Вход
Вход
во время литургии ритуальное прохождение священнослужителей, возглавляемых свеченосцем, через врата царские и вокруг престола, при открытых царских вратах. Различаются великий В. – перенесение Даров Святых во время литургии с жертвенника на престол (через двери диаконские и царские врата) и два малых В.: 1) с кадилом, совершаемый во все великие вечерни и во время литургии Преждеосвященных Даров; 2) с Евангелием во время литургии. Малый В. символизирует первый выход Иисуса Христа на проповедь, а великий – шествие Христа на страдание и смерть.
Источник: Краткий православный словарь.
ВХОД
действие, торжественный вход священнослужителей в алтарь через Царские врата. На вечерне совершается вход с кадилом перед каждением алтаря и пением «Свете тихий». На литургии совершается малый вход, или вход с Евангелием (после пения антифонов), и великий вход, или вход с Дарами (предлагаемыми для Евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа Дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого Четверга и Великой Субботы. В эти два дня, как и в дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и Дары хранились в храме в отдельных помещениях – ризнице и жертвеннике, и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям, малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий – Его шествие на страдание и смерть.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Вход
одно из действий священнослужителей. Торжественный вход в алтарь через Царские врата. На великой вечерне бывает «вход с кадилом» перед пением «Свете тихий», а на литургии – «вход с Евангелием» (малый вход), совершаемый после того, как хор пропоет антифоны, и «вход с дарами» (великий вход), предназначенными для евхаристии либо преждеосвященными. В процессе входа с дарами их переносят с жертвенника на престол. На литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста великий вход бывает во время пения Херувимской. На литургии Преждеосвященных даров, в Великую субботу и Великий четверг вход с дарами совершают во время пения других, особых песнопений. Что касается происхождения входа, оно таково: в первые времена христианства дары хранили в отдельном помещении храма – на жертвеннике или в ризнице, а вносили их в алтарь с особой торжественностью. Со временем жертвенник и ризница стали располагаться в самом алтаре, но вход, тем не менее, сохранился как особо торжественная часть богослужения. Согласно толкованиям некоторых богословов малый вход символически изображает выход Спасителя на проповедь, а великий вход – шествие Учителя на крестную смерть.
Источник: Православная энциклопедия.