коллеони (1479–88) на площади у церкви Сан-Джованни э Паоло в Венеции. Изваяние, ставшее классическим примером бронзового конного монумента, отличается пластическим совершенством, лаконичным выражением гордой мощи и неукротимой воли всадника. Художник умер до того, как его прославленная статуя была отлита в бронзе. Из мастерской Верроккьо вышло множество художников, самый знаменитый из которых – Леонардо да Винчи.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007