(сцен. псевд.; наст. фам. Вайнштейн) [1866 (в нек-рых источ. 1864), Вильно (ныне Вильнюс) — ?] — арт. оперы (лирико-драм. баритон). Образование получил в Вильненском учительском ин-те, где пел в хоре. Красивым и сильным голосом обратил на себя внимание директора Вильненского муз. уч-ща Эбана, к-рый начал обучать его музыке. По окончании ин-та продолжил муз. образование в Одессе. В 1885 поступил в Моск. конс. (кл. Д. Леоновой), позднее брал уроки у франц. певца Ж. Лассаля. В 1887—88 в составе Рус. оперы (антр. В. Любимова) гастролировал: в мае 1887 в берлин, т-ре "Виктория" (пел в "Демоне" А. Рубинштейна), затем выступал в Копенгагене, Бирмингеме, Ливерпуле, Манчестере, Дублине (здесь в 1888 дебютировал в партии Валентина — "Фауст", его партнерами были А. Абрамов и Скальки-Лола), Лондоне (в т-ре "Ковент-Гарден" пел в "Фаусте" с братьями Решке и Альбони). С 1889 выступал в Вильно, Риме, Херсоне, Минске, Ростове-н/Д, Харькове (1891—92, 1896— 97, антр. А. Церетели), Киеве (1894—96, 1898), Тифлисе (1897—98), Н. Новгороде и Саратове (после 1898, антр. М. Бородая), Петербурге (1903—04), Новый летний т-р "Олимпия", антр. Е. Кабанова и К. Яковлева; "Новая опера"; Нар. дом 1906—07) и Москве (1905—05, т-р "Аквариум"). В 1895 гастролировал в составе итал. антрепризы в Южн. Америке. В 1911 —13 выступал в Лондоне. Обладал феноменальным по силе и широте диапазона (свободно брал верхнее ля) голосом, драм. темпераментом и комическим талантом. Умело пользовался фальцетом и в совершенстве владел мелкой техникой.
1-й исп. в Киеве партии Мизгиря ("Снегурочка") Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Каленик, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Беппо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"). Др. партии: Кочубей; Риголетто, Жермон, Амонасро, Яго, Эскамилио, Барнаба. Партнеры: А. Антоновский, Н. Большаков, А. Боначич, Н. Ван-Брандт, М. Медведев, Ф. Шаляпин. Пел п/у Э. Купера.
Записывался на грампластинки (12 произв.) в Петербурге ("Одеон", 1912).
Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1899. Вып. 3. С. 14—15; Русский театр. Вып. 1, 2 / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 71—72; Вериня С. Ф. Музыкальный театр Латвии и зарождение латышской национальной оперы. — Л., 1973. С. 65 67.