Вервь

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вервь
название общины в Древней Руси у южных славян.

Источник: Глоссарий исторических терминов

ВЕРВЬ
территориальная община, остаток древнего родового союза, связанного круговой порукой.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Вервь
соседская или территориальная община сельских жителей, трансформировавшаяся из родоплеменной в Древнерусском государстве.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

ВЕРВЬ
название общины в Древней Руси и у южных славян. Упомянутая в Русской правде, В. была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершенные в ее границах.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ВЕРВЬ
общинная орг-ция в Др. Руси и у юж. славян. Термин «В.» встреч. в Русской правде и Полицком статуте. В Русской правде В. упомин. при определении наказания за убийство огнищанина и при обнаружении трупа на терр. В.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ВЕРВЬ
в Древней Руси сельская община, которая имела определенные территориальные границы, и ее члены были связаны круговой порукой.
«Название вервью произошло от древнего способа определения земельных границ посредством обведения данного участка веревкою, вервием, или вервью».

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

Вервь
древнеславянская сельская соседская община; состояла из нескольких поселков (3-4). В каждом поселке жило несколько семей. Все владения общины делились на общественные (пашня, луга, леса, промыслы, угодья, водоемы) и личные (дом, приусадебный участок, скот, инвентарь). Пахотная земля и покосы делились между семьями.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Вервь
одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую(территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала(кормила) княжеских сборщиков штрафов.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Вервь
евр. хевель. Вервь или веревка. Быт. 38:18,25 (перевязь); Суд. 16:9 (тетива); Чис. 15:38 (нить); Ис. 44:13 (линия); Ам. 7:17) (межевая вервь); в переносном смысле размежеванная земля или участок, напр., И. Нав. 17:5,14; 19:9; Втор. 32:9. Срав. Пс. 18:5, где евр. слово веревка (русск. Библия — звук) одни истолковывают, как область, другие, как струну или звук (Рим. 10:18).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Вервь
от "вервь" - веревка) - участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно - родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально - экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно - родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь - община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

ВЕРВЬ
общинная орг-ция в Др. Руси и у юж. славян. Термин "В." встречается в "Русской правде" и Полицком статуте. В Русской правде В. упоминается при определении наказания за убийство огнищанина и при обнаружении трупа на терр. В. (ст. 20 Краткой правды, ст. 3 Пространной правды), а также в связи с уплатой дикой виры, при обнаружении убийцы в В. или мертвеца, к-рого нельзя опознать, и др. (ст. 4, 5, 19, 70 Пространной правды). В. подразумевается в ст. 19 Краткой правды, предусматривающей случай, когда убийца огнищанина обнаружен и тем самым В. (названная в статье "люди") освобождается от уплаты виры. В Полицком статуте В. упоминается в статьях о разделе земли, о вервной земле, о мельницах (ст. 59, 62, 80). Термин "В." происходит от веревки, к-рой отмеривался участок земли, занимавшийся членами В.

О характере В. в ист. лит-ре существуют различные мнения. Славянофил Ф. И. Леонтович, первым сличивший В. Рус. правды с В. Полинкого статута, рассматривал В. как специфич. Обществ. явление славян и первоначально считал В. большой семьей, семейной общиной (задруга юж. славян). Позже он в силу показания источников признал, что В. - не только семейная община, но и хоз. орг-ция, где семейные связи уже нарушены. Мнение Леонтовича о В. - большой семье - разделяли г. Ф. Блюменфельд, К. Н. Бестужев-Рюмин, А. Я. Ефименко, а также сов. ученый С. В. Юшков и др. Первым подверг этот взгляд серьезной критике М. P. Владимирский-Буданов. Основываясь на статьях Рус. правды, предусматривающих "гонение следа", он показал нелепость предположения, что можно "гонять след" по терр. семейной общины, занимающей один двор. Владимирский-Буданов считал, что В. - территориальная сельская община. К этому мнению присоединились В. Лешков, И. Д. Беляев, М. А. Дьяконов и А. E. Пресняков, к-рый считал, что В. Рус. правды - уже территориальный соседский, а не кровный союз. Эту точку зрения разделяют сов. историки М. Н. Тихомиров и Б. Д. Греков. Последнему также принадлежит исследование данных о В. в Полицком статуте, в результате к-рого он пришел к выводу, что упоминаемая в статуте В. - не большая семья, а терр. община, сохранившая остатки родовых отношений. В югосл историч. лит-ре имеется неск. взглядов на значение термина "В." в ср.-век. хорв. документах. В довоен. историографии одни ученые (И. Строхаль, И. Ружич) считали, что термин "В." означает "межу", "границу", другие (М. Радосавлевич) полагали, что это - обществ. орг-ция, находящаяся между задругой и племенем, третьи (В. Ягич, И. Мажуранич) понимали В. как "линию родства". Последняя точка зрения подробно обоснована совр. югосл. историком И. Божичем. В совр. югосл. историографии В. трактуется также как совокупность дальних родственников, не имеющих совместного х-ва, но еще сохраняющих нек-рые общие экономич. интересы (О. Мандич), и как наименование земли, возникшее во время ее периодич. переделов (М. Барада).

Лит.: Леонтович Ф., Древнее хорвато-далматское законодательство, О., 1868; его же, О значении верви по Рус. правде и Полицкому статуту, сравнительно с задругою юго-зап. славян, "ЖМНП", 1867, апр.; Блюменфельд г. Ф., О формах землевладения в др. России, О., 1884; Владимирский-Буданов М. P., Задружная теория и др.-рус. землевладение, "Университетские изв.", 1884, No 11; Пресняков А. Е., Лекции по русской истории, т. 1 - Киевская Русь, М., 1938; Фрейденберг М. М., "Вервь" в средневековой Хорватии, Уч. зап. Великолукского гос. пед. ин-та, 1961, в. 15; Божиh И., "Врвь" у Поличном статуту, в кн.: Зборник филозофског факултета, кн. 4-1. Београд, 1957; Тихомиров М. Н., Исследов. о Рус. правде, М.-Л., 1941; Юшков С. В., Обществ.-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Греков Б. Д., Полица, М., 1951; его же, Большая семья и вервь Рус. правды и Поличного статута, Избр. труды, т. 2, M, 1959 (обзор лит-ры на с. 564-66); Правда русская, т. 2, М.-Л., 1947, с. 261-74; Статут пољички, уредио В. Jагич "Monumenta historico-juridica slavorum meridionalium", 1890, v. 4, p. 1; Ravich v. Pfauenthal, Matic A. T., Re?etar M., Statut der Poljica, в сб.: Wissenschaftliche Mitteilungen aus Bosnien und der Herzegowina, Bd 12, W., 1912; Mandic O., Bratstvo u ranosrednjovjekovnoj Hrvatskoj, "Historijski zbornik", god. 5, Zagreb, 1952; Barada M., Starohrvatska seoska zajednica, (Zagreb, 1957).

И. У. Будовниц,

Ю. В. Бромлей. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976