Веселовский Алексей Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Веселовский Алексей Николаевич

Веселовский Алексей Николаевич - брат Веселовского Александра Николаевича , историк литературы. Родился в 1843 г. Обстоятельства сложились так, что Веселовскому пришлось первоначально избрать военную карьеру; но вскоре ему удалось выйти в отставку и поступить на филологический факультет Московского университета. По окончании курса Веселовский прожил несколько лет за границей, между прочим в славянских землях, где занимался не только историей литературы, но и историей музыки. Первые статьи его посвящены ""Музыке у славян"" (""Русский Вестник"", 1866). По возвращении в Россию Веселовскому пришлось учительствовать и заниматься срочной работой в разных газетах, что не помешало, однако, появиться в свет, в 1870 г., известной книге его: ""Старинный театр в Европе"". На ту же тему написана позднейшая книга Веселовского ""Deutsche Einflusse auf das alte russiche Theater"" (Прага, 1875). В 1871 - 1872 годы Веселовский был деятельным сотрудником ""Беседы"" С.А. Юрьева , с 1873 г. - ""СПб. Ведомостей"" редакции В.Ф. Корша и ""Недели"", где он в течение 5 лет вел иностранный отдел. В V т. ""Русской Библиотеки"" (сочинения Грибоедова), изданного М.М. Стасюлевичем (СПб.), появился замечательный этюд Веселовского о Грибоедове , за которым последовал ряд прекрасных этюдов в ""Вестнике Европы"" о Свифте (1877), Мольере (1878), ""Альцесте и Чацком"" (1881), ""Западном влиянии в русской литературе"" (1881 - 82; отдельно, М., 1882, 4-е издание, М., 1910), Дидро (1884), Бомарше (1887), ""Мертвых Душах"" (1891), Байроне и др. Этюды собраны в книгах: ""Этюды и характеристики"" (3-е издание), ""Байрон. Биографический очерк"" (М., 1902), ""Герцен-писатель"" (М., 1909). С конца 70-х годов Веселовский изучает специально Мольера, о котором написал несколько статей в журналах ""Le Molieriste"" и ""Moliere-Museum"", а на русском языке две части ""Этюдов о Мольере"" (М., 1879 и 1881). Первая из них доставила ему в 1879 г. диплом почетного доктора Московского университета, открывший Веселовскому с 1881 г. путь к профессорской деятельности в Московском университете и в Лазаревском институте. В 1876 - 88 годах он читал на высших женских курсах в Москве. С 1891 г. состоял членом московского театрального комитета. С 1906 г. - почетный академик. Кроме вышеназванных, Веселовскому принадлежит ряд статей в ""Критическом Обозрении"" 1879 - 80 годов, ""Порядке"" 1881 - 1882 годов, ""Артисте"" 1889 - 92 годов, ""Киевской Старине"" и особенно в ""Русских Ведомостях"" последних лет. В ""Исторической всеобщей литературе"" Корша и Кирпичникова им написаны отделы английской литературы XVII и XVIII столетий и французской литературы XVIII в.; для немецкого издания ""Kultur der Gegenwart"" написан очерк ""Die Russische Litteratur"" (Б.-Лпц., 1908). Ряд этюдов Веселовского о Байроне и Мольере напечатан в ""Библиотеке Великих Писателей"", под редакцией Венгерова . В 1-м и 2-м изданиях настоящего словаря Веселовский написал ряд статей о немецких и французских писателях. В сотрудничестве с женой Веселовский перевел книгу Жене о Шекспире (М., 1877), три тома ""Греческой истории"" Курциуса (М., 1880), 3 т. ""Римской истории"" Момсена, ""Данте"" Вегеле (М., 1881). Блестящий стилист, одаренный живым пониманием прекрасного, Веселовский принадлежит к числу тех немногих у нас историков литературы, которые умеют соединить специальность знания с широтой взгляда. Видный ""мольерист"", он не утонул в мелочах, и как в этюдах о великом французском писателе, так и в прочих своих ярких и законченных характеристиках дает исчерпывающую картину условий психологических и исторических, на фоне которых создалось то или другое литературное явление. - Его жена, Александра Адольфовна (1840 - 1910), писательница и переводчица. Написала ряд статей и повестей в ""Беседе"", ""Русских Ведомостях"" и др. С. Венгеров.

Источник: Биографический словарь. 2008

Веселовский, Алексей Николаевич

Веселовский Алексей Николаевич


— брат Ал. Ник. Веселовского (см.), историк литературы. Род. в 1843 г. Обстоятельства сложились так, что он должен был первоначально избрать военную карьеру. Но вскоре ему удалось выйти в отставку и поступить на филол. факультет Моск. университета. По окончании курса А. Н. прожил несколько лет за границей, между прочим, в славянских землях, где занимался не только историей литературы, но и историей музыки. Первые статьи его посвящены "Музыке у славян" ("Русск. Вест.", 1866). По возвращении в Россию ему пришлось учительствовать и заниматься срочной работой в разных газетах, что не помешало, однако, появиться в свет в 1870 г. известной книге его "Старинный театр в Европе". На ту же тему написана позднейшая книга А. Н. "Deutsche Einflüsse auf das alte russische Theater" (Прага, 1876). В 1871—72 г. В. был деятельным сотрудником "Беседы" С. А. Юрьева, с 1873 г. — "СПб. вед." редакции В. Ф. Корша и "Недели", где он в течение 5 лет вел иностранный отдел. В V т. "Русской библиотеки" (сочинения Грибоедова), изд. М. М. Стасюлевичем (СПб.), появился прекрасный этюд В. о Грибоедове, за которым последовал ряд не менее прекрасных этюдов в "Вест. Европы" о Свифте (1877), Мольере (1878), "Альцесте и Чацком" (1881), "Западном влиянии в русской литературе" (1881 и 1882 г., отдельно; М., 1882), Дидро (1884), Бомарше (1887), "Мертвых душах" (1891). С конца 70-х гг. А. Н. изучает специально Мольера, о котором написал несколько статей в журналах "Le Molieriste" и "Molière-Museum", а на русском две части "Этюдов о Мольере" (М., 1879 и 1881). Первая из них доставила ему в 1879 г. диплом почетного доктора Московского университета, открывший А. Н. с 1881 г. путь к профессорской деятельности в Московском университете и Лазаревском институте. С 1876—88 г. он читал на Высших женских курсах в Москве. С 1891 г. состоит членом Московского театрального комитета.


Кроме вышеназванного, А. Н. принадлежит ряд статей в "Критич. обозрении" 1879— 80 гг., "Порядке" 1881—82 гг., "Артисте" 1889—92 гг., "Киевской старине" и особенно в "Русск. вед." последних лет. В "Ист. всеобщ. литер." Корша и Кирпичникова им написаны отделы: англ. литературы XVII и XVIII ст. и франц. литер. XVIII в. В сотрудничестве с женой он перевел книги: Жене о Шекспире (М., 1877), три тома "Греч. истории" Курциуса (М., 1880), 3-й т. "Римской истории" Моммзена, "Данте" Вегеле (М., 1881).


Блестящий стилист и человек с живым пониманием прекрасного, Алексей Н. принадлежит к числу тех немногих у нас историков литературы, которые умеют соединить специальность знания с широтой взгляда. Видный "мольерист", он не утонул в мелочах и как в этюдах о великом французском писателе, так и в прочих своих ярких и законченных характеристиках дает исчерпывающую картину условий психологических и исторических, на фоне которых создалось то или другое литературное явление. В своих частых экскурсах в область русской художественной литературы Алексей Н., чуждый ложного патриотизма, является определенным представителем теории заимствования, которую с таким успехом применил его брат Александр Н. к изучению литературы народной.


С. Венгеров.


{Брокгауз}





Веселовский, Алексей Николаевич


[1843—1918] — брат академика Веселовского, литературовед, профессор Московского университета и бывш. Высших женских курсов. С 1901—1904 — председатель О-ва любителей российской словесности при Московском университете; с 1906 — почетный академик. Специалист по зап.-евролейской литературе. Широкой популярностью пользовались работы В. о Мольере и байронизме.


По своим методологическим воззрениям В. — сторонник историко-культурной школы. "Я считаю себя последователем и учеником Пыпина. В моих работах я обязан ему многими возбуждениями, советами, внушениями". Как и Пыпин, В. в литературе прежде всего ценил прогрессивность идей. В этом плане написано его "Западное влияние в русской литературе" (выдержавшее пять изданий). Патетика книги — в борьбе с "пароксизмом племенной исключительности", в желании "ввести развитие русской мысли и творчества в круг европейского умственного движения" (из предисловия). Отсюда — небрежение В. к собственно литературной стороне поэтических фактов, к их формам и стилю. Отсюда и тот публицистический дидактизм, который у В. всегда заменял социологический анализ явления.



Библиография: I. Старинный театр в Европе, М., 1870; Этюды о Мольере. Тартюф, М., 1879; Этюды о Мольере. Мизантроп, М., 1881; Западное влияние в русской литературе, 1-е изд., М., 1883; 5-е изд., М., 1916; Этюды и характеристики, 1-е изд., М., 1894; 4-е, М., 1912 (2 тт.); Байрон, Биограф, очерк, М., 1902 и М., 1914; Герцен-писатель, М., 1909; Статьи в "Беседе", 1871—1872; "Неделе", 1873—1880; "С.-Петербургских ведомостях", 1873—1874; "Вестнике Европы" с 1877; "Русских ведомостях" с 1883 и др.


II. Сакулин П. Н., Веселовский А. Н., "Научные известия", II, М., 1922 (некролог с приложением воспомин. В. о Пыпине и писем Пыпина к В.); А. П., в "Бирюче", 1918, VII (некролог); Пиксанов Н. К., Грибоедов и Мольер, Гиз, М., 1922.


III. Автобиографические сведения и более подробную библиографию см. в Словаре членов О-ва любит. российской словесности при Московском университете, М., 1911.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ВЕСЕЛОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1843—1918) Алексей Николаевич Веселовский, историк литературы и театра, педагог, брат Александра Веселовского, родился 27 июня 1843 г. в Москве в семье генерал-майора, одного из просвещеннейших военных педагогов своего времени. Мать, немка по происхождению, «в меру обрусевшая», как писал Александр, была женщиной весьма образованной и в воспитании детей считала важнейшим обучение иностранным языкам. Как и старший брат, он получил прекрасное домашнее образование, с детства освоил немецкий, французский и английский языки.
В 1860 г. юноша окончил Александрипский сиротский кадетский корпус и был выпушен поручиком в Рязанский пехотный полк. Однако вскоре он подал в отставку и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Идя по стопам старшего брата, по окончании университета в 1863 г. Алексей yexai в Европу, где продолжил изучение истории литературы, театра и музыки.
Свою первую серьезную работу Веселовский посвятил зарубежному искусству — она называлась «Старинный театр в Европе. Исторические очерки» (1870). Зарубежная литература и искусство стали одним из приоритетных направлений научных исследований ученого, и его интерес к ним оставался неизменным на протяжении всей жизни. В Европе, по словам одного из современников, «он знал всех и все знали его». Веселовский был, в частности, весьма авторитетным специалистом европейского масштаба по творчеству Ж.-Б. Мольера. Не случайно, что степень доктора истории всеобщей литературы он получил за монографию «Этюды о Мольере. Тартюф. История типа и пьесы» (1879). Кроме того, Веселовский сотрудничал в специатизированных журналах «Le Molieriste» и «Moliere-Museum». Ему принадлежит также ряд очерков о выдающихся европейских драматургах, поэтах и прозаиках.
Однако еще более важным в творческом наследии Веселовского является его деятельность в области сравнительно-исторического изучения русской и западноевропейской литератур. В 1872 г. он вместе с профессором Н. И. Стороженко — первым русским шексмировсдом — создал в Московском университете кафедру всеобщей литературы.
Преподавательской работой ученый занимался на протяжении всей жизни. Помимо университета, он читал лекции в специать-
ных классах Лазаревского института восточных языков, на Высших женских курсах, в Театральной школе Малого театра, а последние годы — в Народном университете им. А. Л. Шанявского. Веселовский любил преподавать, и студенты отвечали ему взаимностью. По воспоминаниям одного из слушателей, в каждой лекции проявлялась его разносторонняя европейская образованность и «чуткий общественный темперамент»; его лекции «будили... в юных сердцах уважение к сильной личности». На основании лекций, читанных им в 1877—1888 гг. в Московском университете и на Высших женских курсах, студенты выпускали литографированные издания курса «Истории новейшей русской литературы» (последнее вышло в 1918 г.), а также курсов лекций по русской и зарубежным литературам.
В методологическом отношении лекции Веселовского развивали традиции культурно-исторической школы и, в первую очередь, ориентировались на работы А. Н. Пыпина, к которому ученый относился с большим пиететом. «Встречу на пути своем с Пыпиным и многолетнюю близость с ним, порванную только смертью его, я считаю одним из важнейших, необыкновенно ценных фактов в моей жизни Я считаю себя последователем и учеником Пыпина. В моих работах я обязан ему многими возбуждениями, советами, внушениями Среди разгоревшейся после 1 марта 1881 года нетерпимости к европейской культуре, разлива охранительных учений, призывов назад, он возбуждал меня к историческому обзору наших обязательств к Западу. Этому возбуждению обязаны своим появлением статьи мои о западном влиянии в русской литературе, разросшиеся потом в книгу Понуждал к работам о преемственности в русской литературе, к работе о Гете и др.».
Книга, о которой упоминает Веселовский — «Западное влияние в новой русской литературе», была опубликована в 1883 г. и выдержала до 1916 г. пять изданий. Ее основу составили статьи и исследования о Д. Дидро, Дж. Свифте, Дж. Байроне, Ж.-Б. Мольере, А. С. Пушкине, А. С. Грибоедове, А. И. Герцене, М. Ю. Лермонтове и др. Своими работами Веселовский предвосхитил возникновение компаративистики, получившей популярность на Западе в начале XX в. Рассматривая развитие литератур в историческом аспекте, ученый обращает внимание на «подражательность» как естественный и неизбежный период ученичества в каждой литературе, которая потом развивается самостоятельно. То же, по его мнению, происходило и с русской литературой. Лишь в начале XIX в. она обрела некую самостоятельность, включившись в общий процесс европейского культурного развития. Во второй половине XIX в. наступил период взаимообмена, а с 1880-х гг. русская литература начала «мирное нашествие на Запал», что явилось «желанным результатом». Первоначальная яркая полемичность работы, направленная против неославянофильских тенденций ряда исследователей, утверждавших племенную исключительность русской литературы (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев и др.), в последующих изданиях сменилась интонацией спокойного научного исследования.
Той же идеей борьбы с национализмом проникнута и книга Веселовского «Герцен-писатель» (1909). «Своими историческими справками, блестяще подобранными, — писал известный литературовед П. Н.Сакулин, — Веселовский хотел напомнить русским националистам «о великих результатах западного влияния» и доказать, что лучшие умы России всегда стремились над национальной рознью водрузить стяг «общечеловеческого культурного сияния».
По признанию современников, Веселовский был мастером литературного портрета, что придавало особую привлекательность его биографическим исследованиям. Творчество писателей ученый рассматривал и в психологическом ключе, и в тесной связи с общественной жизнью современной им эпохи. Свои многочисленные работы в этой области, посвященные русским и зарубежным писателям. Веселовский собрал в книгу «Этюды и характеристики» (1894). О ее популярности говорит хотя бы тот факт, что за десять с небольшим лет она выдержала четыре издания. По мнению С. А. Венгерова, «Алексей Николаевич принадлежит к числу тех немногих у нас историков литературы, которые умеют соединить специальные знания с широтою взгляда». Основанная на глубоких познаниях, написанная легко и живо, эта книга и сейчас могла бы служить задачам просветительства.
Характеризуя личность ученого, П. Н. Сакулин писал: «Веселовский не был сухим эрудитом, «буддистом науки». Сила Алексея Николаевича Веселовского не в кропотливом анализе, а в умелом синтезе. Он — мастер на широкие обобщения, суммарные картины общественных и литературных движений, па портретную живопись и художественные характеристики. Хороший стилист и тонкий эссеист, временами Веселовский поднимался до подлинной художественности. Вот почему его историко-литературные работы всегда находили и, надо надеяться, еще долго будут находить многочисленных читателей».
В 1906 г. А. Н. Веселовский, ученый с европейским именем, почетный академик Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности, в силу некоторых обстоятельств был вынужден покинуть Московский университет. Он продолжал научную деягсльность в других учебных заведениях, но в 1918 г. был уволен со своего последнего места работы — из Института востоковедения (бывшего Лазаревского института восточных языков). Близко знавший его в то время В. Гордлевский так вспоминал о конце жизни ученого: «Он умирал сиротливо, не изжив, однако, себя: смерть подкралась к нему неожиданно; еще накануне, посетив его, я застал сю лежащим на тахте, но лицо его было одухотворено и новые планы бродили у него в голове... С его смертью ушел из жизни последний могикан цвета московского общества 70-х годов».
В советское время творческое наследие Алексея Николаевича Веселовского оказалось не востребовано.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ АЛЕКСЕЯ Н. ВЕСЕЛОВСКОГО
Байрон: Биогр. очерк. 2-е доп. изд. М., 1914. VI, 322 с.
Герцен-писатель. М.: Типо-лит. И. Н. Кушнерева и К°, 1909. 159 с.
А. С. Грибоедов: Биография. М.: «Звезда» Н. И. Орфенова, 1918. 32 с. (Серия биографическая, № 7).
Западное влияние в новой русской литературе: историко-сравнительные очерки. 5-е изд., значит, доп. М.: Рус. т-во печат. и иадат. дела, 1916. VI. 259 с.
Старинный театр в Европе: ист. очерки. М.: Тип. П. Бахметева, 1870. 2,
V. 410 с.
Этюды и характеристики. 4-е изд., значит, доп. Т. 1—2. М.: Типо-лит. И. Н. Кушнерева и К°, 1912.
ЛИТЕРАТУРА 0 ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ Н. ВЕСЕЛОВСКОГО
Академические школы в русском литературоведении. М.: Наука, 1975. С. 280-299.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
КЛЭ; РП I; Славяноведение.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.