ВЕРТИНСКИЙ Александр Николаевич
Чуть седой, как серебряный тополь,
Он стоит, принимая парад.
Сколько стоил ему Севастополь,
Сколько стоил ему Сталинград!
И в слепые морозные ночи,
Когда фронт заметала пурга,
Эти ясные, яркие очи
До конца разглядели врага.
Эти черные, тяжкие годы
Вся надежда была на него.
Из какой сверхмогучей породы
Создавала природа его?
Побеждая в военной науке,
Вражьей кровью окрасив снега,
Он в народа могучие руки
Обнаглевшего принял врага.
И, когда подходили вандалы
К нашей древней столице отцов,
Где нашел он таких генералов.
И таких легендарных бойцов?
Он взрастил их.
Над их воспитаньем
Много думал он ночи и дни.
О, к каким грозовым испытаньям
Подготовлены были они!
И в боях за Отчизну суровых
Шли бесстрашно на смерть за него,
За его справедливое слово,
За великую правду его.
Как высоко вознес он державу,
Вождь советских народов‑друзей,
И какую всемирную славу
Создал он для Отчизны своей!
…Тот же взгляд.
Те же речи простые.
Так же скупы и мудры слова…
Над военною картой России
Поседела его голова.
Эту песню Вертинский продолжал исполнять, несмотря на кампанию борьбы против «культа личности», а на попытки запрета отвечал, что своих убеждений не меняет.
И добавлял: «Сталин для меня кумир!»
Род. 21 марта (2 апреля) 1889, в Киеве, ум. 21 мая 1957, в Ленинграде (похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище). Поэт, композитор, шансонье, артист. В ранней юности публиковал стихи и рассказы в киевских газетах и журналах, писал театральные рецензии. В 1909—1910 гг., перебравшись в Москву, пробует свои силы в роли актера и в начале 1912 г. устраивается в театр миниатюр М. А. Арцибушевой (выступал в пародийных номерах), снимается в немом кино ("Король без венца", "От рабства к воле", "Чем люди живы"). В 1915 г. получает в театре собственный номер — "Песенки Пьеро", где исполняет собственные стихи, нередко положенным на музыку собственного же сочинения ("Маленький креольчик", "Лиловый негр", "Ваши пальцы пахнут ладаном", "Минуточка", "Я сегодня смеюсь над собой", "За кулисами", "Дым без огня", "Панихида хрустальная", "Безноженка", "Бал господень", "Пес Дуглас", "О шести зеркалах", "Jamais" и др.). Номер имел успех, В. стали приглашать и на др. московские сцены, и с 1916 г. артист гастролирует по всей империи. После Октябрьского переворота эмигрировал (1919), работал в Константинополе, Румынии, Польше (1922—1923), гастролировал в Австрии, Венгрии, Бейруте, Палестине, Египте, Ливии, Германии (1923—25), во Франции (1925—34; здесь были написаны многие из лучших песен В. — "Пани Ирена", "Венок", "В синем и далеком океане", "Сумасшедший шарманщик", "Мадам, уже падают листья", "Джимми", "Желтый ангел" и др.), гастролировал в Европе и Америке. В 1935— 43 гг. в Китае (Шанхай). Неоднократно обращался к советским властям с просьбой о возвращении в Россию, дважды получал отказ, и лишь в 1937 г. В. пригласили вернуться на родину. Возвращение состоялось в 1943 г. Начался новый период в творчестве В. (кроме любовной лирики, по-прежнему горькой, в репертуаре появляются песни на стихи советских поэтов и собственные патриотические песни — "О нас и о родине", "Наше горе", "В снегах России", "Иная песня", "Китеж"). В. много концертировал, работал в кино (кардинал в "Заговоре обреченных", 1950; дож Венеции в "Великом воине Албании Скандербеге"; князь в "Анне на шее").
Мальчик и его старшая сестра, взятые на воспитание родственниками, оказались в разных городах и считали друг друга умершими, Случайная встреча с сестрой, тоже актрисой, произошла лишь в 1912 в Москве. Рос сиротой, испытывая постоянное чувство голода, терпя побои за плохие отметки, за вынужденное мелкое воровство. В, вспоминал: «Лежа ночами на сундуке на грубом солдатском ковре, в передней, весь в синяках, избитый и оскорбленный, горько плакал...» Учился плохо, гимназия осталась неоконченной. В 16 лет его выгнали из дома - ночевал где придется, на холодных лестницах, в садовых беседках,,. Рано увлекся театром, всеми способами проникал на концерты и спектакли, случалось, участвовал в них в качестве статиста. На любительских вечерах пел цыганские романсы под гитару. Чтобы прокормиться, работал корректором, грузил арбузы, продавал открытки... Увлечение искусством привело В. в круг киевской богемы, собиравшейся в подвале, в маленьком кабачке под Городской думой, за стаканом дешевого вина.
Одетый в купленный на толкучке подержанный фрак, всегда со свежим цветком в петлице, презрительный и надменный, он проводил здесь дни и ночи.
В 1912 в киевских журналах были опубликованы три рассказа В. Мечты о славе влекли его в Москву, где его никто не ждал и никто не знал.
Снова полуголодное существование, случайные заработки, привычный круг богемы. Увлекался поэзией А.Блока, И.Анненского, А.Ахматовой, Ф.Сологуба, в качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском университете. После неудачной попытки выдержать экзамены на статиста в Московский Художественный театр случайно оказался в маленьком Мамоновском театре миниатюр (1913), где вместо жалованья первое время получал ежедневный обед. Исполнял короткие юмористические рассказы, куплеты, партию Доброго молодца в одноактной опере «Княжна Азвяковна», а также пародии собственного сочинения, которые принесли первый успех.
Артистическую карьеру прервала начавшаяся 1-я мировая война.В. начал работать в московском госпитале, потом в санитарном поезде, делал не только перевязки, но и несложные операции. Работал самоотверженно, удивляя своей выносливостью. За полтора года им было сделано 35 тысяч перевязок. В короткие периоды досуга «Брат Пьеро» или попросту Пьероша, как называли его в поезде, пел под гитару романсы, сочинял пародии, шуточные злободневные стихи. Работа отучила его от кокаина, модного среди богемы поветрия, которое захватило В. перед войной.
Вернувшись в Москву (1916), «Брат Пьеро» трансформировался в подлинного романтического Пьеро, ежевечерне выступавшего в программе Петровского театра миниатюр. Балахон Пьеро (белый, позднее черный), условный, подчеркнутый грим (свинцовые белила, тушь, яркокрасный рот) помогали скрыть неуверенность, волнение: «Петь я не умел! Поэт я был довольно скромный, композитор тем более неважный, даже нот не знал».
После первых «ариеток»: «Минуточка», «Жамэ», «Сероглазочка», «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «Бал Господен», «Кокаинеточка» - пришел граничащий со скандалом успех. Портреты в витринах, статьи в прессе, издание нот, пластинок, которые расходились по всей стране.
Критики недоумевали, размышляя о феномене В., упрекали его в упадничестве, «кокаинном дурмане», банальности. Суждения были не лишены оснований; но выстраданность в соединении с иронией, умением взглянуть на себя со стороны придавали банальным стихотворным строкам глубоко личную наполненность и неповторимо индивидуальную окраску, В.
создавал свой собственный театр, где он и артист, и режиссер, и автор, и композитор, Рамки номера в программе театра миниатюр становились ему тесны и к концу 1917 он начал концертировать по стране со своей программой. В это трагическое для России время модный певец, призывавший дорожить «минуточкой», мимолетными радостями бытия, выступил с песней, посвященной погибшим в бою с большевиками юнкерам: «Я не знаю зачем и кому это нужно...» Костюм Пьеро заменила черная визитка с траурным креповым бантом на рукаве. Песня исполнялась яростно, гневно и одновременно торжественно, вызывала в публике слезы, истерики, овации, смешанные со свистом.
В конце 1918 В. покинул голодную Москву в надежде на скорое возвращение, состоявшееся, однако, лишь через четверть века. Киев, Харьков, Одесса, Севастополь - путь В.; осенью 1920 на пароходе вместе со штабом врангелевской армии прибыл он в Константинополь.
«Начиная с Константинополя и кончая Шанхаем я прожил длинную и не очень веселую жизнь эмигранта... Я много видел, многому научился».
Унижения, обиды - их довелось В. перенести немало - развили душевную чуткость, понимание чужого горя, сострадание ему. В Константинополе выступал в маленьком кабаре «Черная роза» с цыганскими песнями, затем перешел в загородный сад «Стелла», посещавшийся русскими, где он мог исполнять свой репертуар. Последовали приглашения на официальные банкеты, приемы и даже во дворец к султану. На переезд в Европу не было ни денег, ни документов. Выручил знакомый по Москве театральный администратор, он предложил концерты в Румынии и раздобыл для этой поездки паспорт на имя греческого подданного Александра Вардитиса, с которым артист объездил впоследствии чуть ли не полсвета. Начались гастроли: Румыния, Польша, Палестина, Александрия, Бейрут. В 1923/24 концертные турне в Германии, в 1925 - Франция.В. пел старинные цыганские романсы в третьесортных шантанах и в первоклассных ресторанах в сопровождении небольшого оркестра, иногда гитары или фортепиано, В Молдавии, Польше, где было много русскоязычного населения, исполнял свои песенки. Здесь возникало острое ощущение близости родины: «О, как сладко, как больно сквозь слезы / Хоть взглянуть на родную страну...» Ностальгия, столь свойственная русской эмиграции, рождала шедевры В.: «В степи молдаванской» (1925), «Чужие города» (1934, в соавт. с Р.Блох), «О нас и о родине» (1935) и др.
Почти на 10 лет задержался В. во Франции. Совершая короткие концертные турне по Европе, он к началу сезона возвращался в Париж в «Большой Московский Эрмитаж», где работали известные русские артисты Н.Плевицкая, Ю.Морфесси, играл оркестр балалаечников и др. После часа ночи пел в «Казбеке» на Монмартре, в «Шехерезаде», маленьком, но очень дорогом «Казанова». Здесь собирались всевозможные знаменитости: короли, принцы, магараджи, великие князья, миллионеры, знаменитые актеры, В. сблизился с выдающимися деятелями русского искусства Ф.Шаляпиным, С.Лифарем, Т.Карсавиной, А.Павловой, И.Мозжуханым, М.Кшесинской. «В вечерних ресторанах, в парижских балаганах» родились известные песни: ироническая «Femme raffince», горестный «Желтый ангел», «Джимми», «Piccolo Bambino», и др. В 1934 В. на океанском лайнере прибыл в НьюЙорк, где дал концерт в большом, на 2500 зрителей, зале «Town-Hall». На концерте присутствовал весь цвет русского артистического мира, включая С.Рахманинова, Ф.Шаляпина, Н.Балиева. Ангажементы в Калифорнии (Сан-Франциско, Голливуд) дали возможность познакомиться с лучшими американскими актерами. Известную песенку «Гуд бай» («Вас нетрудно полюбить») В. посвятил Марлен Дитрих. Последней страной в странствиях В. стал Китай (1935-43). Пел в ночных кабаре Шанхая и Харбина, где было много русскоязычной публики. Изредка давал концерты в больших залах. Продолжал писать песни, в том числе знаменитые «Прощальный ужин», «Как хорошо без женщин».
В песнях В. представал иллюзорный, разноцветный мир, населенный множеством причудливых персонажей. Среди них лакеи и лорды, матросы и адмиралы, епископы и клоуны, кокотки и принцессы... Резким взмахом руки, движением пальцев, надменной иронической полуулыбкой, легкой саркастической или скорбной гримасой В. показывал этих персонажей.
Жесты не только давали мгновенную и яркую иллюстрацию к исполняемой песне, но в ряде случаев носили ассоциативный характер, помогали создать настроение, передать атмосферу. Исполнение строилось на контрастных переходах от плавных мелодических линий к энергичной, ритмизированной речитации, на резкой смене настроений, стыках обыденной ситуации и высокомерного тона. Ирония снижала патетику, насмешливость прикрывала трагизм, бравурная веселость - душевную боль. Изощренное исполнительское мастерство, виртуозно разработанная интонационно-пластическая партитура, высочайший артистизм делали песниновеллы В. большим искусством. Не случайно в исполнении других артистов они, как правило, успеха не имели. В концертном репертуаре В, были песни не только на его собственные стихи. Верный своим юношеским увлечениям, он превращал в песни стихи А.Блока, Н.Гумилева, А.Ахматовой, И.Анненского.Г.Иванова, делая их доступными для самой широкой аудитории. В то же время по-своему исполняя старинные и цыганские романсы («Ехали на тройке с бубенцами», «Только раз бывают в жизни встречи» и др.), поднимал их на качественно иной уровень, очищал от налета пошлости, обращал душещипательность в чистую лирику.
Сформированный искусством русского Серебряного века, В. гордо пронес его дух в своем, несколько «сниженном», варианте сквозь революции, войны, эмиграцию.
В 1943, после третьей просьбы, В. разрешили вернуться в Россию.
Начались гастроли, выступления в концертных залах, небольших клубах, домах культуры. Повсюду с триумфальным успехом. Песни В., казалось, далекие людям, выросшим в советской действительности, не оставляли их равнодушными. Наряду с тонкими ценителями и знатоками (В. постоянно давал концерты в Домах творческой интеллигенции) , ему рукоплескала самая широкая, неискушенная публика. Артист дал более 3 тысяч концертов в сопровождении пианиста М.Брохеса, несколько раз объехал всю страну. В начале 50-х снялся в кинофильмах «Заговор обреченных» (Кардинал, Гос. премия 1951), «Анна на шее» (Князь) и др. Молчание прессы, отсутствие пластинок, которые за рубежом выходили миллионными тиражами, публикаций нот, стихов, выступлений по радио больно ранили В. И все-таки он верил, что «через 30-40 лет меня и мое творчество вытащат из подвалов забвения». Пророчество сбылось. С конца 70-х начали выходить пластинки В. Наиболее полно его песни представлены в двойном альбоме «Александр Вертинский» (Мелодия, 1990). Два диска с песнями В. изданы во Франции (1993). Выходят стихи, ноты, мемуары,
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции