8.08.1873 - 21.03.1960), архиепископ Русской Зарубежной Церкви. Родился в Глафировке близ Таганрога. Сын дьякона. Образование получил в Мариуполе и в Духовных академиях Киева и Казани. Монах (1900). Архимандрит Почаевской лавры на Волыни (1903). После революции организовал переезд монахов и их печатных станков из Почаева в Ладомирово (Владимирове) в Закарпатье (тогда - Чехословакию). Возобновил публикацию религиозных книг в 1926. Во время Великой Отечественной войны Ладомировский монастырь был эвакуирован сначала в Братиславу, затем в Германию и позднее - в Швейцарию и в США (1946). Продолжил традиции Почаевской лавры и печатни Св. Иова в Троицком монастыре в Джорданвилле (США), превратив его в Центр Русской Зарубежной Церкви с семинарией и иконописной мастерской. Продолжил типографскую деятельность Почаевской лавры, снабжая наилучшим образом напечатанной религиозной литературой славянские и русские церкви во всем мире на протяжении большей части XX в.
ВИТАЛИЙ, МАКСИМЕНКО Василий Иванович
ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович)
ВИТАЛИЙ, МАКСИМЕНКО Василий Иванович
, архиеп. Восточно-Американский и Джерси (РПЦЗ) (8.08.1873—8.03[21].1960), церковный и общественный деятель, руководитель Почаевского отдела Союза Русского Народа (ПО СРН). Родился в д. Глафировка близ Таганрога в семье диакона, в семь лет осиротел. Закончил Мариупольское ДУ, Екатеринославскую ДС (1895) и поступил в Киевскую ДА. Однако за участие в студенческих беспорядках в 1896 был отчислен со 2-го курса академии без права восстановления и назначен сельским учителем в д. Прядивка Новомосковского у. Екатеринославской губ. Раскаявшегося юношу спас архим. Андрей (кн. Ухтомский), в ту пору наблюдатель Казанских миссионерских курсов. Благодаря его протекции Максименко был восстановлен на 2-й курс в Казанской ДА. Здесь он познакомился и сблизился с ректором академии еп. Антонием (Храповицким), который сыграл в его судьбе огромную роль. Владыка Антоний постриг Василия Максименко в монахи с именем Виталий (1899), затем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха. По окончании академии со степенью кандидата богословия (1899) иером. Виталий был назначен преподавателем Александровской миссионерской ДС в с. Ардонское под Владикавказом. В 1902 по инициативе назначенного годом раньше на Волынскую кафедру еп. Антония переведен в Почаевский монастырь с возведением в сан архимандрита для продолжения дела прп. Иова Почаевского — организации печатной мастерской. Быстро сумел превратить печатный цех в Почаевском монастыре в одну из крупнейших церковных печатных мастерских в России. Был редактором издававшихся печатней «Почаевских известий», «Почаевского листка» и журналов «Русский инок» и «Почаевская Лавра». Немало сделал для предотвращения революционных волнений на Волыни в 1905–1906. Организатор и руководитель (авг. 1906 — февр. 1917) ПО СРН. Делегат 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской). 12 мая 1907 во главе депутации ПО СРН был принят Императором Николаем II, ходатайствовал перед Царем о нуждах народа и преподнес икону Почаевской Божией Матери. Два года спустя в 1909 в составе монархической депутации от Волыни снова был принят Государем, во время приема преподнес икону прп. Иова Почаевского. В 1908 назначен настоятелем Почаевской лавры с возведением в сан архимандрита. В 1910 учредил при лавре курсы ревнителей Союза Русского Народа (СРН), созданные для подготовки кадров активистов СРН. В 1910 в сер.«Библиотека Волынского Союза Русского Народа» был издан «Катехизис Союза Русского Народа» (автор на титульном листе брошюры не указан, но, судя по всему, им был архим. Виталий). В простой для уяснения вопросно-ответной форме в «Катехизисе» обсуждались актуальные для монархического движения вопросы.
К примеру, необходимость существования русской монархической организации обосновывалась так. Вопрос: «Согласно ли с высшей правдой и с Словом Божиим объединение русского народа для своей защиты и спасения?» Ответ: «Согласно. Господь наш Иисус Христос учил на земле жалеть всех трудящихся, обремененных, обиженных и защищать таковых от сетей и коварства всякого рода хищников и лицемеров (Мф. 12, 30; Лк. 11, 41). Такими хищниками и лицемерами, присосавшимися к трудовому горбу недалекого русского человека, являются хитрые евреи и другие недруги, желающие разорить наше Отечество и погубить наш темный и обнищалый православно-русский народ». Некоторые монархисты стеснялись носить на груди знаки СРН. Автор «Катехизиса» доказывал, что это не только необходимо, но и душеспасительно для каждого православного монархиста: Вопрос: «Почему русский человек должен носить на груди знак Союза Русского Народа?» Ответ: «Нося на груди знак Союза Русского Народа, русский человек этим показывает, что он гордится и не страшится за свою принадлежность к Союзу Русского Народа. ...Всякий верный русский человек должен перед смертью сделать завещание, чтобы его близкие и родные и в могилу верного до конца русского человека опустили со знаком Союза Русского Народа на груди. ...Пусть союзный знак на груди умершего члена Союза Русского Народа послужит для окружающих напоминанием, что всякий русский человек с своей душой должен предстать пред Господом Богом на Страшный Суд и дать Ему ответ в своей верности...» Архим. Виталий пользовался огромной популярностью среди крестьян Волыни, которые в большом количестве записывались в члены СРН. Прекрасно понимая нужды и заботы сельских тружеников, он выступал за проведение активной политики в отношении крестьянства, был сторонником передачи земель польских помещиков-католиков в руки русских православных крестьян. Однако подобные идеи и действия встречали настороженное отношение, а порою и резкое неприятие со стороны местной власти, где среди чиновников было немало поляков. Полагая, что корень проблемы в финансовой зависимости русского православного крестьянина от евреев и поляков, архим. Виталий заявлял, что нужно освободить народ от финансовой удавки инородческого капитала. Он выступил с инициативой организации общества «Почаевско-Волынский народный кредит», устав которого был утвержден 22 февр.
1911. Во время раскола СРН поддержал А. И. Дубровина, участвовал в работе Съезда сторонников Дубровина (5-й Всероссийский съезд Союза Русского Народа в Москве 21 нояб. — 1 дек. 1911). На съезде выступал с двумя докладами «Казацкие могилы» и «Крестьянский банк» (эти же доклады прочитал 9 дек. в Русском Собрании в Петербурге). На съезде сторонников Дубровина был избран кандидатом в члены Главного Совета СРН от провинции. Впоследствии наряду с Н. Н. Тихановичем-Савицким был избран почетным членом Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа (ВДСРН). Начавшаяся Первая мировая война прервала его миссионерско-просветительскую деятельность на Волыни. С 1915 он находился в эвакуации в Могилеве и в Киевской губ., откуда рассылал членам Почаевского отдела СРН «Почаевские листки». Участвовал в Петроградском совещании (Совещание монархистов 21–23 нояб. 1915 в Петрограде), на котором выступал в прениях по вопросу борьбы с Прогрессивным блоком и был избран членом Совета Монархических Съездов. С началом революции печатная мастерская в Почаеве была захвачена украинскими националистами. А сам архим. Виталий в н. 1919 был арестован по приказу Петлюры вместе с митр. Антонием, архиеп. Евлогием (Георгиевским), еп. Никодимом (Кротковым) и другими русскими монахами. Провел несколько месяцев в заключении в базилианском униатском монастыре в м. Бучач Тернопольского округа и католическом монастыре в местечке Беляны под Краковом. Летом 1919 узники были освобождены, но архим. Виталий вскоре был вновь арестован поляками и заточен в каземате Ивангорода. Ожидая расстрела, не имевший антиминса о.Виталий, совершил литургию у себя на груди. Был освобожден при содействии французских властей. После окончания гражданской войны оказался в эмиграции. Учитывая миссионерский опыт архим. Виталия, митр. Антоний направил его для помощи православным карпатороссам, входившим в юрисдикцию Сербской Церкви и сильно пострадавшим от австрияков во время войны. В 1923 он основал обитель прп. Иова Почаевского в м. Ладомирово в Карпатской (Пряшевской) Руси, которое находилось на территории Чехословакии. В Ладомирове ему удалось в 1924 восстановить печатню. Узнав, что печатня восстановлена, почаевская братия передала архим. Виталию икону св. Иова Почаевского (находится сейчас в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле). С 1925 печатня начала издавать религиозную литературу, в частности «Православный Русский календарь», рекомендованный Архиерейским Собором РПЦЗ к приобретению. В 1928 печатня начала выпускать журнал «Православная Карпатская Русь» (с 1935 «Православная Русь»). 23 апр. [6 мая] 1934 хиротонисан в Белграде во епископа Детройтского, в сент. возведен в сан архиеп. Североамериканского и Канадского. В окт. переехал в США, где попросился в число братии строящегося Джорданвилльского монастыря. В Духов день 1935 освятил домовую церковь в монастыре, но в тот же день пожар уничтожил монастырские постройки. Был последовательным антикоммунистом и антисоветчиком. В 1941 выступал против политики президента Ф.Рузвельта, направленной на сближение с Советским Союзом и оказание помощи СССР в войне против фашистской Германии.
В 1946 в Кливленде боролся против возвращения приходов и имущества РПЦЗ в ведение Московского Патриархата. Владыка Виталий был непримиримым и активным противником т.н.«сергианства». В своем итоговом сочинении «Мотивы моей жизни» он писал: «Патриархия разрушила догмат, составляющий сущность Христовой Церкви, и отвергла ее существенную миссию — служить обновлению человека, заменив ее служением безбожным целям коммунизма, что неестественно для Церкви. Это отпадение более горько, чем все прежние арианства, несторианства, иконоборчества и т. д. И это не личный грех того или иного иерарха, но коренной грех Московской патриархии, подтвержденный, провозглашенный и скрепленный клятвой перед всем миром. Это, так сказать, догматизированная апостасия». Вместе с тем он категорически отвергал обвинения в сепаратистских тенденциях и объявлял себя сторонником единства Церкви: «С прежней твердостью исповедуем наше единство с Матерью Церковью Русской, ныне порабощенной, нашу верность ее историческому 1000-летнему пути и шлем Ей наши сердечные молитвенные пожелания скорее освободиться от богоборческой неволи. Бескомпромиссно осуждаем сотрудничество современных возглавителей Ее в СССР с безбожной коммунистической властью. А равно также осуждаем и всякие самочинные автономии, сепаратизмы, разделения и индепендентства. Сущность нашей Церкви: не разделение и властвование, а хранение Божественной Истины в единстве». В 1944 оставшиеся в Ладомирово монахи эвакуировались в США. С прибытием в 1947 14 монахов из Чехословакии печатный цех Почаевского монастыря был вновь восстановлен, теперь на американской земле, и начал выходить журнал «Православная Русь». Печатное дело ведется в Джорданвилльском монастыре по сей день. В 1948 еп. Виталий стал первым избранным братией настоятелем Джорданвилльского Свято-Троицкого монастыря. В 1959 назначен архиеп. Северо-Американским и Канадским. Затем был архиеп. Восточно-Американским и Джерси. Скончался в Нью-Йорке, похоронен в Джорданвилльском монастыре.
Соч.: Союзная наука. Почаев, 1909; Катехизис Союза Русского Народа. Почаев, 1910; К вопросу об учреждении на Волыни церковно-приходского банка: Помогите, пастыри, искупить народ от надвигающегося пленения // Вестник Русского Собрания. 1911. № 7; Крест над Берестечком. О славном украинском гетмане Зиновии-Богдане Хмельницком и о Берестеченской битве 1651. Почаев, 1912; Мотивы моей жизни. Джорданвилль, 1955.
Лит.: Косик В. И. Виталий (Максименко) // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004; Некролог // Православная Русь. 1960. № 6; Омельянчук И. В. Черносотенное движение на территории Украины (1904–1914 гг.). Киев, 2000; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998; Совещание монархистов 21–23 ноября 1915 года в Петрограде. Постановления и краткий отчет. М., 1915; Союз Русского Народа по материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. М.-Л., 1929; Степанов А. Виталий (Максименко) // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Степанов С. А. Черная сотня. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2005; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). Т. 2. Erlangen, 1981. А. Степанов
К примеру, необходимость существования русской монархической организации обосновывалась так. Вопрос: «Согласно ли с высшей правдой и с Словом Божиим объединение русского народа для своей защиты и спасения?» Ответ: «Согласно. Господь наш Иисус Христос учил на земле жалеть всех трудящихся, обремененных, обиженных и защищать таковых от сетей и коварства всякого рода хищников и лицемеров (Мф. 12, 30; Лк. 11, 41). Такими хищниками и лицемерами, присосавшимися к трудовому горбу недалекого русского человека, являются хитрые евреи и другие недруги, желающие разорить наше Отечество и погубить наш темный и обнищалый православно-русский народ». Некоторые монархисты стеснялись носить на груди знаки СРН. Автор «Катехизиса» доказывал, что это не только необходимо, но и душеспасительно для каждого православного монархиста: Вопрос: «Почему русский человек должен носить на груди знак Союза Русского Народа?» Ответ: «Нося на груди знак Союза Русского Народа, русский человек этим показывает, что он гордится и не страшится за свою принадлежность к Союзу Русского Народа. ...Всякий верный русский человек должен перед смертью сделать завещание, чтобы его близкие и родные и в могилу верного до конца русского человека опустили со знаком Союза Русского Народа на груди. ...Пусть союзный знак на груди умершего члена Союза Русского Народа послужит для окружающих напоминанием, что всякий русский человек с своей душой должен предстать пред Господом Богом на Страшный Суд и дать Ему ответ в своей верности...» Архим. Виталий пользовался огромной популярностью среди крестьян Волыни, которые в большом количестве записывались в члены СРН. Прекрасно понимая нужды и заботы сельских тружеников, он выступал за проведение активной политики в отношении крестьянства, был сторонником передачи земель польских помещиков-католиков в руки русских православных крестьян. Однако подобные идеи и действия встречали настороженное отношение, а порою и резкое неприятие со стороны местной власти, где среди чиновников было немало поляков. Полагая, что корень проблемы в финансовой зависимости русского православного крестьянина от евреев и поляков, архим. Виталий заявлял, что нужно освободить народ от финансовой удавки инородческого капитала. Он выступил с инициативой организации общества «Почаевско-Волынский народный кредит», устав которого был утвержден 22 февр.
1911. Во время раскола СРН поддержал А. И. Дубровина, участвовал в работе Съезда сторонников Дубровина (5-й Всероссийский съезд Союза Русского Народа в Москве 21 нояб. — 1 дек. 1911). На съезде выступал с двумя докладами «Казацкие могилы» и «Крестьянский банк» (эти же доклады прочитал 9 дек. в Русском Собрании в Петербурге). На съезде сторонников Дубровина был избран кандидатом в члены Главного Совета СРН от провинции. Впоследствии наряду с Н. Н. Тихановичем-Савицким был избран почетным членом Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа (ВДСРН). Начавшаяся Первая мировая война прервала его миссионерско-просветительскую деятельность на Волыни. С 1915 он находился в эвакуации в Могилеве и в Киевской губ., откуда рассылал членам Почаевского отдела СРН «Почаевские листки». Участвовал в Петроградском совещании (Совещание монархистов 21–23 нояб. 1915 в Петрограде), на котором выступал в прениях по вопросу борьбы с Прогрессивным блоком и был избран членом Совета Монархических Съездов. С началом революции печатная мастерская в Почаеве была захвачена украинскими националистами. А сам архим. Виталий в н. 1919 был арестован по приказу Петлюры вместе с митр. Антонием, архиеп. Евлогием (Георгиевским), еп. Никодимом (Кротковым) и другими русскими монахами. Провел несколько месяцев в заключении в базилианском униатском монастыре в м. Бучач Тернопольского округа и католическом монастыре в местечке Беляны под Краковом. Летом 1919 узники были освобождены, но архим. Виталий вскоре был вновь арестован поляками и заточен в каземате Ивангорода. Ожидая расстрела, не имевший антиминса о.Виталий, совершил литургию у себя на груди. Был освобожден при содействии французских властей. После окончания гражданской войны оказался в эмиграции. Учитывая миссионерский опыт архим. Виталия, митр. Антоний направил его для помощи православным карпатороссам, входившим в юрисдикцию Сербской Церкви и сильно пострадавшим от австрияков во время войны. В 1923 он основал обитель прп. Иова Почаевского в м. Ладомирово в Карпатской (Пряшевской) Руси, которое находилось на территории Чехословакии. В Ладомирове ему удалось в 1924 восстановить печатню. Узнав, что печатня восстановлена, почаевская братия передала архим. Виталию икону св. Иова Почаевского (находится сейчас в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле). С 1925 печатня начала издавать религиозную литературу, в частности «Православный Русский календарь», рекомендованный Архиерейским Собором РПЦЗ к приобретению. В 1928 печатня начала выпускать журнал «Православная Карпатская Русь» (с 1935 «Православная Русь»). 23 апр. [6 мая] 1934 хиротонисан в Белграде во епископа Детройтского, в сент. возведен в сан архиеп. Североамериканского и Канадского. В окт. переехал в США, где попросился в число братии строящегося Джорданвилльского монастыря. В Духов день 1935 освятил домовую церковь в монастыре, но в тот же день пожар уничтожил монастырские постройки. Был последовательным антикоммунистом и антисоветчиком. В 1941 выступал против политики президента Ф.Рузвельта, направленной на сближение с Советским Союзом и оказание помощи СССР в войне против фашистской Германии.
В 1946 в Кливленде боролся против возвращения приходов и имущества РПЦЗ в ведение Московского Патриархата. Владыка Виталий был непримиримым и активным противником т.н.«сергианства». В своем итоговом сочинении «Мотивы моей жизни» он писал: «Патриархия разрушила догмат, составляющий сущность Христовой Церкви, и отвергла ее существенную миссию — служить обновлению человека, заменив ее служением безбожным целям коммунизма, что неестественно для Церкви. Это отпадение более горько, чем все прежние арианства, несторианства, иконоборчества и т. д. И это не личный грех того или иного иерарха, но коренной грех Московской патриархии, подтвержденный, провозглашенный и скрепленный клятвой перед всем миром. Это, так сказать, догматизированная апостасия». Вместе с тем он категорически отвергал обвинения в сепаратистских тенденциях и объявлял себя сторонником единства Церкви: «С прежней твердостью исповедуем наше единство с Матерью Церковью Русской, ныне порабощенной, нашу верность ее историческому 1000-летнему пути и шлем Ей наши сердечные молитвенные пожелания скорее освободиться от богоборческой неволи. Бескомпромиссно осуждаем сотрудничество современных возглавителей Ее в СССР с безбожной коммунистической властью. А равно также осуждаем и всякие самочинные автономии, сепаратизмы, разделения и индепендентства. Сущность нашей Церкви: не разделение и властвование, а хранение Божественной Истины в единстве». В 1944 оставшиеся в Ладомирово монахи эвакуировались в США. С прибытием в 1947 14 монахов из Чехословакии печатный цех Почаевского монастыря был вновь восстановлен, теперь на американской земле, и начал выходить журнал «Православная Русь». Печатное дело ведется в Джорданвилльском монастыре по сей день. В 1948 еп. Виталий стал первым избранным братией настоятелем Джорданвилльского Свято-Троицкого монастыря. В 1959 назначен архиеп. Северо-Американским и Канадским. Затем был архиеп. Восточно-Американским и Джерси. Скончался в Нью-Йорке, похоронен в Джорданвилльском монастыре.
Соч.: Союзная наука. Почаев, 1909; Катехизис Союза Русского Народа. Почаев, 1910; К вопросу об учреждении на Волыни церковно-приходского банка: Помогите, пастыри, искупить народ от надвигающегося пленения // Вестник Русского Собрания. 1911. № 7; Крест над Берестечком. О славном украинском гетмане Зиновии-Богдане Хмельницком и о Берестеченской битве 1651. Почаев, 1912; Мотивы моей жизни. Джорданвилль, 1955.
Лит.: Косик В. И. Виталий (Максименко) // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004; Некролог // Православная Русь. 1960. № 6; Омельянчук И. В. Черносотенное движение на территории Украины (1904–1914 гг.). Киев, 2000; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998; Совещание монархистов 21–23 ноября 1915 года в Петрограде. Постановления и краткий отчет. М., 1915; Союз Русского Народа по материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. М.-Л., 1929; Степанов А. Виталий (Максименко) // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Степанов С. А. Черная сотня. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2005; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). Т. 2. Erlangen, 1981. А. Степанов
Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008