(1877, Украина — 1941), Саратов — арт. оперы (драм. сопрано) и педагог. Жена режиссера И. Лапицкого. Пению обучалась у К. Ферни-Джиральдони. Дебютировала в Киеве (антр. П. Медведева), в сезоне 1892/93 пела в Саратове (антр. Н. Унковского), с. 1895 выступала в петерб. Панаевском т-ре, затем в Моск. Частной рус. опере С. Мамонтова (с 1898), Иркутске (1899—1901), Перми (1901, 1903—04, 1910—11), Москве (1901, летний т-р сада "Эрмитаж", антр. М. Бородая; т-р Солодовникова, 1904—07), Казани (1906), Петербурге (1907, Нар. дом, дебютировала в партии Аиды; Большой зал конс., 1908; Т-р муз. драмы, 1914—15), Екатеринбурге (1909—10). Обладала сильным голосом широкого диапазона (с контральтовыми низами). Исп. отличалось продуманностью и тщательностью отделки. Один из критиков писал: "Артистка обладает темпераментом и местами подкупает искренностью своей игры, что в наше время стало чрезвычайной редкостью. Поет весьма музыкально и осмысленно" ("Театр и искусство". 1907. № 31. С. 502).
1-я исп. партий: в Москве — Раутенделейн ("Потонувший колокол"), Тоски ("Тоска"); в Екатеринбурге — Джульетты ("Сказки Гофмана"); на рус. сцене — Чио-Чио-сан ("Чио-Чио-сан"), Кундри ("Парсифаль", сцен. пост.). Лучшие партии: Лиза ("Пиковая дама"), Недда, Чио-Чио-сан. Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Маша ("Дубровский"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Татьяна, Кума Настасья, Поппея, Юдифь ("Юдифь" А. Серова); Маргарита ("Фауст"), Леонора ("Трубадур"), Рахиль ("Жидовка"), Мими ("Богема"), Валентина, Адриенна Лекуврер, Селика, Тоска, Заза, Кармен, Миньон, Галька, Кундри. Партнеры: В. Гагаенко, Е. Ковелькова, С. Левик, А. Мозжухин, В. Островидов-Тассин, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пела п/у И. Палицына.
Вела пед. деят-сть. В конце 1920-х — начале 1930-х преподавала в 1-м Моск. обл. муз. техникуме.
Автор переводов рассказов, пьес, оперных либретто (ЦГАЛИ, ф. 131, оп. 1, ед. хр. 243).
Лит.: Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 565, 628; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 49.