ВИШНЯКОВ
ВИШНЯКОВ
Николай Петрович (1844 - год смерти не уст.) - моск. купец, автор мемуаров "Сведения о купеч. роде Вишняковых" (ч. 1-3, 1903-11), в к-рых содержится интересный фактич. материал о формировании рус. буржуазии в 18-19 вв., описан домашний быт, нравы, культура и мировоззрение, уклад жизни среднего моск. купечества во 2-й четв. 19 в. Лит.: Кафенгауз Б. Б., Купеческие мемуары, в сб.: Московский край в его прошлом, М., 1928; История Москвы, т. 4, М., 1954.
ВИШНЯКОВ
Иван Яковлевич (1699, Москва – 1761, Санкт-Петербург), русский живописец, портретист, декоратор, иконописец. Сын «шатерных дел мастера» при императорском доме в Москве. В 1714 г. переехал в Санкт-Петербург, где был определен в Адмиралтейств-коллегию сначала к «лаковому делу», а затем к «живописному делу».
В 1727 г. работал в качестве подмастерья у А. М. Матвеева, позднее у французского художника Л. Каравака. По рекомендации Каравака возглавил «Канцелярию от строений» (1739–61). На 1740-е гг. пришелся расцвет творчества Вишнякова, единственного в это время крупного отечественного живописца. В 1742 г. он принимал участие в оформлении коронационных торжеств в Москве по случаю вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны. Под его руководством выполнялись декоративные работы во многих храмах и дворцах Санкт-Петербурга (не сохранились).
В отличие от большинства русских художников 18 в., Вишняков питал особое пристрастие к детскому портрету. В его искусстве парадоксально сочетаются традиции парсуны с характерными для нее неподвижностью и плоскостностью фигур и утонченность европейского рококо («Портрет Сары Фермор», 1749). Это оказалось возможным лишь в той уникальной художественной среде, которая сложилась в русской культуре к сер. 18 в. В позднем творчестве мастера усиливаются черты парсунности. Откровенный возврат к ней наблюдается в «Портрете князя Ф. Н. Голицына» (1760). Вишняков воспитал множество учеников, самые известные из которых – портретист А. П. Антропов, декораторы братья А. И. и И. И. Бельские и автор известной картины «Юный живописец» И. И. Фирсов.
В 1727 г. работал в качестве подмастерья у А. М. Матвеева, позднее у французского художника Л. Каравака. По рекомендации Каравака возглавил «Канцелярию от строений» (1739–61). На 1740-е гг. пришелся расцвет творчества Вишнякова, единственного в это время крупного отечественного живописца. В 1742 г. он принимал участие в оформлении коронационных торжеств в Москве по случаю вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны. Под его руководством выполнялись декоративные работы во многих храмах и дворцах Санкт-Петербурга (не сохранились).
В отличие от большинства русских художников 18 в., Вишняков питал особое пристрастие к детскому портрету. В его искусстве парадоксально сочетаются традиции парсуны с характерными для нее неподвижностью и плоскостностью фигур и утонченность европейского рококо («Портрет Сары Фермор», 1749). Это оказалось возможным лишь в той уникальной художественной среде, которая сложилась в русской культуре к сер. 18 в. В позднем творчестве мастера усиливаются черты парсунности. Откровенный возврат к ней наблюдается в «Портрете князя Ф. Н. Голицына» (1760). Вишняков воспитал множество учеников, самые известные из которых – портретист А. П. Антропов, декораторы братья А. И. и И. И. Бельские и автор известной картины «Юный живописец» И. И. Фирсов.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007