ВИНКЕЛЬМАН
ВИНКЕЛЬМАН
(winckelmann), Иоахим (1717–1768 гг.), один из основателей археологической науки, показал, что классические труды не являются единственным источником информации. Его исследования по искусству Геркуланума и Помпеи дали импульс для изучения артефактов как исторического источника.
Источник: Археологический словарь. 1990
ВИНКЕЛЬМАН
Winkelmann), Эдуард (25.VI.1838 - 10.II.1896) - нем. историк ср. веков. С 1859 - сотрудник Monumenta Germaniae historica, с 1869 - проф. ун-та в Берне, с 1873 - в Гейдельберге. Уделял большое внимание собиранию и публикации источников. В своих осн. трудах, посвященных гл. обр. Филиппу Швабскому и Оттону IV, а также Фридриху II Штауфену, использовал большой фактич. материал; однако осн. линия повествования теряется в нагромождении подробностей. В. излагал лишь политич. историю с нек-рыми экскурсами в область гос. и адм. институтов. Соч. и публ.: Geschichte Kaiser Friedrichs des Zweiten und seiner Reiche. 1212-1235, (Bd 1 ), В., 1863, Bd 2, Reval, 1865; Philipp von Schwaben und Otto IV von Braunschweig, Bd 1-2, Lpz., 1873-78; Kaiser Friedrich II, Bd 1-2, Lpz., 1889-97; Acta imperii inedita, hrsg. v. E. Winkelman, (Bd 1-2), Innsbruck, 1880-85; Systematisches Verzeichnis der Quellen und H?lfsmittel zur Geschichte Estlands, Livlands und Kurlands, 2 Ausg., В., 1878; Die Capitulationen der estl?ndischen Ritterschaft und der Stadt Reval..., hrsg. v. E. Winkelmann, Reval, 1865; Livl?ndische Forschungen, Riga, 1868.
Винкельман
Иоганн Иоахим (1717 — 1768), крупнейший нем. искусствовед, основатель новой археологии — искусствоведчески ориентированной. Выросший в нужде В. рано посвятил себя занятиям греч. яз. и литературой. В течение некоторого времени он занимался педагогич. деятельностью, а в 1748 стал библиотекарем графа Бюнау в Нетнице (близ Дрездена). Совместная работа В. с Бюнау над «Историей германских императоров и германской империи» дало В. выучку историка. Решающее влияние на формирование новаторской теории В. оказало его знакомство с работами по археологии и теории искусства и изучение художеств., прежде всего живописных, собраний Дрездена. В написанных в 1755 «Мыслях о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре» глубокие историч. прозрения В. еще затеняются господствующими нормативными представлениями. Тем не менее развитая в этой работе теория подражания снискала В. славу и стала догмой классицизма. С 1755 В. живет в Риме. Здесь он изучает античную скульптуру, его вдохновенные «Описания» стали важной вехой и истории нем. классич. литературы. В 1760 им был составлен капитальный каталог «Геммы покойного барона Штоша»; тем самым в руки исследователей был дан метод точной классификации и исчерпывающей интерпретации. Именно знакомство с геммами позволило В., не имевшему в руках иных греч. подлинников, в гл. труде его жизни, «Истории искусства древности» (1764), дать первое систематич. изложение развития и смены стилей античного искусства. Труд В. «Неизданные памятники» («Monumenti inediti», 1767) послужил образцом для всех последующих публикаций археологич. памятников. В центре искусствоведч. концепции В. стоит образ человека в его обществ, окружении. Воздействие творчества В. на литературу, искусство и философию эпохи Просвещения неоценимо.
Источник: Словарь античности. 1989