ВЕСТА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕСТА
   • Vesta,
         см. ?????, Гестия.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ВЕСТА
в римской мифологии богиня домашнего очага.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ВЕСТА
Vesta) - в др.-рим. мифологии богиня стад, а также домашнего очага, культ к-рой носил общегос. характер. В мифологии др. греков В. соответствует Гестия.

Лит.: Huth O., Vesta, Lpz.-В., 1943.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ВЕСТА
пароход, построен в 1856, с началом русско-турецкой войны 1877-78 вооружен (капитан-лейтенант Н. М. Баранов), 11.7.1877 в районе Констанцы выдержал 5-часовой бой с турецким броненосцем "Фетх-Буленд" (последний получил тяжелые повреждения и вышел из боя).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Веста
(лат. Vesta), рим. богиня домашнего очага и очага рим. общины, соответствующая греч. Гестии (Hestia). Круглый храм В. (Aedes Vestae) стоял на Рим. форуме. Внутри этого храма находился очаг В., в котором весталки поддерживали вечный огонь. В непрестанно горящем огне В. видели залог незыблемости рим. государства. К одному с В. культу принадлежали Пенаты.

Источник: Словарь античности. 1989

ВЕСТА
римская богиня семейного очага, соответствовавшая греческой Гестии, но культ ее в Риме носил главным образом общественный характер. В ее святилище, находившемся в центре города, постоянно поддерживался священный огонь шестью жрицами — весталками. Главный надзор за культом Beсты принадлежал Великому понтифику, который наказывал жриц, если по их оплошности погасал огонь.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Веста
в римской мифологии богиня священного очага городской общины, дома. Жрицы Весты — весталки, которые избирались из числа девочек в возрасте 6–10 лет, Предусматривалось, что они должны сохранять девственность в течение 30 лет. За нарушение этого запрета они замуровывались живыми. В храме Весты весталки поддерживали постоянный огонь как символ государственной надежности и устойчивости. Хотя угасание огня Весты считалось предзнаменованием, но в первый день Нового года его гасили и зажигали снова трением священного дерева о дерево. В частных домах Весте посвящался вход в дом — вестибул. Весту причисляли к пенатам Рима, т. е. магистраты, вступая в должность, приносили жертвы пенатам и Весте. Веста изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром, палладием. Соответствует греческой богине Гестии.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

"ВЕСТА"
вооруженный пароход Черноморского флота, переоборудованный из товарно-пассажирского судна. Построен в 1856 в Ньюкасле (Англия). До 1858 именовался «Норма». Водоизмещение 1800 т, паровой двигатель, скорость хода до 12 узлов (22,2 км/час), экипаж 88 человек; вооружение: 5 152-мм орудия, орудия малого калибра, 4 поворотные минбалки для постановки мин. Отличился в ходе русско-турецкой войны 1877- 1878, неся крейсерскую службу у румынских берегов в районе Кюстенджи (Констанца). 11(23) июля 1877 в течение 5 часов вел бой с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд». Командир «Весты» капитан-лейтенант Н. М. Баранов, умело маневрируя, не позволил противнику использовать превосходство в артиллерии. После попадания снаряда в башню броненосца, что вызвало пожар, турецкий корабль был вынужден уйти в сторону Кюстенджи. «Веста» не смог преследовать его из-за повреждений. 17(29) ноября 1887 «Веста» затонула у мыса Тархункут после столкновения с другим судном.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

ВЕСТА
в рим. миф. богиня свящ. очага городской общины, курии, дома. Соотв. греч. Гестии. Культ В., восходящий к древнейшим индоевроп. традициям, один из исконных в Риме, был тесно связан со святынями города: палладием, привез. Энеем и хранивш. в храме В. как залог мощи Рима, и регией — жилищем царя. Жрицы В. — весталки избирались из числа девочек 6 — 10 лет; они должны были сохран. девственность в теч. 30 лет, за нарушение этого запрета замуровыв. живыми. Весталки поддерж. в очаге храма В. постоян. огонь как символ гос. надежности и устойчивости. Хотя угасание огня В. счит. дурным предзнаменованием, но в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением свящ. дерева о дерево, а от него зажигались огни очагов курий; одноврем. хранивш. в храме свящ. лавры заменялись на новые. В частных домах В. посвящ. вход в доме — вестибул. Впослед. В. отожд. с неподвижно висящим в космосе и заключ. в себе огонь земным шаром, с огнем как чистейшим элементом, ее причисляли к пенатам Рима, т.к. магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и В. Изображ. с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Веста
лат. Vesta)
   в римской мифологии божество домашнего очага и огня вообще. В храме В. поддерживался вечный огонь жрицами-весталками. В. считалась также покровительницей поваров, мукомолов и пекарей. В Риме существовал обычай просить богиню покровительства, отправляясь в храм В. босиком в день ее праздника (9 июня). У греков В. соответствовала Гестия.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   В римской мифологии Веста - богиня священного очага городской общины, курии, дома, соответствующая греческой Гестии. Культ Весты был тесно связан со святынями города: привезенным Энеем из Трои палладием, хранившимся в храме Весты как залог мощи Рима, и регией - жилищем царя. Жрицы Весты (весталки) избирались из числа девочек в возрасте от шести до десяти лет; они должны были сохранять девственность в течение тридцати лет, и за нарушение этого запрета замуровывались живыми. Главной обязанностью весталок было поддержание в очаге храма Весты постоянного огня, который считался символом государственной надежности и устойчивости. Изображалась Веста с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.
   (Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
   * * *
   Римская богиня домашнего очага (соответствовала греческой Гестии), почиталась в каждом доме, а также официально - в храме на римском Форуме; в нем поддерживался огонь, который, по преданию, был принесен из Трои и который запрещалось выносить. До конца 4 в. за огнем смотрели девы-весталки, служительницы, число которых в исторические времена было шесть и которые служили тридцать лет под контролем верховного жреца. Карой для них, если они теряли девственность, было сожжение живьем; такой случай известен во времена Домициана. Вообще же весталки окружались большим почетом и пользовались многими привилегиями. Гестия-Веста почти не персонифицировалась ни в какие времена, оставаясь древним символом огня как источника жизни, а очаг символизировал личную безопасность, как это было во всех примитивных обществах. Общественный культ Весты, возможно, вырос из убеждения, что царский очаг имел особенную жизненную важность для его народа.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   древнеримская богиня домашнего очага и огня, соответствующая греческой Гестии. В. изображали с лицом, закрытым покрывалом, с чашей в руках, с факелом, скипетром и палладием. В главном римском храме В. поддерживали вечный огонь, который брали римляне, создавая новые поселения. Погасший огонь считался несчастьем, но в первый день нового года его гасили и снова зажигали трением священных деревянных палочек. Жрицы богини В. - весталки - набирались из девочек 6-10 лет, родители которых должны были быть живы и принадлежать к знатным семьям. Весталки участвовали в обрядах и поддерживали в храме священный огонь как символ надежности и устойчивости государства. Они были обязаны сохранять девственность в течение 30 лет - за нарушение обета целомудрия их живыми зарывали в землю. По истечении этого срока весталки освобождались от служения в храме и могли выйти замуж.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

95. 010. 34 Дагестан: кумыкский этнос / Ин-т гуманит. -полит. Исслед ; сост кульчик Ю. - М. : Веста,

Рековская И. Ф.
Читать PDF

Пароходы XIX В. «Генерал Коцебу» и «Веста»: новейшие подводные открытия у берегов Западного Крыма

Вахонеев Виктор Васильевич
Статья посвящена пароходам «Генерал Коцебу» и «Веста» Русского общества пароходства и торговли, затонувшим в конце XIX в.
Читать PDF

95. 03. 043. Тхостов А. Ш. Топология субъекта: опыт феноменологического исследования // Веста. МГУ.

Мордвинцева Л. П.