ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
часть Библии, рассматриваемая как священное писание иудаизмом и христианством, содержит 39 книг, признаваемых каноническими.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
назв., к-рое христианские богословы дали большей, дохристианской части Библии, признавая этим ее "священный" характер, но подчеркивая в то же время, что законы В. з. утратили свою силу после появления Нового завета. См. Библия.
Ветхий завет
первая часть Библии, собрание древних текстов, канонизированное иудаизмом и христианством как Священное писание. Состоит из Пятикнижия Моисеева и книг Пророков. Буквально «завет» означает договор Бога с избранным народом (евреями).
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Ветхий Завет
сост. часть Библии, признанная священной кн. двух религий - иудаизма и христианства. Представляет собой сб. избранных произв. др.-евр. лит., созданных между XII и 11 вв. Масоретский, т. е. «традиц.», канонизированный в I - Пвв. текст и. 3 включает 39 кн., Септуагинта (др.-гр. пер. 111/11 вв.) насчитывает 50 кн Вошедшие в В. 3. памятники объединяются в 6 разд.: Пятикнижие (др.-евр. Тора - «учение»), Пророки, Писание. В значительной ч. это рассказ о том, как возник и осуществлялся договор (завет) между богом Яхве и избранным им народом - израильтянами и иудеями.
Лит.: Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.
Н.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Лит.: Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.
Н.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
1. Первая часть Библии. В ней описаны события истории еврейского народа до пришествия Христа. Ветхий Завет писали более 50 авторов и в разное время. В результате получилось грандиозное по мысли и духу, единое по замыслу законченное произведение. 2. Договор Бога с людьми на основе их обычного существования. Ветхий означает «древний», завет – «соглашение, договор». Люди, по Ветхому Завету, выполняют условия соглашения и получают в своей жизни награду. А если нарушают договор, то тогда следует наказание, подчас очень суровое: потоп, пожар и т.д. Большинство книг Ветхого Завета было написано в VII–III вв. до Рождества Христова, а к началу II в. н.э. к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета. В Ветхом Завете пророками были предсказаны и наиболее важные события Нового Завета.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Ветхий Завет
2Кор 3.14)-первая из двух частей Библии, включающая в себя 39 книг, написанных в разное время в промежутке от 15 в. до 4 в. до РХ многими пророками и людьми Божиими, водимыми Духом Святым. Все авторы книг Ветхого Завета-представители еврейского народа, дети Израиля, от пастуха до члена царской семьи. Свое название Ветхий (или Старый) Завет получил в 4 в. по РХ в период формирования канона всей Библии (раньше он назывался «первый»-Евр 9.1,15,18) в противоположность Новому Завету, который сделал его таковым (Евр 7.18-19,22; 8.6-13; 10.9).
В Библии, которой пользуются в православной и католической церквах Ветхий Завет имеет на 11 книг больше, чем каноническая Библия (не считая многих добавлений и к другим книгам). Эти книги (так называемые апокрифические книги) не являются богодухновенными, но признаются указанными церквами полезными для чтения. (См. Библия, закон, Новый Завет, Писание)
В Библии, которой пользуются в православной и католической церквах Ветхий Завет имеет на 11 книг больше, чем каноническая Библия (не считая многих добавлений и к другим книгам). Эти книги (так называемые апокрифические книги) не являются богодухновенными, но признаются указанными церквами полезными для чтения. (См. Библия, закон, Новый Завет, Писание)
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
собрание избранных произведений древнееврейской религиозной литературы, создававшееся с XIII по III-II вв. до Р.Х. и составляющее первую часть христианской Библии. Понятие «завет» (договор) восходит к древнейшим иудео-израильским представлениям о договоре между Богом и людьми, причем Бог дарует «избранному народу» обетованную землю, а народ обязывается соблюдать данный Богом закон. Ветхий Завет включает в себя книги исторического содержания, книги пророков, а также назидательные, философские, символико-аллегорические сочинения и собрания молитв (см. Псалтирь). Согласно христианской традиции, Ветхий Завет раскрывает только первый этап откровения Бога в мире, но вместе с тем содержит прообразы всех последующих актов: воплощения, искупительной жертвы и победы над смертью — и событий грядущих: второго пришествия, конца мира, Страшного Суда и т. д. Поэтому ветхозаветные тексты принято толковать не буквально, а в символическом духе. Кроме того, 11 ветхозаветных книг, входящих в состав Библии, не считаются каноническими (Товита, Иудифи, Премудрости, Маккавейские и др.) и рассматриваются только как исторические или назидательные.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Ветхий завет
часть Библии, рассматриваемая как священное писание (См. Священное писание) и иудаизмом и христианством; содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Условно книги Ветхого завета можно разделить на несколько групп: Пятикнижие Моисеево, книги исторические пророческие и Писания. К историческим можно отнести книги Иисуса Навина (См. Иисус Навин), Судей 1 – 4 Царств, 1 – 2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Среди пророков выделяются Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил как «великие», или «старшие», кроме того, Ветхий завет содержит еще 12 книг малых пророков – Амос, Осия, Иоиль и др. Раздел «писаний» чрезвычайно пестр как по содержанию, так и по форме. Он включает и повествования типа новелл (Руфь), и философские материалистические трактаты (Иов, Екклезиаст), любовно-эротическую поэму «Песнь Песней», сборник молитвенных песнопений – псалмов Псалтырь и т.д. В православные и католические издания Библии включаются также 11 книг Ветхого завета не являющиеся каноническими: Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавен. Католическая церковь рассматривает их как канонические второго порядка; православная церковь не считает их каноническими, но признает «душеполезными»; протестантские церкви приравнивают их к апокрифам. См. Библия, Апокрифы, Новый завет.
Ветхий завет
собрание евр.-иуд. «священных» книг, включ. христианами в состав Библии и дополн. позднее Новым заветом. Сохранилось две редакции В. з.: евр. (или Масоретский список; окончена ок. 100 до н. э.) и греч. (наиболее известен диаспорич. перевод Септуагинта, выполн. в Александрии в 3 — 2 вв. до н. э.). В. з. включает лишь небольшую часть евр.-иудаист. литературы. Согласно масоретской редакции, в его состав было включено 39 произведений. Греч, редакция отличалась заимствованиями эллинистич. духовного наследия, которое наиболее ярко выразилось во вновь включ. книгах (со 2-й по 4-ю книгу Маккавеев) и в дополнениях к уже существовавшим (например, к книгам Даниила и Эсфири). Первый крупный раздел В. з. образует Пятикнижие, авторство которого приписывается Моисею. В нем историч. предания и мифологич. сюжеты чередуются с предписаниями по иудаистской религии и культу. Второй раздел составляют Книги пророков, приписываемые политич. и религиозным вождям евр. народа, которые повествуют в осн. об их деяниях. Третий раздел — Писания — содержит псалмы, притчи, две книги премудростей, хроники, Песнь песней (собрание любовно-эротич. новелл). Состав ветхозаветных книг, или ветхозаветный канон, образовался постепенно. В осн. он сформировался ок. 100 до н. э.; однако вплоть до 2 в. н. э. включение в него отдельных книг оставалось спорным. Некоторые иудейские сочинения были канонизированы уже в христианской церкви. Фрагменты ветхозаветных текстов содержатся в т. н. Кумранских рукописях, найд. после второй мировой войны в Кумране, на берегу Мертвого м.
Источник: Словарь античности. 1989
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Священное Предание, первая часть Библии, собрание книг, священных как для иудеев, так и для христиан, рассказывающее о всемогущем источнике всего сущего в мире – единственном божестве, называемом разными именами: Яхве (Иегова), Саваоф, Элохим, Адонаи, о сотворении мира, происхождении человека, Завете (договоре) Бога с евреями, пророчествах о Спасителе. (О времени создания, составе Ветхого Завета см. ст. Библия.)
В книге Бытия содержатся основные представления о сотворении мира в результате акта Божественного творчества. Исторические книги Ветхого Завета посвящены истории еврейства как богоизбранного народа. Расцвет еврейского государства связан с фигурами Давида и Соломона. Им же принадлежит авторство ряда учительных (т. е. назидательных), но вместе с тем наиболее поэтичных книг, определяемых в иудаизме как Писания (см. Псалмы, Екклезиаст, «Песнь Песней»).
Пророческие книги повествуют о приходе Мессии, Спасителя человечества от Зла.
Священные книги Ветхого Завета повествуют о событиях, выходящих за рамки обыденного, не всегда доступных человеческому пониманию. Язык Ветхого Завета насыщен аллегориями, яркими образами (см. Библеизмы).
В рус. поэзии классицизма, помимо переложений Псалмов, образы канонических книг использовались М. В. Ломоносовым («Ода, выбранная из Иова»), А. П. Сумароковым, Н. М. Карамзиным. А. С. Пушкин использует библейские темы и образы в ряде стихотворений («Пророк», «Ангел», «Когда владыка ассирийский…»); ветхозаветные мотивы встречаются в лирике В. А. Жуковского, Ф. Н. Глинки, А. С. Грибоедова, В. К. Кюхельбекера, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, В. Я. Брюсова.
В книге Бытия содержатся основные представления о сотворении мира в результате акта Божественного творчества. Исторические книги Ветхого Завета посвящены истории еврейства как богоизбранного народа. Расцвет еврейского государства связан с фигурами Давида и Соломона. Им же принадлежит авторство ряда учительных (т. е. назидательных), но вместе с тем наиболее поэтичных книг, определяемых в иудаизме как Писания (см. Псалмы, Екклезиаст, «Песнь Песней»).
Пророческие книги повествуют о приходе Мессии, Спасителя человечества от Зла.
Священные книги Ветхого Завета повествуют о событиях, выходящих за рамки обыденного, не всегда доступных человеческому пониманию. Язык Ветхого Завета насыщен аллегориями, яркими образами (см. Библеизмы).
В рус. поэзии классицизма, помимо переложений Псалмов, образы канонических книг использовались М. В. Ломоносовым («Ода, выбранная из Иова»), А. П. Сумароковым, Н. М. Карамзиным. А. С. Пушкин использует библейские темы и образы в ряде стихотворений («Пророк», «Ангел», «Когда владыка ассирийский…»); ветхозаветные мотивы встречаются в лирике В. А. Жуковского, Ф. Н. Глинки, А. С. Грибоедова, В. К. Кюхельбекера, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, В. Я. Брюсова.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006