Вервь
ВЕРВЬ
территориальная община, остаток древнего родового союза, связанного круговой порукой.
Вервь
соседская или территориальная община сельских жителей, трансформировавшаяся из родоплеменной в Древнерусском государстве.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
ВЕРВЬ
название общины в Древней Руси и у южных славян. Упомянутая в Русской правде, В. была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершенные в ее границах.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ВЕРВЬ
общинная орг-ция в Др. Руси и у юж. славян. Термин «В.» встреч. в Русской правде и Полицком статуте. В Русской правде В. упомин. при определении наказания за убийство огнищанина и при обнаружении трупа на терр. В.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ВЕРВЬ
в Древней Руси сельская община, которая имела определенные территориальные границы, и ее члены были связаны круговой порукой.
«Название вервью произошло от древнего способа определения земельных границ посредством обведения данного участка веревкою, вервием, или вервью».
«Название вервью произошло от древнего способа определения земельных границ посредством обведения данного участка веревкою, вервием, или вервью».
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Вервь
древнеславянская сельская соседская община; состояла из нескольких поселков (3-4). В каждом поселке жило несколько семей. Все владения общины делились на общественные (пашня, луга, леса, промыслы, угодья, водоемы) и личные (дом, приусадебный участок, скот, инвентарь). Пахотная земля и покосы делились между семьями.
Вервь
одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую(территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала(кормила) княжеских сборщиков штрафов.
Вервь
евр. хевель. Вервь или веревка. Быт. 38:18,25 (перевязь); Суд. 16:9 (тетива); Чис. 15:38 (нить); Ис. 44:13 (линия); Ам. 7:17) (межевая вервь); в переносном смысле размежеванная земля или участок, напр., И. Нав. 17:5,14; 19:9; Втор. 32:9. Срав. Пс. 18:5, где евр. слово веревка (русск. Библия — звук) одни истолковывают, как область, другие, как струну или звук (Рим. 10:18).
Вервь
от "вервь" - веревка) - участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно - родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально - экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно - родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь - община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
ВЕРВЬ
общинная орг-ция в Др. Руси и у юж. славян. Термин "В." встречается в "Русской правде" и Полицком статуте. В Русской правде В. упоминается при определении наказания за убийство огнищанина и при обнаружении трупа на терр. В. (ст. 20 Краткой правды, ст. 3 Пространной правды), а также в связи с уплатой дикой виры, при обнаружении убийцы в В. или мертвеца, к-рого нельзя опознать, и др. (ст. 4, 5, 19, 70 Пространной правды). В. подразумевается в ст. 19 Краткой правды, предусматривающей случай, когда убийца огнищанина обнаружен и тем самым В. (названная в статье "люди") освобождается от уплаты виры. В Полицком статуте В. упоминается в статьях о разделе земли, о вервной земле, о мельницах (ст. 59, 62, 80). Термин "В." происходит от веревки, к-рой отмеривался участок земли, занимавшийся членами В. О характере В. в ист. лит-ре существуют различные мнения. Славянофил Ф. И. Леонтович, первым сличивший В. Рус. правды с В. Полинкого статута, рассматривал В. как специфич. Обществ. явление славян и первоначально считал В. большой семьей, семейной общиной (задруга юж. славян). Позже он в силу показания источников признал, что В. - не только семейная община, но и хоз. орг-ция, где семейные связи уже нарушены. Мнение Леонтовича о В. - большой семье - разделяли г. Ф. Блюменфельд, К. Н. Бестужев-Рюмин, А. Я. Ефименко, а также сов. ученый С. В. Юшков и др. Первым подверг этот взгляд серьезной критике М. P. Владимирский-Буданов. Основываясь на статьях Рус. правды, предусматривающих "гонение следа", он показал нелепость предположения, что можно "гонять след" по терр. семейной общины, занимающей один двор. Владимирский-Буданов считал, что В. - территориальная сельская община. К этому мнению присоединились В. Лешков, И. Д. Беляев, М. А. Дьяконов и А. E. Пресняков, к-рый считал, что В. Рус. правды - уже территориальный соседский, а не кровный союз. Эту точку зрения разделяют сов. историки М. Н. Тихомиров и Б. Д. Греков. Последнему также принадлежит исследование данных о В. в Полицком статуте, в результате к-рого он пришел к выводу, что упоминаемая в статуте В. - не большая семья, а терр. община, сохранившая остатки родовых отношений. В югосл историч. лит-ре имеется неск. взглядов на значение термина "В." в ср.-век. хорв. документах. В довоен. историографии одни ученые (И. Строхаль, И. Ружич) считали, что термин "В." означает "межу", "границу", другие (М. Радосавлевич) полагали, что это - обществ. орг-ция, находящаяся между задругой и племенем, третьи (В. Ягич, И. Мажуранич) понимали В. как "линию родства". Последняя точка зрения подробно обоснована совр. югосл. историком И. Божичем. В совр. югосл. историографии В. трактуется также как совокупность дальних родственников, не имеющих совместного х-ва, но еще сохраняющих нек-рые общие экономич. интересы (О. Мандич), и как наименование земли, возникшее во время ее периодич. переделов (М. Барада). Лит.: Леонтович Ф., Древнее хорвато-далматское законодательство, О., 1868; его же, О значении верви по Рус. правде и Полицкому статуту, сравнительно с задругою юго-зап. славян, "ЖМНП", 1867, апр.; Блюменфельд г. Ф., О формах землевладения в др. России, О., 1884; Владимирский-Буданов М. P., Задружная теория и др.-рус. землевладение, "Университетские изв.", 1884, No 11; Пресняков А. Е., Лекции по русской истории, т. 1 - Киевская Русь, М., 1938; Фрейденберг М. М., "Вервь" в средневековой Хорватии, Уч. зап. Великолукского гос. пед. ин-та, 1961, в. 15; Божиh И., "Врвь" у Поличном статуту, в кн.: Зборник филозофског факултета, кн. 4-1. Београд, 1957; Тихомиров М. Н., Исследов. о Рус. правде, М.-Л., 1941; Юшков С. В., Обществ.-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Греков Б. Д., Полица, М., 1951; его же, Большая семья и вервь Рус. правды и Поличного статута, Избр. труды, т. 2, M, 1959 (обзор лит-ры на с. 564-66); Правда русская, т. 2, М.-Л., 1947, с. 261-74; Статут пољички, уредио В. Jагич "Monumenta historico-juridica slavorum meridionalium", 1890, v. 4, p. 1; Ravich v. Pfauenthal, Matic A. T., Re?etar M., Statut der Poljica, в сб.: Wissenschaftliche Mitteilungen aus Bosnien und der Herzegowina, Bd 12, W., 1912; Mandic O., Bratstvo u ranosrednjovjekovnoj Hrvatskoj, "Historijski zbornik", god. 5, Zagreb, 1952; Barada M., Starohrvatska seoska zajednica, (Zagreb, 1957). И. У. Будовниц, Ю. В. Бромлей. Москва.