Вино
ВИНО
рассматривается Писанием как необходимый человеку продукт (Вт 7:13; 33:28; Пс 103:15; Ис 55:1; 1Тим 5:23), как дар Божий, ниспосланный человеку наряду со множеством других даров. Евреи пили разбавленное вино почти с каждой едой. Такое вино пили даже дети и девочки (Плач 2:12; Зах 9:17). Пить же не разбавленное вино считалось пьянством. Вино наряду с хлебом играло важнейшую роль во всей жизни древнего человека. Оно почиталось выражением величайшей милости Божией, будучи самым обильным и самым замечательным соком такого чудесного растения, как виноградная лоза. Потому и Господь взял вино символом Своей Крови, пролитием которой даровал людям спасение и в которой заключил с ними новый завет. (См. пища, уксус)
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
вино
рассматривается Писанием как необходимый человеку продукт (Вт 7.13; 33.28; Пс 103.15; Ис 55.1; 1Тим 5.23), как дар Божий, ниспосланный человеку наряду со множеством других даров. Евреи пили разбавленное вино почти с каждой едой. Такое вино пили даже дети и девочки (Плач 2.12; Зах 9.17). Пить же не разбавленное вино считалось пьянством. Вино наряду с хлебом играло важнейшую роль во всей жизни древнего человека. Оно почиталось выражением величайшей милости Божией, будучи самым обильным и самым замечательным соком такого чудесного растения, как виноградная лоза. Потому и Господь взял вино символом Своей Крови, пролитием которой даровал людям спасение и в которой заключил с ними новый завет. (См. пища, уксус)
ВИНО
• Vinum,
???????. ?. с древнейших времен служило грекам обыкновенным, ежедневным напитком; оно всегда смешивалось с водой, которою добавляли в большей пропорции, чем В. Когда под ??????? подразумевается несмешанное В., всегда прибавляется слово ´???????. Пили В. и теплым и холодным, последнее особенно летом, для чего устраивали ледники. Способы выделки и сохранения были почти одинаковыми с римскими, т. к. римляне познакомились с виноделием или одновременно с греками, или переняли его от последних. В. греки различали больше по вкусу, чем по местности, но особенно славились В. с островов. Метрет (около 40 литров) туземного В. стоил в Аттике во времена Демосфена 4 драхмы. В Нижней Италии издавна процветало виноделие, а в Лациуме оно было незначительно. Хотя у древних римлян были виноградники (vineae, упоминаемые в XII таблицах), но они мало пили В., а женщинам совсем запрещали. Лишь после ознакомления с В. Нижней Италии и Греции они улучшили производство В. разведением иностранных лоз и более старательным уходом. Сортов винограда было множество (лучшие были Aminea, Nomentana, Allobrogica, Apiana), и из них выделывали много сортов В. Лучшие были: Caecubum, Setinum, Falernum, Massicum, Surrentinum, Albanum, Calenum, Fimdanum и др. Обыкновенными В. были Trifolinum, Signinum, Sabinum, Nomentanum, самые простые: Vaticanum, Veientanum, Paelignum, Caeretanum, Spoletinum. Очень ценились греческие В., особенно хиосское, лесбосское, кипрское. По цвету различали белое (album), желтое (fulvum), красноватое (sanguineum) и темно-красное (nigrum, atrum) В., а по времени vetus и novum или recens. Старое В. предпочитали и часто подделывали его. Вообще В. часто подделывалось или через примешивание хорошего к плохому, или с помощью дрожжей. В В. также клали ароматические и горькие вещества (vina fictitia), напр., алое, шафран, ир, а особенно аравийскую благовонную смолу, murrinа или murrata potio. Искусственны были также mulsum (см. Винный мед) и глинтвейн, calda (см. Калда). В., приготовленное из переваренного виноградного морса, называлось sapa, defrutum или саrоenum, из увядшего винограда vinum passum и diachytum. Лишь бедные люди и рабы пили lora, т. е. В., полученное от вторичного выжимания. После сбора винограда (vindemia) выдавливали его ногами (calcare, поэтому стекающий морс получил название mustum calcatum), а выжимки (scopi и folliculi), стебельки и шелуху клали в тиски (torcular, torculum). Морс (mustum) стекал в lacus torcularius, a из него в dolia для брожения (fervere), после чего можно было безопасно убирать молодое В. Для этой цели служили заранее высмоленные dolia, seriae, cupae, calparia (см. Dolium, Долий; и Vasa, Ваза) и продолговатые amphorae, lagenae, orcae и cadi (см. Amphora, Амфора), с той разницей, что лучшие сорта убирались в amphorae, а обыкновенные лишь непосредственно перед употреблением из толстых (dolia demersa) сосудов в продолговатые. Cella vinaria было прохладное, обращенное к северу помещение, в котором находились упомянутые сосуды и были хорошо закупорены, засмолены и снабжены ярлыками (tessera, nota) с названием В. и именем консула (для обозначения года). Эти заметки писались и на амфорах. Перелитое из больших сосудов В. сохранялось в apotheca, чаще всего над ванной, для того чтобы туда можно было провести дым, который делал В. старым и мягким (vina fumea). Вследствие осадков, которые оставались в В. при таком уходе, оно перед употреблением очищалось (defaecare, liquare, colare) или яйцом (Horat. Sat. 2, 4, 45 слл.), или с помощью процеживания, причем в colum (см. Colum) примешивали saccum vinarium. Для охлаждения В. лили на наполненный снегом saccus nivarius. Римляне, как и греки, не пили В. в чистом виде, а всегда разбавляли его водой (dilutum); пить чистое В. (merum v.) считалось признаком неумеренности. В кратерах оно смешивалось для всех, но гости разбавляли его каждый по своему вкусу.
ВИНО
облагоражив. диких сортов винограда началось в М. и Передней Азии и в Египте с 4-го тыс. до н.э. В античности культивиров. до 150 сортов винограда, приспособл. к сухим, влажным, бедным и тучным почвам в условиях теплого и прохладн. климата. Правила возделыв. винограда, как основы виноделия, составляли важнейшую часть антич. руководств по с. х-ву. Хотя виноделие было наиболее доходной отраслью с. х-ва (земледелие занимало лишь шестое место по рентабельности), оно требовало макс. затрат труда. Для насажд. виноградных плантаций использов. изобрет. ок. 5 — 4 вв. до н.э. и усовершенств. Колумеллой устройство под назв. «аист», позволявшее проверять размеры выкопан. под посадки траншей по глубине, ширине и маркировать расст. между вертикал. сажаемыми лозами, укреплявш. на тычинах. Виноград сажали на хорошо вспахан. поле или в траншеях. Чаще, однако, виноградные лозы поднимались над землей на тычинах или обвивались вокруг деревьев и натягив. между рядами в виде гирлянд; иногда для этих целей использов. стены домов и беседки. Из инструментов виноградари пользовались виноградар. ножами различ. видов и двузубыми вилами-мотыгами, служивш. для тройн. пропахивания и мотыжения и приме-няющ. в с. х-ве до сих пор. Удобрение виноградников компостом производ. с большой осторожностью, т.к. древ. виноделам было известно, что фекалии вредят аромату вина. Для разрыхл. почвы ее удобряли мергелем или извест-ковали. Саженцы выращив. в рассадниках. Для сбора винограда, что всегда было для крестьян большим и богатым обрядностью праздником, использов. корзины и бочки, доставлявш. на телегах в давильни. Праздники сбора винограда получили широкое отражение в изобразит. иск-ве. Изображ. празднич. процессий во главе с Дионисом и его свитой из сатиров встреч. вплоть до христ. эпохи. По-скольку и греки, и римляне предпочитали темное красное вино, возделывались соотв. сорта винограда. Для брожения молодое вино ставили в погреба в больших, окуренных серой глиняных сосудах на срок ок. шести месяцев. В рим. время брожение нередко происходило на солнце, а винные погреба отаплив. и окуривались. Для того чтобы избежать чрезмерн. брожения, превращ. вина в уксус, в него добавляли смолистый порошок, гипс, известь или мор. воду. Сладкое вино получали путем подавл. процессов брожения за счет хран. в прохладном месте без доступа воздуха или увариванием. Чаще всего В. настаивали на изюме. Перебродившее в теч. 5 — 10 лет В. разливалось в амфоры, каждая из к-рых снабж. ярлыком с указанием года, места произ-ва, цвета и наличия сладких добавок. Для удобства счета амфоры устанавлив. в погребах в виде равностор. треугольников, размер к-рых зависел от кол-ва амфор. Торговля вином была привилегией Италии, она поддержив. императорами до тех пор, пока Проб не разрешил неогранич. разведение винограда. Экспорт вина из Рим. империи достигал Скандинавии и Индии, а кельты отдавали иногда за каждую амфору раба. Квалифицир. рабы-виноградари ценились втрое дороже, чем рабы-земледельцы. В императорскую эпоху развед. винограда и связ. с ним терминология распростр. по всем пров. Рим. империи. Появл. лат. слов, связ. с виноде-лием, в ирланд. и слав. языках ист. обусловл. разведением винограда в монастырях. Большой популярностью повсеместно пользов. плодовое В. из яблок, груш и фиников. Потребл. В. в античности было велико; даже раб получал ежедневно 600 мл легкого деревен. вина вторич. выжимки. В различ. времена ценились разные сорта мароч. вин, однако хиосское В. неизменно славилось среди греч. В., а фалернское — среди италийских. Любимым столовым В. имп. Августа было сетийское. По праздникам пили лучшие сорта В. из наиболее красивых сосудов (чаш); пиршество сопровожд. развлечениями, музыкой, застол. песнями и т.п. Во время застолья соблюдались многочисл. обычаи: полагалось непрем. выпить за здоровье присутствующих, вспомнить отсутств. друзей, воздать благодарение богам. Нередко устраив. состязания в питье и обмен импровизир. остротами. В. редко подавалось к столу неразбавл. Как правило, в него добавлялись вода или лед из ледников. В тех случаях, когда В. доставялось к столу не непосредств. из погреба, его охлаждали в спец. холодильниках, состоявших из внеш. сосуда из пористой глины и помещ. внутри него в холодной воде кувшина с В. Кроме того, В. с добавл. целебных корней употребл. в мед. целях, нередко как своего рода глинтвейн, для подогрева к-рого применялось особое устройство типа самовара. В изготовл. из медного листа шарообраз. тулове этого устройства закрепл. железная дымогарная труба, наполнявш. горящим древес. углем, что позволяло в теч. неск. минут вскипятить 2 — 3 л воды для смешивания с В. В путешествиях В. перевозилось в козьих бурдюках.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Вино
(греч. oinos, лат. vinum). Облагораживание диких сортов винограда началось в М. и Передней Азии и в Египте с 4-го тыс. до н. э. В античности культивировались до 150 сортов винограда, приспособл. к сухим, влажным, бедным и тучным почвам в условиях теплого и прохладного климата. Правила возделывания винограда как основа виноделия составляли важнейшую часть античных руководств по сельскому хозяйству. Хотя виноделие было наиболее доходной отраслью сельского хозяйства (земледелие занимало лишь шестое место по рентабельности), оно требовало макс, затрат труда. Для насаждения виноградных плантаций использовалось изобрет. ок. 5 — 4 вв. до н. э. и усовершенствованное Колумеллой устройство под назв. «аист» («ciconia»), позволявшее проверять размеры выкопанных под посадки траншей по глубине, ширине и маркировать расстояние между вертикально сажаемыми лозами, укреплявшимися на тычинах.
Виноград сажали на хорошо вспаханном поле или в траншеях. Чаще, однако, виноградные лозы поднимались над землей на тычинах или обвивались вокруг деревьев и натягивались между их рядами в виде гирлянд; иногда для этих целей использовались стены домов и беседки. Из инструментов виноградари пользовались виноградарскими ножами различных видов и двузубыми вилами-мотыгой, служившими для тройного пропахивания и мотыжения и применяющимися в сельском хозяйстве до сих пор. Удобрение виноградников компостом производилось с большой осторожностью, т. к. др. виноделам было известно, что фекалии вредят аромату вина. Для разрыхления почвы ее удобряли мергелем или известковали. Саженцы выращивались в рассадниках. Для сбора винограда, что всегда было для крестьян большим и богатым обрядностью праздником, использовались корзины и бочки, доставлявшиеся на телегах в давильни. Праздники сбора винограда получили широкое отражение в изобразительном искусстве. Изображения праздничных процессий во главе с Дионисом и его свитой из сатиров встречаются вплоть до христианской эпохи. Поскольку и греки, и римляне предпочитали темное красное вино, возделывались соответствующие сорта винограда.
Для брожения молодое вино ставили в погреба в больших, окуренных серой глиняных сосудах на срок ок. шести месяцев. В рим. время брожение нередко происходило на солнце, а винные погреба отапливались и окуривались. Для того чтобы избежать чрезмерного брожения, превращающего вино в уксус, в него добавлялись смолистый порошок, гипс, известь или мор. вода. Сладкое вино получали путем подавления процессов брожения за счет хранения в прохладном месте без доступа воздуха или увариванием. Чаще всего В. настаивали на изюме: изюм был всегда в достаточном количестве, т. к. менее культурные виноградники в пров. давали виноград, более пригодный для изюма, чем для изготовления В. Перебродившее в течение 5 — 10 лет В. разливалось в амфоры, каждая из которых снабжалась ярлыком с указанием года, места производства, цвета и наличия сладких добавок. Для удобства счета амфоры устанавливались в погребах в виде равносторонних треугольников, размер которых зависел от количества амфор. Торговля вином была привилегией Италии, она поддерживалась императорами до тех пор, пока Проб не разрешил пров. неогранич. разведение винограда. Экспорт вина из Римской империи достигал Скандинавии и Индии, а кельты отдавали иногда за каждую амфору раба. Квалифицированные рабы-виноградари ценились втрое дороже, чем рабы-земледельцы. В императорскую эпоху разведение винограда и связанная с ним терминология распространились по всем пров. Римской империи, откуда виноградарская лексика попала в романские и герм, яз. Появление лат. слов, связанных с виноделием, в ирланд. и слав, языках исторически обусловлено разведением винограда в монастырях. Большой популярностью повсеместно пользовалось плодовое В. из яблок, груш и фиников. Потребление В. в античности было велико; даже раб получал ежедневно 600 мл легкого деревенского вина вторичной выжимки. В различные времена ценились разные сорта марочных вин, однако хиосское В. неизменно славилось среди греч. В., а фалернское — среди италийских. Любимым столовым В. императора Августа было сетийское. По праздникам пили лучшие сорта В. из наиболее красивых сосудов (чаш); пиршество сопровождалось развлечениями, музыкой, застольными песнями и т. п. Во время застолья соблюдались многочисл. обычаи: полагалось непременно выпить за здоровье присутствующих, вспомнить отсутствующих друзей, воздать благодарение богам. Нередко устраивались состязания в питье и обмен импровизированными остротами. В. редко подавалось к столу неразбавленным. Как правило, в него добавлялись вода или лед из ледников. В тех случаях, когда В. доставлялось к столу не непосредственно из погреба, его охлаждали в спец. холодильниках, состоявших из внешнего сосуда из пористой глины и помещ. внутри него в холодной воде кувшина с В. Кроме того, В. с добавлением целебных корней употреблялось в медицинских целях, нередко как своего рода глинтвейн, для подогрева которого применялось особое устройство типа самовара (греч. authepsa). В изготовл. из медного листа шарообразном тулове этого устройства закреплялась железная дымогарная труба, наполнявшаяся горящим древесным углем, что позволяло в течение неск. минут вскипятить 2 — 3 л воды для смешивания с В. В путешествиях В. перевозилось в козьих бурдюках.
рис. 1. Слева: холодильник для вина. Внешний сосуд из пористой глины, внутренний сосуд — расписной кувшин для смешивания. Справа: котел с отопительной трубой (дымогарная труба), наполняемой древесным углем.
рис. 2. Треугольники для счета амфор.
рис. 3. «Аист» для проверки размеров выкопанных фаншей под посадки по глубине, ширине, горизонтали и для маркировки расстояний под вертикальные посадки виноградных лоз с опорой на подпорки (реконструкция по Колумелле).
Виноград сажали на хорошо вспаханном поле или в траншеях. Чаще, однако, виноградные лозы поднимались над землей на тычинах или обвивались вокруг деревьев и натягивались между их рядами в виде гирлянд; иногда для этих целей использовались стены домов и беседки. Из инструментов виноградари пользовались виноградарскими ножами различных видов и двузубыми вилами-мотыгой, служившими для тройного пропахивания и мотыжения и применяющимися в сельском хозяйстве до сих пор. Удобрение виноградников компостом производилось с большой осторожностью, т. к. др. виноделам было известно, что фекалии вредят аромату вина. Для разрыхления почвы ее удобряли мергелем или известковали. Саженцы выращивались в рассадниках. Для сбора винограда, что всегда было для крестьян большим и богатым обрядностью праздником, использовались корзины и бочки, доставлявшиеся на телегах в давильни. Праздники сбора винограда получили широкое отражение в изобразительном искусстве. Изображения праздничных процессий во главе с Дионисом и его свитой из сатиров встречаются вплоть до христианской эпохи. Поскольку и греки, и римляне предпочитали темное красное вино, возделывались соответствующие сорта винограда.
Для брожения молодое вино ставили в погреба в больших, окуренных серой глиняных сосудах на срок ок. шести месяцев. В рим. время брожение нередко происходило на солнце, а винные погреба отапливались и окуривались. Для того чтобы избежать чрезмерного брожения, превращающего вино в уксус, в него добавлялись смолистый порошок, гипс, известь или мор. вода. Сладкое вино получали путем подавления процессов брожения за счет хранения в прохладном месте без доступа воздуха или увариванием. Чаще всего В. настаивали на изюме: изюм был всегда в достаточном количестве, т. к. менее культурные виноградники в пров. давали виноград, более пригодный для изюма, чем для изготовления В. Перебродившее в течение 5 — 10 лет В. разливалось в амфоры, каждая из которых снабжалась ярлыком с указанием года, места производства, цвета и наличия сладких добавок. Для удобства счета амфоры устанавливались в погребах в виде равносторонних треугольников, размер которых зависел от количества амфор. Торговля вином была привилегией Италии, она поддерживалась императорами до тех пор, пока Проб не разрешил пров. неогранич. разведение винограда. Экспорт вина из Римской империи достигал Скандинавии и Индии, а кельты отдавали иногда за каждую амфору раба. Квалифицированные рабы-виноградари ценились втрое дороже, чем рабы-земледельцы. В императорскую эпоху разведение винограда и связанная с ним терминология распространились по всем пров. Римской империи, откуда виноградарская лексика попала в романские и герм, яз. Появление лат. слов, связанных с виноделием, в ирланд. и слав, языках исторически обусловлено разведением винограда в монастырях. Большой популярностью повсеместно пользовалось плодовое В. из яблок, груш и фиников. Потребление В. в античности было велико; даже раб получал ежедневно 600 мл легкого деревенского вина вторичной выжимки. В различные времена ценились разные сорта марочных вин, однако хиосское В. неизменно славилось среди греч. В., а фалернское — среди италийских. Любимым столовым В. императора Августа было сетийское. По праздникам пили лучшие сорта В. из наиболее красивых сосудов (чаш); пиршество сопровождалось развлечениями, музыкой, застольными песнями и т. п. Во время застолья соблюдались многочисл. обычаи: полагалось непременно выпить за здоровье присутствующих, вспомнить отсутствующих друзей, воздать благодарение богам. Нередко устраивались состязания в питье и обмен импровизированными остротами. В. редко подавалось к столу неразбавленным. Как правило, в него добавлялись вода или лед из ледников. В тех случаях, когда В. доставлялось к столу не непосредственно из погреба, его охлаждали в спец. холодильниках, состоявших из внешнего сосуда из пористой глины и помещ. внутри него в холодной воде кувшина с В. Кроме того, В. с добавлением целебных корней употреблялось в медицинских целях, нередко как своего рода глинтвейн, для подогрева которого применялось особое устройство типа самовара (греч. authepsa). В изготовл. из медного листа шарообразном тулове этого устройства закреплялась железная дымогарная труба, наполнявшаяся горящим древесным углем, что позволяло в течение неск. минут вскипятить 2 — 3 л воды для смешивания с В. В путешествиях В. перевозилось в козьих бурдюках.
рис. 1. Слева: холодильник для вина. Внешний сосуд из пористой глины, внутренний сосуд — расписной кувшин для смешивания. Справа: котел с отопительной трубой (дымогарная труба), наполняемой древесным углем.
рис. 2. Треугольники для счета амфор.
рис. 3. «Аист» для проверки размеров выкопанных фаншей под посадки по глубине, ширине, горизонтали и для маркировки расстояний под вертикальные посадки виноградных лоз с опорой на подпорки (реконструкция по Колумелле).
Источник: Словарь античности. 1989
Вино
часто упоминается, как один из лучших даров Творца (Втор. 7:13; 33:28; Суд. 9:13; Пс. 103:15; Ис. 55: 1) но, с другой стороны, нередко изображается, как напиток, приносящий проклятие при злоупотреблении им (2 Цар. 13:28; Прит. 20:1; 21:17; Ис. 5:11; 28:7; 56:12). Употребление вина в известных случаях было воспрещено, напр., священникам при исполнении служебных обязанностей (Лев. 10:9) и назореям (Чис. 6:3). Существовали также известные общества или роды, члены которых совершенно отказались от употребления вина, напр., рехавиты (Иер. 35), ессеи, см. Партии». Предостережения против греха пьянства часто даются народу Божию в Ветхом и Новом Заветах (Прит. 23:29 и дал.; 31:4 и дал.; Авв. 2:5; Еф. 5:18; 1 Тим. 3:3). На ряду с этим, однако, допускается умеренное употребление укрепляющего вина (Пс. 103:15; 1 Тим. 5:23). По всей вероятности, евреи обычно пили вино смешанное с водой. Древние греки и римляне разбавляли его водой следующим образом: на три части воды 1 часть вина, или на 5 частей воды 2 части вина. Смесь, состоявшая из равных частей воды и вина, считалась очень крепкой и употреблялась только пьяницами. По Талмуду, евреи также разбавляли вино водою. Иногда увеличивали крепость вина добавлением пряностей (См. Пс. 74:9; Прит. 9:2, 5; Пес. Песн. 7:3). Срав. слово «Мум-так, т. е. вино, приправленное в Прит. 23:30; Ис. 65:11. Прежде чем пить вино процеживали его (Ис. 25:6; Срав. Мат. 23:24). Наряду с вином часто упоминается «шекар» (по-русски сикера), т.е. крепкие напитки: различные искусственно приготовленные вина из фиников или ячменя. Вино и сикера запрещаются священникам и назореям (Лев. 10:9; Чис. 6:3: Срав. 1 Цар. 1:15; Прит. 20:1; 31:4). В Песн. П. 8:2 упоминается особый напиток (азис) из гранатовых яблок. Вино употреблялось не только на праздниках и пиршествах (Быт. 14:18; Иоан. 2:3 и дал.), но было обыкновенным пищевым продуктом; поэтому оно часто упоминается вместе с хлебом (1 Цар. 16:20; 25:18; Неем 5:15). Иеремия описывает, как голодные дети на улице кричат своим матерям: «где хлеб и вино?» (Плач Иер. 2:12). Об употреблении вина при известных законоустановленных жертвах смотри «Жертва возлияния». Вино, хотя и не было предписано законом, но все-таки занимало в праздновании иудейской Пасхи важное место (см, «Пасха»). Поэтому также и Спаситель с учениками пил от плода виноградного и Сам установил Святую Вечерю воспоминания со вкушением хлеба и вина (1 Кор. 11:26). Срав. слова пророчества о благословении хлеба и вина в Царстве Мессии (Зах. 9:17). По Талмуду, вино во время празднования Пасхи смешивалось с теплою водою; поэтому в первохристианской церкви вино для причастия, по Иустину Мученику, также смешивалось с водою (Апол. 1,65).
Пока не удалось привести неопровержимых доказательств того, что Библия делает различие между двумя родами вина: перебродившего и неперебродившего, опьяняющего и не опьяняющего. Самые обыкновенные названия вина, евр. яйн (jajin) и греческое ойнос ( oinos ) употребляются без заметного различия как для восхваления плода виноградной лозы, так и для предостережения от него; «яйн», в Пс. 103:15 восхваляется, как Дар Божий, веселящий сердце человека; его Мелхиседек вынес Аврааму (Быт. 14:18) и его же просят дети в Плач Иер. 2:12; в Прит. 23:30 «яйн» вводит в беду, а в Лев. 10:9 воспрещается священникам. «Ойнос» название вина, которое пили на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:3), также вина, претворенного Иисусом из воды (ст. 9 и дал.), и вина, которое Павел советовал пить Тимофею (1 Тим. 5:23); то же слово «ойнос» употребляется в Рим. 14:21, где советуется не пить вина, также Еф. 5:18; 1 Тим. 3:8; Тит. 2:3. Другие названия вина, которые встречаются более редко «хемер» или «хамер», т.е. жгучее или перебродившее, наприм., в Дан. 5:1 говорится о Валтасаре пьющем такое вино и его гостях; в Втор. 32:14, что Бог дал Своему народу вино, кровь винограда; срав. Пс. 74:9, где говорится о чаше в руке Господа, в которой кипит вино; далее саве», которое у Ис. 1:22, обозначает крепкое вино, а у Ос. 4: 18; Наум. 1:10 — сильное опьянение. Затем уже упомянутые слова «мум-так» и «мевек» смесь, или растворенное вино (Прит. 23:30; Пс. 74:9; Ис. 65:11), без сомнения опьяняющий напиток, и, наконец, «азис», который у Ис. 49:26 (молодое вино) и у Иоил. 1:5 (виноградный сок) является опьяняющим, а у Иоиля 3:18; Амоса 9:13 означает одно из обещанных Израилю благословений. Наконец, заметим слово «глевкос» в Деян. 2:13 (сладкое вино), которое не могло обозначать молодого вина в смысле только что отжатого, ибо выражение, где встречается слово «глевкос», было высказано в день Пятидесятницы, задолго до сбора винограда. То же слово «главкос» у 70 толковников является переводом еврейского «яйн» у Иова 32:19 (вино, которое прорывает новые мехи). Остается слово «тирош», которое, по мнению некоторых толкователей, означает неопьяняющее вино, или «Библейское вино». Это слово, как полагают, обозначает владение и применяется к вину, или как к хорошему владению (богатству), или как к его способности овладеть употребляющим его; оно упоминается в В. Завете 38 раз и, невидимому, обозначает вообще сок винограда, как выжатый, так и находящийся еще в ягодах. В этом значении оно употребляется у Ис. 65: 8, но в 62:8 означает только что выжатый сок, также в Прит. 3:10: Иоил. 2:24, — сок текущий в подточилия; у Мих. 6:15 Израилю угрожает наказание: «выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь». «Тирош» переведено в русской Библии словом вино в Быт. 27:28,37; Втор. 7:13; 11:14; 12:17; 14:23; 18:4; 33:28; Неем. 5:11; 10:37,39; Пс. 4:8; Ис. 36:17; 62:8; Зах. 9:17; 4Цар. 18:32; Прит. 3:10; Иер. 31:12; Иоил. 2:19; и словом сок у Ис. 24:7; 65:8; Иоил. 2:24; Суд. 9: 13. В большинстве мест оно упоминается или как одно из благословений Израиля, или в связи с десятинами и жертвами. Это слово, по мнению некоторых, обозначает хорошее вино. Оно употребляется, когда речь идет о зрелом плоде виноградной лозы и о свежем соке винограда, прежде чем началось брожение. — Это утверждение является единственным доказательством, которое приводится, например, д-ром Келлоггом (Библейское вино). Но он упускает из вида, что вино, которое пили нечестивые князья, которых громит Осия (7:5), в стихе 14 называется соком (тирош), и что пророк указав в гл. 2:8,9,22 на сок (тирош), как дар Божий, в гл. 4:11, говорит: «блуд, вино и напитки (яйн и тирош) завладели сердцем их». Сильнее слов об опьяняющем напитке невозможно высказать. С другой стороны упускается из вида, что отсутствие вина (яйн) в Мих. 6:15 считается за наказание: сок обещан им, но вина нет. По мнению же Келлогга, было бы благословением получить сок и лишиться вина. Было высказано также мнение, что, так как всякая закваска запрещалась во время празднования Пасхи, то запрещалось и вино, хотя бы немного подвергшееся брожению и, вследствие этого, опьяняющее. Но не существует никакого доказательства того, что еврейское слово «сеор» (закваска), также применялось и к вину. Закон говорит лишь о пресном хлебе (Исх. 12: 15,20). Американец Смит, миссионер в Сирии, рассказывает, что однажды в Хевроне у знатного раввина испанских евреев ему было предложено перебродившее вино в праздник Опресноков. Он узнал, что это вино было таковым, не только по вкусу, но также из разговора с раввином о непоследовательности хранения такого вина в доме в то время, как, по его утверждению, он удалил из дома все квасное. Раввин ответил, что если брожение вина закончено, и оно больше не имеет в себе способности к окислению, то оно не подходит под запрещение закона, но, если в начале праздника имеется вино, которое могло бы подвергнуться брожению, то оно удаляется, тот же миссионер Смит тщательно исследовал различные способы приготовления вина на Ливане и написал о результате В American Bibliotheca Sacra (Май, 1846 г.). Он, между прочим, говорит, что ему не пришлось слышать о неопьяняющих винах. Все вина, говорили ему, более иле менее опьяняющие. Всякий раз, когда он спрашивал, существует ли небродившее вино, то на него смотрели с удивлением; даже мысль о чем-либо подобном казалось им нелепостью. Картины возделывания виноградников и виноделия дают в Библии множество сравнений, которые всем хорошо известны. Жить под своей виноградной лозой, считалось символом уюта в дни царя Соломона (3 Цар. 4:25), равно как и в будущем царстве Христа (Мих. 4:4). Винограднику уподобляет Господь Свой народ в Ис. 5: 1,7; Срав. Мат. 21:33 и дал. Слуги Христовы работают в Его винограднике (Мат. 20:1 и дал.) Виноградной лозе уподобляется в Пс. 79:9 и дал. еврейский народ; Иисус называет Себя истинной виноградной Лозою, Своих учеников ветвями; а Отца виноградарем (Иоан. 15); работа топчущего в точиле, окрашивающая его одежду в красный цвет, является образом победы Христа над Своими врагами (Ис. 63:2,3); Срав. Отк. 14:18 и дал. и 19:15 о точиле вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Вино является также символом силы свыше, оживления (Прит. 9:2; Ис. 55:1) и чистой трапезы Евангелия (Ис. 25:6). Обольщающее и опьяняющее, оно является символом страшного могущества греха, а кипящее и жгучее — символом страшных судов Божиих (Пс. 74:9; Ис. 51:17; Отк. 14:10; 16: 19).
Пока не удалось привести неопровержимых доказательств того, что Библия делает различие между двумя родами вина: перебродившего и неперебродившего, опьяняющего и не опьяняющего. Самые обыкновенные названия вина, евр. яйн (jajin) и греческое ойнос ( oinos ) употребляются без заметного различия как для восхваления плода виноградной лозы, так и для предостережения от него; «яйн», в Пс. 103:15 восхваляется, как Дар Божий, веселящий сердце человека; его Мелхиседек вынес Аврааму (Быт. 14:18) и его же просят дети в Плач Иер. 2:12; в Прит. 23:30 «яйн» вводит в беду, а в Лев. 10:9 воспрещается священникам. «Ойнос» название вина, которое пили на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:3), также вина, претворенного Иисусом из воды (ст. 9 и дал.), и вина, которое Павел советовал пить Тимофею (1 Тим. 5:23); то же слово «ойнос» употребляется в Рим. 14:21, где советуется не пить вина, также Еф. 5:18; 1 Тим. 3:8; Тит. 2:3. Другие названия вина, которые встречаются более редко «хемер» или «хамер», т.е. жгучее или перебродившее, наприм., в Дан. 5:1 говорится о Валтасаре пьющем такое вино и его гостях; в Втор. 32:14, что Бог дал Своему народу вино, кровь винограда; срав. Пс. 74:9, где говорится о чаше в руке Господа, в которой кипит вино; далее саве», которое у Ис. 1:22, обозначает крепкое вино, а у Ос. 4: 18; Наум. 1:10 — сильное опьянение. Затем уже упомянутые слова «мум-так» и «мевек» смесь, или растворенное вино (Прит. 23:30; Пс. 74:9; Ис. 65:11), без сомнения опьяняющий напиток, и, наконец, «азис», который у Ис. 49:26 (молодое вино) и у Иоил. 1:5 (виноградный сок) является опьяняющим, а у Иоиля 3:18; Амоса 9:13 означает одно из обещанных Израилю благословений. Наконец, заметим слово «глевкос» в Деян. 2:13 (сладкое вино), которое не могло обозначать молодого вина в смысле только что отжатого, ибо выражение, где встречается слово «глевкос», было высказано в день Пятидесятницы, задолго до сбора винограда. То же слово «главкос» у 70 толковников является переводом еврейского «яйн» у Иова 32:19 (вино, которое прорывает новые мехи). Остается слово «тирош», которое, по мнению некоторых толкователей, означает неопьяняющее вино, или «Библейское вино». Это слово, как полагают, обозначает владение и применяется к вину, или как к хорошему владению (богатству), или как к его способности овладеть употребляющим его; оно упоминается в В. Завете 38 раз и, невидимому, обозначает вообще сок винограда, как выжатый, так и находящийся еще в ягодах. В этом значении оно употребляется у Ис. 65: 8, но в 62:8 означает только что выжатый сок, также в Прит. 3:10: Иоил. 2:24, — сок текущий в подточилия; у Мих. 6:15 Израилю угрожает наказание: «выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь». «Тирош» переведено в русской Библии словом вино в Быт. 27:28,37; Втор. 7:13; 11:14; 12:17; 14:23; 18:4; 33:28; Неем. 5:11; 10:37,39; Пс. 4:8; Ис. 36:17; 62:8; Зах. 9:17; 4Цар. 18:32; Прит. 3:10; Иер. 31:12; Иоил. 2:19; и словом сок у Ис. 24:7; 65:8; Иоил. 2:24; Суд. 9: 13. В большинстве мест оно упоминается или как одно из благословений Израиля, или в связи с десятинами и жертвами. Это слово, по мнению некоторых, обозначает хорошее вино. Оно употребляется, когда речь идет о зрелом плоде виноградной лозы и о свежем соке винограда, прежде чем началось брожение. — Это утверждение является единственным доказательством, которое приводится, например, д-ром Келлоггом (Библейское вино). Но он упускает из вида, что вино, которое пили нечестивые князья, которых громит Осия (7:5), в стихе 14 называется соком (тирош), и что пророк указав в гл. 2:8,9,22 на сок (тирош), как дар Божий, в гл. 4:11, говорит: «блуд, вино и напитки (яйн и тирош) завладели сердцем их». Сильнее слов об опьяняющем напитке невозможно высказать. С другой стороны упускается из вида, что отсутствие вина (яйн) в Мих. 6:15 считается за наказание: сок обещан им, но вина нет. По мнению же Келлогга, было бы благословением получить сок и лишиться вина. Было высказано также мнение, что, так как всякая закваска запрещалась во время празднования Пасхи, то запрещалось и вино, хотя бы немного подвергшееся брожению и, вследствие этого, опьяняющее. Но не существует никакого доказательства того, что еврейское слово «сеор» (закваска), также применялось и к вину. Закон говорит лишь о пресном хлебе (Исх. 12: 15,20). Американец Смит, миссионер в Сирии, рассказывает, что однажды в Хевроне у знатного раввина испанских евреев ему было предложено перебродившее вино в праздник Опресноков. Он узнал, что это вино было таковым, не только по вкусу, но также из разговора с раввином о непоследовательности хранения такого вина в доме в то время, как, по его утверждению, он удалил из дома все квасное. Раввин ответил, что если брожение вина закончено, и оно больше не имеет в себе способности к окислению, то оно не подходит под запрещение закона, но, если в начале праздника имеется вино, которое могло бы подвергнуться брожению, то оно удаляется, тот же миссионер Смит тщательно исследовал различные способы приготовления вина на Ливане и написал о результате В American Bibliotheca Sacra (Май, 1846 г.). Он, между прочим, говорит, что ему не пришлось слышать о неопьяняющих винах. Все вина, говорили ему, более иле менее опьяняющие. Всякий раз, когда он спрашивал, существует ли небродившее вино, то на него смотрели с удивлением; даже мысль о чем-либо подобном казалось им нелепостью. Картины возделывания виноградников и виноделия дают в Библии множество сравнений, которые всем хорошо известны. Жить под своей виноградной лозой, считалось символом уюта в дни царя Соломона (3 Цар. 4:25), равно как и в будущем царстве Христа (Мих. 4:4). Винограднику уподобляет Господь Свой народ в Ис. 5: 1,7; Срав. Мат. 21:33 и дал. Слуги Христовы работают в Его винограднике (Мат. 20:1 и дал.) Виноградной лозе уподобляется в Пс. 79:9 и дал. еврейский народ; Иисус называет Себя истинной виноградной Лозою, Своих учеников ветвями; а Отца виноградарем (Иоан. 15); работа топчущего в точиле, окрашивающая его одежду в красный цвет, является образом победы Христа над Своими врагами (Ис. 63:2,3); Срав. Отк. 14:18 и дал. и 19:15 о точиле вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Вино является также символом силы свыше, оживления (Прит. 9:2; Ис. 55:1) и чистой трапезы Евангелия (Ис. 25:6). Обольщающее и опьяняющее, оно является символом страшного могущества греха, а кипящее и жгучее — символом страшных судов Божиих (Пс. 74:9; Ис. 51:17; Отк. 14:10; 16: 19).