Виллевальде (Богдан Павлович) - профессор батальной живописи. Родился в Павловске в 1818 г. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, а в академию поступил в 1838 г., где занимался под руководством К.П. Брюллова и А.Н. Зауервейда. Имеет все академические медали. В 1842 году был отправлен за границу пансионером академии, но в 1844 году был вызван в Россию, по высочайшему повелению, для окончания работ, высочайше заказанных Зауервейду, умершему до выполнения их. В 1848 г. получил звание профессора за программу: ""Сражение при Гисгюбеле"" и ""Сражение при Париже""; с тех пор он состоял профессором академии художеств. Виллевальде окончательно посвятил себя военному жанру. Он объезжал и собирал на месте материал для своих картин в Венгерской кампании 1849 года, на Дунае в 1854, под Севастополем в 1855 г., на Кавказе в 1860 г., в Малой Азии и на Дунае в последнюю Русско-турецкую войну. Умер в Дрездене 11 (23) апреля 1903 г. Большинство его жанровых картин взято им из кампании 1812 г.; все они, главным образом, написаны по рассказам очевидцев или по сохранившимся документам. Большинство этих произведений находится в галереях и дворцах особ Императорской фамилии. Приводим название нескольких его картин: ""Сражение при Быстрице, 1849 г."", ""Сражение под Карсом"", ""Атака под Варшавой"", ""Охотники Шериванского полка на Гунибе"", ""Сражение при Брони"", ""Сражение при Грохове"", ""Сражение при Гравелоте, в 1870 г."", ""Сражение при Бронницах"", ""Башкиры во Франции в 1814 г."", ""Александр I в Дрездене на террасе Брюля"", ""Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице"", ""Казаки при Бауцене в 1813 г."", ""Граф Блюхер и казаки в Бауцене после сражения в 1813 г."", ""Печальное известие (1813)"", ""Лейб-гусар и савойяры (1813)"", ""Казаки на Рейне (1814 года)"", ""Казаки везде дома (1815)"", ""Не бойтесь, мы казаки. Саксония, 1813 г."", ""Сдача Шамиля"", ""Император Александр I в лагере башкирского войска на Бельвильских высотах, в Париже в 1814 г."", ""Торжественный въезд императора Александра II в Москву для коронации в 1856 году"", ""На берегу Дуная в 1877 г."", ""Разъезд улан в Болгарии"". Разнообразие композиции, часто драматический характер сцен, иногда юмористический оттенок, историческая верность, типичность фигур - вот достоинства картин Виллевальде. Можно сказать, что Виллевальде создал русский баталический жанр и русскую батальную живопись. Под его руководством образовались почти все лучшие русские баталисты. В. Чуйко.
Виллевальде Богдан Павлович
— профессор батальной живописи. Родился в Павловске в 1818 г. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, а в академию поступил в 1838 г., где занимался под руководством К. П. Брюллова и А. И. Зауервейда. Имеет все академические медали. В 1842 году был отправлен за границу пансионером Академии, но в 1844 году был вызван в Россию по высочайшему повелению для окончания работ, высочайше заказанных Зауервейду, умершему до выполнения их. В 1848 г. получил звание профессора за программу "Сражение при Гисгюбеле" и "Сражение при Париже"; с тех пор он состоит профессором Академии художеств. В. окончательно посвятил себя военному жанру. Он объезжал и собирал на месте материал для своих картин в венгерской кампании 1849 года, на Дунае в 1854, под Севастополем в 1855 г., на Кавказе в 1860 г., в Малой Азии и на Дунае в последнюю русско-турецкую войну. Большинство его жанровых картин взято им из кампании 1812 г.; все они главным образом написаны по рассказам очевидцев или по сохранившимся документам. Большинство этих произведений находится в галереях и дворцах особ императорской фамилии. Приводим название нескольких его картин: "Сражение при Быстрице, 1849 г." "Сражение под Карсом", "Атака под Варшавой", "Охотники Шериванского полка на Гунибе", "Сраж. при Брони", "Сраж. при Грохове", "Сраж. при Гравелоте, в 1870 г.", "Сражение при Бронницах", "Башкиры во Франции в 1814 г.", "Александр I в Дрездене на террасе Брюля", "Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице", "Казаки при Бауцене в 1813 г.", "Граф Блюхер и казаки в Бауцене после сражения в 1813 г.", "Печальное известие (1813)", "Лейб-гусар и савойяры (1813 г.)", "Казаки на Рейне (1814 года)", "Казаки везде дома (1815 г.)", "Не бойтесь, мы казаки. Саксония, 1813 г.", "Сдача Шамиля", "Император Александр I в лагере башкирского войска на Бельвильских высотах, в Париже в 1814 г.", "Торжественный въезд императора Александра II в Москву для коронации в 1856 году", "На берегу Дуная в 1877 году", "Разъезд улан в Болгарии". Разнообразие композиции, часто драматический характер сцен, иногда юмористический оттенок, историческая верность, типичность фигур — вот достоинства картин Виллевальде. Можно сказать, что В. создал русский баталистический жанр и русскую батальную живопись. Под его руководством образовались почти все лучшие русские баталисты.
В. Чуйко.
{Брокгауз}
Виллевальде, Богдан Павлович
(1818—1903) — художник, баталист, крупнейший и наиб. типичный представитель того направления батальн. живописи, которое господствовало в первой пол. XIX в., со всеми его сильными и слабыми сторонами. Зависимость от официал. сфер, которые тогда одни создавали и поддерживали существование батальн. живописи, и малое еще развитие реализма в искусстве вообще вызывали особые требования от изобразителя войн; выше всего ценилась точность, гл. обр., внешняя, касавшаяся вида и формы войск и отвечавшая офиц. представлению о войне, реляциям о ней. Такой и была вся живопись В.: всегда внешне точная, условно-правдивая, законченно-вырисованная, но не волнующая. Ученик А. И. Зауервейда, В. отличался успехами еще в академии художеств и в 40-х гг. был командирован за границу, где работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 г.; в 1844 г. он был вызван в СПб., ввиду смерти Зауервейда, для окончания начатых им работ по истории борьбы с Наполеоном, и в конце 40-х гг. в звании профессора и академика стал во главе батальн. класса. Мало оригинальный и самост-ный, В. первое время находился под влиянием нем. мастеров, в особ-сти мюнхен. худож. Петра Гесса (в его духе написана большая картина "Битва при Гиссгюбеле"), потом образцом ему служил "король баталистов" Горас Берне, но образцом недосягаемым в легкости кисти и франц. изяществе. Капитальными трудами В. в этот первый период являются 4 громад. полотна из истории 1813—14 гг., висящих в Александр. зале Зимнего дворца: "4 Кульм", "Лейпциг", "Фершампенуаз" и "Перед Парижем". Не раз возвращаясь к этой эпохе ("Русские на Монмартре", "Л.-гв. Кон. п. при Аустерлице"), В. потом живописует и усмирение польск. восстания 1831 г. ("Грохово", "Остроленка"), и венг. поход 1849 г. ("Сдача Гергея под Вилагошем", "Сражение при Быстрице", "Вступление в Кронштадт" и др.), и Крымскую кампанию ("Схватка под Севастополем"), и борьбу на Кавказе ("Башкадыклар", "Под Карсом", "Шамиль на Гунибе", "Сдача Шамиля"). Войны 70-х гг. также нашли себе отражение в живописи В., хотя сравнит-но малое ("Гравелот", "На Дунае в 1877 г.", "Разъезд улан в Болгарии"). В послед. период своей деятельности В. обратился вновь к любимой и хорошо им изученной эпохе Наполеона и, отдаваясь преимущ-но изображениям воен.-быт. характера, проявил новую симпатичную черту своего таланта — мягкий юмор в изображении таких живых военно-идиллич. сцен, как "Л.-гусар и савояр", "Казаки на Рейне", "Казаки везде дома", "Не бойтесь, мы — казаки", "Они попали в плен" и т. д. Отличный знаток воен. строя, В. хорош также и там, где парады и маневры изображаются сами по себе, а не служат образцом картины войны, напр., "Конное учение лейб-гвардии конной артиллерии под Красным Селом" и др. В. пробыл руководителем батал. класса академии художеств вплоть до реформы ее в 90-х гг. прошл. ст., его отличному преподавательству обязаны своим художеств. развитием почти все наши новейшие баталисты. Сам человек строго выдержан. художеств. взглядов, В., хотя и журил молодежь за разные новшества, но умел не насиловать их талантов, почему из его школы вышли такие разнообразно проявившиеся дарования, как Шарлемань, Филиппов, Ковалевский, Грузинский, Попов, Самокиш. Мазуровский и др.
{Воен. энц.}
Виллевальде, Богдан Павлович
(1818—1903) — художник-баталист. Собирая материал для своих произведений, участвовал в 1849 в венгерской кампании, в 1855 был в Севастополе и затем еще несколько раз сопровождал русскую армию в ее походах. Автор множества картин, пользовавшихся исключительным успехом преимущественно в придворных кругах. Будучи ярким представителем официальной батальной живописи, В. сочетал нарочитую парадность своих произведений со значительной долей сентиментальности. Многочисленные его ученики продолжили этот малоценный род живописи почти до наших дней. В Третьяковской галерее — работа В. "Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой", в Русском музее — "Вид Владикавказа" и "Эпизод из Венгерской войны".
Ю. А.