ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
часть Библии, рассматриваемая как священное писание иудаизмом и христианством, содержит 39 книг, признаваемых каноническими.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
назв., к-рое христианские богословы дали большей, дохристианской части Библии, признавая этим ее "священный" характер, но подчеркивая в то же время, что законы В. з. утратили свою силу после появления Нового завета. См. Библия.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Ветхий завет
первая часть Библии, собрание древних текстов, канонизированное иудаизмом и христианством как Священное писание. Состоит из Пятикнижия Моисеева и книг Пророков. Буквально «завет» означает договор Бога с избранным народом (евреями).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Ветхий Завет
сост. часть Библии, признанная священной кн. двух религий - иудаизма и христианства. Представляет собой сб. избранных произв. др.-евр. лит., созданных между XII и 11 вв. Масоретский, т. е. «традиц.», канонизированный в I - Пвв. текст и. 3 включает 39 кн., Септуагинта (др.-гр. пер. 111/11 вв.) насчитывает 50 кн Вошедшие в В. 3. памятники объединяются в 6 разд.: Пятикнижие (др.-евр. Тора - «учение»), Пророки, Писание. В значительной ч. это рассказ о том, как возник и осуществлялся договор (завет) между богом Яхве и избранным им народом - израильтянами и иудеями.
   Лит.: Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.
   Н.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
1. Первая часть Библии. В ней описаны события истории еврейского народа до пришествия Христа. Ветхий Завет писали более 50 авторов и в разное время. В результате получилось грандиозное по мысли и духу, единое по замыслу законченное произведение. 2. Договор Бога с людьми на основе их обычного существования. Ветхий означает «древний», завет – «соглашение, договор». Люди, по Ветхому Завету, выполняют условия соглашения и получают в своей жизни награду. А если нарушают договор, то тогда следует наказание, подчас очень суровое: потоп, пожар и т.д. Большинство книг Ветхого Завета было написано в VII–III вв. до Рождества Христова, а к началу II в. н.э. к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета. В Ветхом Завете пророками были предсказаны и наиболее важные события Нового Завета.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Ветхий Завет
2Кор 3.14)-первая из двух частей Библии, включающая в себя 39 книг, написанных в разное время в промежутке от 15 в. до 4 в. до РХ многими пророками и людьми Божиими, водимыми Духом Святым. Все авторы книг Ветхого Завета-представители еврейского народа, дети Израиля, от пастуха до члена царской семьи. Свое название Ветхий (или Старый) Завет получил в 4 в. по РХ в период формирования канона всей Библии (раньше он назывался «первый»-Евр 9.1,15,18) в противоположность Новому Завету, который сделал его таковым (Евр 7.18-19,22; 8.6-13; 10.9).
В Библии, которой пользуются в православной и католической церквах Ветхий Завет имеет на 11 книг больше, чем каноническая Библия (не считая многих добавлений и к другим книгам). Эти книги (так называемые апокрифические книги) не являются богодухновенными, но признаются указанными церквами полезными для чтения. (См. Библия, закон, Новый Завет, Писание)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

      ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
собрание избранных произведений древнееврейской религиозной литературы, создававшееся с XIII по III-II вв. до Р.Х. и составляющее первую часть христианской Библии. Понятие «завет» (договор) восходит к древнейшим иудео-израильским представлениям о договоре между Богом и людьми, причем Бог дарует «избранному народу» обетованную землю, а народ обязывается соблюдать данный Богом закон. Ветхий Завет включает в себя книги исторического содержания, книги пророков, а также назидательные, философские, символико-аллегорические сочинения и собрания молитв (см. Псалтирь). Согласно христианской традиции, Ветхий Завет раскрывает только первый этап откровения Бога в мире, но вместе с тем содержит прообразы всех последующих актов: воплощения, искупительной жертвы и победы над смертью — и событий грядущих: второго пришествия, конца мира, Страшного Суда и т. д. Поэтому ветхозаветные тексты принято толковать не буквально, а в символическом духе. Кроме того, 11 ветхозаветных книг, входящих в состав Библии, не считаются каноническими (Товита, Иудифи, Премудрости, Маккавейские и др.) и рассматриваются только как исторические или назидательные.
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Ветхий завет
часть Библии, рассматриваемая как священное писание (См. Священное писание) и иудаизмом и христианством; содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Условно книги Ветхого завета можно разделить на несколько групп: Пятикнижие Моисеево, книги исторические пророческие и Писания. К историческим можно отнести книги Иисуса Навина (См. Иисус Навин), Судей 1 – 4 Царств, 1 – 2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Среди пророков выделяются Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил как «великие», или «старшие», кроме того, Ветхий завет содержит еще 12 книг малых пророков – Амос, Осия, Иоиль и др. Раздел «писаний» чрезвычайно пестр как по содержанию, так и по форме. Он включает и повествования типа новелл (Руфь), и философские материалистические трактаты (Иов, Екклезиаст), любовно-эротическую поэму «Песнь Песней», сборник молитвенных песнопений – псалмов Псалтырь и т.д. В православные и католические издания Библии включаются также 11 книг Ветхого завета не являющиеся каноническими: Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавен. Католическая церковь рассматривает их как канонические второго порядка; православная церковь не считает их каноническими, но признает «душеполезными»; протестантские церкви приравнивают их к апокрифам. См. Библия, Апокрифы, Новый завет.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Ветхий завет
собрание евр.-иуд. «священных» книг, включ. христианами в состав Библии и дополн. позднее Новым заветом. Сохранилось две редакции В. з.: евр. (или Масоретский список; окончена ок. 100 до н. э.) и греч. (наиболее известен диаспорич. перевод Септуагинта, выполн. в Александрии в 3 — 2 вв. до н. э.). В. з. включает лишь небольшую часть евр.-иудаист. литературы. Согласно масоретской редакции, в его состав было включено 39 произведений. Греч, редакция отличалась заимствованиями эллинистич. духовного наследия, которое наиболее ярко выразилось во вновь включ. книгах (со 2-й по 4-ю книгу Маккавеев) и в дополнениях к уже существовавшим (например, к книгам Даниила и Эсфири). Первый крупный раздел В. з. образует Пятикнижие, авторство которого приписывается Моисею. В нем историч. предания и мифологич. сюжеты чередуются с предписаниями по иудаистской религии и культу. Второй раздел составляют Книги пророков, приписываемые политич. и религиозным вождям евр. народа, которые повествуют в осн. об их деяниях. Третий раздел — Писания — содержит псалмы, притчи, две книги премудростей, хроники, Песнь песней (собрание любовно-эротич. новелл). Состав ветхозаветных книг, или ветхозаветный канон, образовался постепенно. В осн. он сформировался ок. 100 до н. э.; однако вплоть до 2 в. н. э. включение в него отдельных книг оставалось спорным. Некоторые иудейские сочинения были канонизированы уже в христианской церкви. Фрагменты ветхозаветных текстов содержатся в т. н. Кумранских рукописях, найд. после второй мировой войны в Кумране, на берегу Мертвого м.

Источник: Словарь античности. 1989

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Священное Предание, первая часть Библии, собрание книг, священных как для иудеев, так и для христиан, рассказывающее о всемогущем источнике всего сущего в мире – единственном божестве, называемом разными именами: Яхве (Иегова), Саваоф, Элохим, Адонаи, о сотворении мира, происхождении человека, Завете (договоре) Бога с евреями, пророчествах о Спасителе. (О времени создания, составе Ветхого Завета см. ст. Библия.)
В книге Бытия содержатся основные представления о сотворении мира в результате акта Божественного творчества. Исторические книги Ветхого Завета посвящены истории еврейства как богоизбранного народа. Расцвет еврейского государства связан с фигурами Давида и Соломона. Им же принадлежит авторство ряда учительных (т. е. назидательных), но вместе с тем наиболее поэтичных книг, определяемых в иудаизме как Писания (см. Псалмы, Екклезиаст, «Песнь Песней»).
Пророческие книги повествуют о приходе Мессии, Спасителя человечества от Зла.
Священные книги Ветхого Завета повествуют о событиях, выходящих за рамки обыденного, не всегда доступных человеческому пониманию. Язык Ветхого Завета насыщен аллегориями, яркими образами (см. Библеизмы).
В рус. поэзии классицизма, помимо переложений Псалмов, образы канонических книг использовались М. В. Ломоносовым («Ода, выбранная из Иова»), А. П. Сумароковым, Н. М. Карамзиным. А. С. Пушкин использует библейские темы и образы в ряде стихотворений («Пророк», «Ангел», «Когда владыка ассирийский…»); ветхозаветные мотивы встречаются в лирике В. А. Жуковского, Ф. Н. Глинки, А. С. Грибоедова, В. К. Кюхельбекера, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, В. Я. Брюсова.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006