евр. гефен. Виноградная лоза. Виноделие, впервые упоминаемое в рассказе о Ное и его винограднике (Быт. 9,20 и дал.), которым, согласно Библии и памятникам, занимались с древнейших времен в Египте (Быт. 40:9 и дал.; Чис. 20:5; Пс. 77:47), было давно известно и в Ханаане (Втор. 8:8); среди благ этой земли часто упоминается виноградная лоза. Особенно славились виноградные лозы в Севаме, к востоку от Иордана (Ис. 16:8; Иер. 48:32) и в Енгеди у Соленого моря (Пеон. П. 1:13). Также говорится о виноградниках у Сихема (Суд. 9:27), на Кармиле (2 Пар. 26:10) и на Изреельской равнине (3 Цар. 21:1). Виноградники на Ливане и ливанское вино славились в древности так же, как и теперь (Пес. П. 8:11; Ос. 14:8). Соглядатаи принесли из долины Есхол ветвь с виноградной кистью, которую два человека несли на шесте или носилках [10] (Чис. 13:24). Путешественники также свидетельствуют о необыкновенной величине виноградных лоз в Палестине. Шульц рассказывает, что однажды ему пришлось обедать близ города Акки под виноградным деревом, ствол которого в диаметре имел около 0,45 м, а в вышину около 10 м. Из ветвей этого дерева образовалась зеленая беседка в 30 фут. ширины и длины. Кисти созревшие на этой лозе весили от 10 до 12 фунт.; ягоды были величиной в небольшую сливу. Как пояснение к рассказу о кисти, принесенной соглядатаями, сообщается, что даже в Англии, по сведению Китто, однажды была выращена в Вельбеке виноградная кисть, которая весила 19 английских фунтов и была послана в подарок одному герцогу, причем ее несли на шесте четверо мужчин по очереди более 20-ти км. Кисть была почти 23 дюйма длины и 10 дюймов в диаметре в самом широком месте. Как виноградник насаждался, ограждался и какой за ним был уход — картинно изображается у Ис. 5:1 и далее и в притче Спасителя (Мат. 21:33). Мы узнаем, что виноградник разводится на плодоносном холме (Иер. 31:5), почва вскапывается и очищается от камней, насаждаются отборные лозы, и виноградник обносится оградой для защиты от диких свиней, лисиц и шакалов, а также и стеной для того, чтобы тучная земля не смывалась дождями; посреди него строят башню для сторожей и высекают в скале точило; дальнейший уход за виноградником заключается в очищении плодоносных ветвей и окапывании (Кн. Исайи 5:6). Для сравнения может служить Ам. 9: 13 «горы будут источать виноградный сок», Чис. 22:24 — об узком проходе между стенами виноградников, где должен был остановиться Валаам; также Пс. 79:9 и дал. о том, что вследствие разрушенных стен виноградника дикие звери опустошают его. Срав. Песн. П. 2:15; Ис. 1:8. Кроме отборной виноградной лозы (гефен), в некоторых местах упоминается виноградная лоза худшего качества. В Ис. 5:2 говорится о диком винограде. Полагают, что тут имеются в виду кислые или незрелые ягоды. В Втор. 32:32 говорится о Содомской виноградной лозе с горькими ягодами. Смысл этого выражения неясен. Путешественники предполагали, что это различные, растущие вокруг Мертвого моря растения, плоды которых снаружи прекрасны, но внутри наполнены пылью. О них упоминает также Иос. Флавий. Хасселквист нашел растение «Solarium Melongena «, произрастающее в изобилии у Иерихона и в Иорданской долине, близ Мертвого моря. Плод этого растения, говорит он, будучи проколот известным насекомым, превращается внутри в пыль, тогда как наружная оболочка остается неповрежденной и сохраняет свой цвет. Другие, напр., Сеетцен и Робинзон, указывали на « Asclepias procera«, плод которого, называемый арабами «аэшр», красножелтого цвета, заключает внутри несколько тонких шелковистых нитей и семян. В противоположность этим диким ягодам упоминается лучший сорт винограда под названием «сорек» (Быт. 49:11; Ис. 5:2; Иер. 2:21). Высказывается мнение, что это известный в Марокко сорт «серки», а в Персии «кишмиш», с маленькими круглыми ягодами и мягкими косточками. Но, может быть, это название означает обыкновенную лозу, улучшенную культурой Однако, некоторые придерживаются мнения, что сладкое вино, упоминаемое в Деян. 2:13, получилось из отборной лозы. О возделывании виноградника имелись некоторые постановления в законе: 1) каждый виноградник был подчинен закону о субботнем годе (Исх. 23:11; Лев. 25:3 и дал.). 2) Виноградник нельзя было употреблять под хлебное поле (Втор. 22:9). 3) При собирании ягод бедные имели право на остатки от сбора (Лев. 19:10; Втор. 24:21; срав. земледелие). 4) Кто насадил виноградник, но не успел воспользоваться его плодами, освобождался от военной службы (Втор. 20:6). Кроме того, было установление о десятине и начатках от плодов виноградника, равно как и от других произведений (Втор. 12-7 и дал.; 18:4; срав. Прит. 3:9 и дал.).