ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Виссарион Никейский
ок.1403— 1472) — визант. гуманист, богослов, церк. деятель из Трапезунда; с 1437 г. архиепископ Никейский. Входил в латинофильскую группировку визант. знати. Сторонник унии между греч. и рим. церквами; считал необходимым союз Византии и Запада, предлагал компромисс с папством в целях борьбы против турок. В.Н. способствовал заключению на Флорентийском соборе 1438—1445 гт. унии между католич. и православной церквами, которая затем была отвергнута Византией. Эмигрировал в Италию, перешел в католицизм и в 1439 г. стал кардиналом. В.Н. — один из виднейших греч. гуманистов в Италии. После падения Константинополя (1453) пытался организовать крестовый поход против турок. В.Н. был энциклопедически образованным человеком, переводил с древнегреческого на лат. язык, в частности произведения Аристотеля; он автор ряда филос. соч. Собрал большую библиотеку (746 греч. рукописей), которую завещал Венеции. Рукописи В.Н. составили основу Библиотеки св. Марка.
Лит.: Удалъцова З.К. Борьба партий в Византии XV в. и деятельность Виссариона Никейского // Визант. временник. Т. 2. М., 1949.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ
Bnssarion; ок. 1403 - 18.XI.1472) - визант. церк. деятель, гуманист. С 1437 - архиепископ Никейский. Получил образование в Константинополе, а затем в Мистре, в школе Георгия Гемиста Плифона. Примкнул к латинофильской группировке визант. знати и стремился к союзу с Западом, соглашаясь на политич. и догматич. уступки в целях совместной борьбы против турок; способствовал заключению Флорентийской унии 1439. По возвращении, в Константинополь враждебно встреченные вожди латинофилов были вынуждены эмигрировать. В. Н. переселился в Италию, перешел в католичество и в 1439 стал кардиналом (выдвигал свою кандидатуру на папский престол). Энергично агитировал в пользу нового крестового похода против турок и, добиваясь союза с Рус. гос-вом, содействовал заключению брака Ивана III Васильевича с Софьей Палеолог. Будучи энциклопедически образованным гуманистом, В. Н. много сделал для пропаганды греч. культуры в Италии, переводил Аристотеля, Ксенофонта и др.; написал в защиту Платона книгу, направленную против Георгия Трапезунтского. Собрав большую библиотеку греч. рукописей, он завещал ее Венеции.

Соч.: Migne PG., v. 161.

Лит.: Садов А. И., Виссарион Никейский, СПБ, 1883: Удальцова З. В., Борьба партий в Византии XV и. и деятельность Виссариона Никейского, "Виз. врем.", 1949, т. 2; ее же, Борьба визант. партий на Флорент. соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии, там же, 1950, т. 3; Mohler L., Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd 1-3, Padeborn, 1923-1942: Moravcsik Gy., Byzantinoturcica, Bd 1, В., 1958. S. 229-230.

A. П. Каждан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ
ок. 1399/1400 – 1472) – уроженец Трапезунда, богослов, философ, поэт, покинувший свой родной город ок. 1415 г. и переехавший в Константинополь, где он учился в школе Иоанна Хортасмена, а в 1425 г. вместе с итальянским гуманистом Франческо Филельфо посещал занятия ритора и грамматика Мануила Хрисокока. На Пелопоннесе, в Мистре, он изучал математику, логику, этику, философию Платона и богословие под руководством Георгия Гемиста Плифона. Получив сан епископа Никеи, Виссарион принял участие в дискуссиях о соединении западной и греческой (православной) церквей и возглавил латинофильскую партию на ФеррароФлорентийском соборе 1438 – 8439 гг., вступив в полемику с Марком Эфесским. Вскоре он вынужден был покинуть Византию и уехать в Италию. В Риме он организовал кружок любителей древности – «Академию Виссариона» – и принял сан кардинала римской церкви. Среди его друзей были итальянские гуманисты Амброджо Траверсари, Лоренцо Валла, П. Браччолини и др. После падения Константинополя Виссарион ездил с посольством в Германию к императору Фридриху III и во Францию к королю Людовику XI с предложением об организации крестового похода против турок. Знаток и любитель древних рукописей, он собрал великолепную библиотеку, подаренную им в 1468 г. Венеции и положившую начало библиотеке св. Марка. Виссарион Никейский умер в Равенне и был погребен в Риме. На его надгробии была высечена надпись: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим». В своих многочисленных трудах Виссарион ощущал себя наследником традиций Демосфена, Исократа, Геродота, Плутарха, Ксенофонта, Ливания и др., использовал классический язык и верил в бессмертие греческого гения. В философских трактатах «О природе и искусстве», «Против клеветника на Платона» (Георгия Трапезундского, бывшего ученика Виссариона) он выступил последователем Платона и пытался примирить его философию с христианством: триаду Платона – бог, разум, мировая душа – Виссарион рассматривал как зародыш христианского учения о Троице. Один из его богословских трактатов был посвящен сущности католической филиоквы, другой («Энциклика к грекам», после 1453 г.) – причинам падения Константинополя, главной из которых он считал отделение греков от католической церкви. В стихотворной эпитафии на смерть Феодоры Кантакузины (конец 1426 или начало 1427 г.), жены трапезундского правителя Алексея IV, и в трех монодиях на смерть дочери Алексея IV Марии (1439), ставшей женой Иоанна VIII Палеолога, Виссарион выразил свойственный ему пессимистический взгляд на человека, подверженного всевозможным бедствиям, бессильного перед судьбой. В энкомии Трапезунду – «эмпории и эргастирии всей вселенной» – поэт описывает географическое положение города, столицы Трапезундской империи, его крепость, императорский дворец, где заседал синклит и принимались иностранные послы, его торговлю и ремесло, прославляет царствующую династию Великих Комнинов, начиная с ее основателя Андроника I. В эпитафии Георгию Гемисту Плифону Виссарион восхищается энциклопедическим характером знаний этого «мудрейшего из мудрых», «несравненного» ученого, затмившего «мужей знаменитых». В письме последнему византийскому императору Константину XI Палеологу Виссарион восхваляет его военные успехи в отвоевании территорий на Пелопоннесе и в континентальной Греции, сравнивает его со спартанским царем Агесилаем, начавшим в 396 – 694 гг. до н.э. войну с персами, и советует императору идти по стопам спартанца в отношении Малой Азии. Один из образованнейших людей своего времени, Виссарион Никейский известен также как переводчик: он перевел 14 книг «Метафизики» Аристотеля, «Метафизику» Теофраста, речи Демосфена и сочинения Ксенофонта. Большое значение имела деятельность Виссариона в качестве пропагандиста византийской культуры в Западной Европе.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
270.58 кб

Отношения Геннадия II Схолария и митрополита Виссариона Никейского в историческом и хронологическом

Норкин Виктор Сергеевич
Статья посвящена проблеме взаимоотношений между двумя выдающи-мися иерархами Византийской Церкви — патр. геннадием II схоларием и митр. Виссарионом никейским.