, Домингуш (Vieira Escouru, Dominguez) 1600, Лиссабон — 1678, Лиссабон. Португальский живописец. В 1634—1635 по приглашению испанского короля Филиппа IV работал наряду с другими художниками над украшением дворца Буэн-Ретиро в Мадриде. Это были картины светского содержания, но точных сведений о них не существует. В историю португальской живописи XVII в. вошел как выдающийся портретист. Художник обычно писал портреты на темном фоне в черных одеждах согласно господствовавшей испанской моде. Белоснежные воротники и манжеты, светлые женские головные уборы, сверкающие доспехи кавалеров, мягкая карнация лиц оживляют строгую, почти монохромную гамму. Характеристика сдержанна, отсутствуют какие-либо аксессуары. Редко показаны руки, внимание сосредоточено на спокойных, умных и живых лицах. Иногда на темном фоне помещены надписи и гербы. Известно всего несколько женских и мужских портретов Виейры, исполненных, по-видимому, между 1630—1640-ми, которые находятся в Нац. музее старого искусства в Лиссабоне — Лопе Фуртаду, Мануэлы Альмейды, Антонии де Мелу, Изабел де Моуры, и в частном собрании Фрейташ Бранку — привлекательный портрет донны Маргариды Морейро. Самый известный живописный шедевр Виейры — Портрет донны Изабел де Моуры. Лицо немолодой женщины в светлой токе, типа пышного капюшона, завязанного под подбородком, приближено к зрителю крупным планом. Внимателен несколько ироничный взгляд темных глаз. Прозрачные сливающиеся мазки передают воздушную, словно колышущуюся фигуру серебристо-сиреневого головного убора. Виейра Эшкуру — самая яркая фигура португальской живописи XVII столетия. Работая в Мадриде, он, несомненно, находился под воздействием художественного гения Веласкеса, почти своего ровесника, который мог ему покровительствовать. Но португальский живописец сохранил национальную концепцию портретного образа, его эмоциональную открытость и архаизирующие изобразительные приемы.
Лит.: Franca J. M. Retrato no arte portuguesa. Lisboa, 1981.
Т. Каптерева