Вифлеем
ВИФЛЕЕМ
евр. — дом хлеба) — город в Иудее, близ Иерусалима, в котором родился Иисус Христос (Мф II, 1-12, Лк II, 1-7).
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Вифлеем
ныне Бейт-Лахм, - город в Иудее, указываемый евангелистами как место рождения Христа. С Вифлеемом связаны сказания о младенце Иисусе в яслях, об ангельском хоре, славящем рождение спасителя, о звезде вифлеемской, о поклонении и дарах волхвов. См. Иисус Христос.
ВИФЛЕЕМ
хананейский, позднее иуд. город в Палестине. Ныне — Бейт-Лахм, Иордания. Осн. ок. сер. 2-го тыс. до н.э. Иногда назыв. В. Иудейским, в отличие от одноимен. города в Сев. Палестине. По свидет. Библии, В. — родина царя Давида. В. был местом культа Адониса. В евангельской традиции В. — место рожд. Иисуса Христа.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Вифлеем
дом хлеба)-а) город в уделе Иудином в нескольких километрах на юг от Иерусалима. Живописно расположен на скалистой возвышенности среди полей и садов, являя собой чудесный контраст Иудейской пустыне на восток от этого места. Здесь Иаков похоронил Рахиль, здесь Вооз встретил Руфь, здесь родился Давид и здесь (куда из Назарета явился для переписи Иосиф с Мариею) родился Спаситель мира-Иисус Христос, Господь (прежнее название Вифлеема-Ефрафа, см.);
б) (Нав 19.15; Суд 12.8,10)-один из городов удела Завулонова, расположен северо-западнее Назарета.
б) (Нав 19.15; Суд 12.8,10)-один из городов удела Завулонова, расположен северо-западнее Назарета.
ВИФЛЕЕМ
русифицированная форма др.-евр. Бетлехем) - хананейский, позднее иудейский город в Палестине на Ю. от Иерусалима. Ныне - Бейт-Лахм (68 т. ж., 1961), Иордания. Осн., вероятно, ок. сер. 2-го тыс. до н. э. Иногда назывался В. Иудейским, в отличие от одноим. города в Сев. Палестине. По свидетельству Библии, В. - родина царя Давида. В. был местом культа Адониса. В евангельской традиции В. - место рождения Иисуса Христа, к-рый считается потомком Давида и должен поэтому происходить из его города; но т. к., по др. версии (столь же мифической), родители Иисуса жили в Назарете (Сев. Палестина), то Евангелие от Луки приводит фантастич. рассказ о путешествии Иосифа и Марии из Назарета в В. в связи с приказом рим. наместника Квириния о переписи населения по месту жительства предков.
Вифлеем
русифицированная форма - Бетлехем) - ханаанейский, затем иудейский город близ Иерусалима в Палестине (ныне город Бейт-Лахм в Израиле). Основан, вероятно, около середины 2-го тыс. до н.э. Согласно библейскому преданию, при дороге у Вифлеема похоронена вторая жена Иакова - Рахиль, мать Иосифа и Вениамина. Царь Давид был родом из Вифлеема и здесь же был помазан на царство Самуилом. После вавилонского пленения выходцы из Вифлеема снова заселили город. Согласно христианской традиции, Вифлеем - место рождения Иисуса Христа. Мать римского императора Константина Елена воздвигла над гротом, где родился Иисус, церковь Рождества. В Вифлееме с 386 г. (и до конца жизни) был настоятелем монастыря Иероним, один из отцов христианской церкви. Здесь он составил перевод Библии на латинский язык (т.н. Вульгату).
Источник: Исторический словарь
Вифлеем
маленький городок, которого не было даже в списках городов Иудиных, хотя именно в этом городе происходило множество наиболее значимых событий Ветхого и Нового Завета. В Вифлееме родился царь Давид (Евангелие от Луки, 2, 4–11); здесь находится место погребения Рахили (Бытие, 35, 16); на полях близ Вифлеема Руфь собирала колосья и т. д. Так как в этом городе родился царь Давид, Вифлеем в Новом Завете часто называют городом Давидовым (Евангелие от Луки, 2, 4–11). Но самым важным событием, произошедшим в Вифлееме, является Рождение Спасителя от Девы Марии. Мария и Иосиф Обручник жили в Назарете, но в связи с переписью населения вынуждены были отправиться в Вифлеем. Когда Святое семейство прибыло в город, все места в гостиницах были заняты, поэтому им пришлось ютиться в пещере (в вертепе), где содержался скот. Мария родила Иисуса, повила его пеленами и положила в ясли: кормушку для скота. Это последнее событие придает Вифлеему особенно высокое значение города, священного для всех христиан. Именно здесь «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Евангелие от Иоанна, 1, 14). Чуть позднее на полях Вифлеемских появился ангел и возвестил пастухам о рождении Мессии, а в это время ангельских хор пел славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Евангелие от Луки, 2, 14). Сюда же пришли волхвы – восточные мудрецы, чтобы поклониться Богомладенцу.
Источник: Православная энциклопедия.
Вифлеем
Бейт-Лехем. Вифлеем, дом хлеба. 1) Иудейский «город Давидов», приблизительно 7,5 км к югу от Иерусалима; живописно расположенный на скалистой возвышенности, в 726 м выше уровни моря, откуда открывается замечательный вид на все стороны. Это был незначительный город (Мих. 5:2), но важный военный пункт (2 Цар. 23:14 и дал.) Ровоам укрепил Вифлеем (2 Пар. 11:6). Вифлеем окружен садами и хлебными полями; его холмы обсажены виноградом, смоковницами и миндальными деревьями Благодаря этому, городу было дано его первое название Ефрафа (Эфрата), т. е плодородный (Быт 35 19; 48:7) и более позднее, название «дом хлеба» Поразителен неожиданный переход от Иудейской пустыни и Мертвого моря к Вифлеему с его прекр. садами, богатейшими оливковыми рощами и массой прекрасных цветов Но Вифлеем привлекает наше внимание не как «город Давидов» (1 Цар. 20:6). Он известен по всему миру, потому что в нем родился Христос, чтобы «дать радость всем людям». Господь Иисус Христос родился в городе Давидовом, согласно пророчеству (Мих 5-2), был положен в ясли, прославлен ангелами в присутствии пастухов, стороживших ночью свои стада в поле (Мат. 2:1,6, Лук. 2; Иоан. 7.42). Под великолепным храмом во имя Девы Марии показывают пещеру, где родился Христос. Современный Бет-Лехем расположен на месте библейского. Израильтяне заняли его в ходе войны 1967-го года, и с тех пор находится под израильским управлением. В нем живут приблизительно 15 тысяч человек, из них примерно 8 тысяч мусульмане, а остальные — христиане различных исповеданий 2) Город в колене Завулоновом (И. Нав. 19:15).
ВИФЛЕЕМ
дом хлеба; Быт 35:19, Мих 5:1, Мф 2:1, Руф 1:2), называемый также Вифлеем Ефрафа (Мих 5:2), был столь малый и незначительный городок, в колене Иудином, что он даже не упомянут в общих списках городов Иудиных, как например Неем гл. 11. В этом городе родился Давид (Лк 2:4-11). Селение Химкам, близ Вифлеема, было обычным местом, из которого путешественники отправлялись в Египет (Иер 41:17). Город расположен на возвышенности, около 6-ти англ. миль к ю. от Иерусалима. Во все времена Вифлеем посещался и до последнего времени посещается множеством богомольцев. Вид на Вифлеем издали очень красив. Среди плодородных полей, окруженный со всех сторон холмами, он действительно представляет одну из живописнейших местностей Палестины. А сколько соединено с ним священно-исторических воспоминаний! Здесь погребена была Рахиль (Быт 35:16); здесь некогда, на полях Вифлеемских, Руфь собирала колосья. Он был местом рождения Давида, царя-пророка и псалмопевца, почему и называется иначе городом Давидовым (Лк 2:4-11) и сладкие воды Вифлеема часто освежали юношеские уста его. Но что важнее всего, в городе Давидовом родился Спаситель Христос Господь. Пресв. Дева Мария жила в Назарете, но, вследствие Римской переписи, она должна была идти в Вифлеем, так как происходила из дома и потомства Давида и когда вместе с Иосифом остановилась здесь, то в это время родился Богомладенец Иисус, за неимением мест в гостинице положенный и повитый ею в яслях. Это преславное событие придает особое высокое, священное значение Вифлеему и его окрестностям, так как здесь Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Здесь, на полях Вифлеемских, явился Ангел пастырям, пасшим свои стада, и здесь же, в эту чудную ночь, раздавалось с небес Ангельское славословие: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение” (Лк 2:14). Сюда также, руководимые необыкновенною звездою, пришли Восточные мудрецы поклониться новорожденному Спасу мира. — В настоящее время Вифлеем, известный под названием Бетлам, походит более на деревню, чем на город, с своими домами в развалинах, с тремя, или четырьмя тысячами жителей — Арабов, занимающихся земледелием, садоводством, пчеловодством, или изготовлением различных мелких свящ. вещей образков, четок, распятий и др. священных предметов. Самый Вифлеем расположен на горе, в виде амфитеатра, от западного холма к восточному, и на сем последнем находится вертеп, или пещера Рождества Христова, известный христианам с самых первых веков, и потому издревле посещаемый. В IV веке св. равноапостольная царица Елена над пещерою Рождества Христова воздвигла великолепный храм в честь Богоматери, главный средний алтарь которого, возвышающийся на несколько ступеней, находится над самым вертепом. Он принадлежит Грекам. Из него, по 15-ти мраморным ступеням, входят в подземную церковь, которая и есть самая Вертеп-пещера. Месторождение Спасителя в полукруглой нише означено серебряною звездою с 14-ю лучами и рядом серебряных лампад. Здесь стол, алтарь и мраморная доска служат престолом, на котором совершается Божественная литургия. В нескольких шагах от места Рождества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус. Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В означенном храме находятся и еще несколько пещер и алтарей, таковы: пещера, где обитал св. прав. Иосиф, пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом Вифлеемские младенцы, келия и гробница блаженного Иеронима и др. В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рефаимской дом Симеона Богоприимца; недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пр. Дева на пути из Вифлеема в — Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находятся гробница и памятник Рахили над коими стоит теперь мусульманская молельня; далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающей трогательные слова Свящ. Писания; глас в Раме слышан, плачь и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях, своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер 31:15, Мф 2:18 и др.).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990