ВЕРТУМН

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вертумн
в римской мифологии бог всяких перемен (времен года, течения рек, стадий созревания плодов, настроения людей); муж Помоны. Получил храм после победы над Вольсиниями в 494 г. до н. э.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ВЕРТУМН
Вортумн — в рим. миф. бог всяких перемен (во временах года, теч. рек, настроениях людей, стадиях созревания плодов), муж Помоны. По одной версии, первонач. сабинский бог; по другой — бог г. Вольсинии, гл. божество этрусск. союза, получившее в Риме храм после победы над Вольсиниями.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Вертумн
Вортумн (лат. Vertumnus, Vortumnus), рим. божество этрусского происхождения, культ которого был заимствован римлянами из г. Вольсинии. Римляне производили имя В. от глагола vertere — «поворачивать» и считали его божеством превращений и сменяющегося года. Существовало предание, что В. обратил вспять воды разлившегося Тибра и преуспел в сватовстве к Помоне благодаря искусству принимать любые обличья.

Источник: Словарь античности. 1989

ВЕРТУМН
   • Vertumnus, Vortumnus (от verto),
         бог превращения, что относится особенно к изменениям, которым подвергаются плоды до их созревания. В. посылал цветущую благодать весны и жатву лета и осени; но особенно его представляли богом поздней осени и поэтому в октябре праздновали в его честь Вертумналии. Его женой была Помона, которую он пленил после многих превращений (Ov. met. 14, 623 слл.). Впрочем, значение его было очень расширено и его влиянию приписывалось все, что заключало в себе понятие vertere: перемена времен года, обмен товаров, переменчивость человеческих мыслей и т. д. Его изображали подобно греческому Дионису в виде прекрасного юноши или в виде статного, сильного, бородатого мужа с приятными чертами лица, с венком из колосьев или из листьев на голове, держащим в руке рог изобилия, наполненный плодами. В vicis Tuscus стояло изображение этого бога, которого древнее вольсинское население Рима считало своим главным богом. Поэтому некоторые предполагали, что он был первоначально богом тусков. Но, по всей вероятности, он был богом сабинян; по преданию, он был принесен в Рим царем Тацием. На Авентинском холме находилась его часовня, в которой ему 13 августа приносились жертвы, когда начинали созревать плоды.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Вертумн
В римской мифологии Вертумн - бог всяких перемен (во временах года, течении рек, настроениях людей, стадиях созревания плодов). Вертумн влюбился в богиню плодов и фруктовых деревьев Помону и, пользуясь своим даром перевоплощения, стал являться ей в разных обличьях - от воина до рыбака и простого садовника, - предлагая свою любовь, однако безуспешно. Решив воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения, Вертумн пришел к ней в обличье дряхлой старухи и стал дребезжащим голосом убеждать ее выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона решительно отказалась, сославшись на то, что никогда не видела Вертумна и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал, перед Помоной во всем блеске своей юношеской красоты - смущенная Помона не устояла и согласилась стать его женой.
   В этрусской мифологии Вертумн - бог садов и обработки земли, позднее - покровитель торговли.
   (Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
   * * *
   В римской мифологии божество превращений и сменяющихся времен года. Культ Вертумна берет начало из этрусского города Вольсинии. По преданию, Вертумн повернул вспять воды разлившегося Тибра и, благодаря искусству принимать различные образы, покорил сердце Помоны.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   этрусский бог садов и обработки, муж Помоны. В Древнем Риме считался богом всевозможных перемен (течения рек, времен года, настроения людей и др.). В. изображали юношей с садовым ножом в руке и с корзиной плодов.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
303.74 кб

Метаморфозы мифа и лирического я в поэме И. Бродского «Вертумн»

Медведева Наталия Геннадьевна
Одно из сложнейших произведений И. Бродского рассматривается в свете концепции мифа, предложенной А.Ф. Лосевым. Уточняется интерпретация Бродским понятия «метаморфоза» и лирическая природа поэмы.