Теории вестернизации сопутствовали первому поколению теорий модернизации и были связаны с давней традицией европоцентризма в гуманитарных науках. Эти представления развивались в рамках парадигмы конвергенции (от лат. convergo - сближаюсь). В соответствии с ней основная тенденция раз вития современного мира заключается в сближении и взаимопроникновении культур, ценностей, социальных систем. Футурологические прогнозы сторонников идеи вестернизации говорили о том, что международное разделение труда, глобальная экономическая интеграция, распространение либеральных ценностей, западных культурных стандартов и демократии являются всемирно-историческим процессом, который неизбежно приведет к унификации мирового сообщества по западному образцу, к появлению «универсальной цивилизации».
Один из теоретиков вестернизации Т. фон Лауэ писал, что техническое, военное и экономическое превосходство Европы над остальными регионами мира уходит корнями в английскую индустриальную и французскую социальную революции XVIII в. Это доминирование стало довлеющим фактором, вызвавшим эффект догоняющего развития в странах Востока. Заимствование западного оружия, технологий, элементов организации производства разрушало целостность традиционного общества, привнося в него элементы материальной и духовной культуры европейцев, т. е. приводило к вестернизации. В качестве примеров последовательной и успешной вестернизации приводились реформы Мэйдзи в Японии, политика Мустафы Кемаля Ататюрка в Турции; принципиальные дискуссии вызывает вопрос о петровских реформах в России. После появления плюралистических теорий модернизации в 1970-е годы возросла критика как самой теории вестернизации, так и представлений о ее позитивном, конструктивном характере. В работах С. Хантингтона была поставлена проблема об ограниченности самих возможностей глубоких культурных заимствований между цивилизациями. Ш. Айзенштадт говорил о существенном институциональном разнообразии современных и модернизирующихся обществ, поставив вопрос о важности сохранения национальных социокультурных традиций. М. Леви критиковал концепцию «догоняющего развития» и указывал на то, что идеологическая, технологическая, экономическая зависимость от Запада является фактором консервации отсталости. Ряд теоретиков (Р. Хейлборнер, Г. Маркузе) высказали идею о «негативной конвергенции», о том, что цивилизации и разные социальные системы усваивают друг у друга не столько положительные, сколько отрицательные элементы каждой, что в целом ведет к системному кризису.
В настоящее время большинство исследователей отмечают, что модернизация в виде вестернизации без опоры на национальные традиции признается неполной, рискованной, фрагментированной, характеризуется как тормоз социокультурного развития. Усиливается акцент на изучение конкретных исторических условий, цивилизационного кон текста, на т.н. специфических «типах модерности», которые определяют интерьер и общий рисунок модернизационных процессов.
Лит.: Laue Th. Н. The World Revolution of Westernization. The Twenteeth Century in Global Perspective. N.Y.; Oxford, 1987; Huntington S. The Clash of Civilization and the Remarking of World Order. N.Y., 1996. О. В. КИМ
ВЕСТЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ
ВЕСТЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.