декоративная орнаментальная или сюжетная композиция в окне, двери или в виде самостоятельного панно из стекла или другого прозрачного материала. Цветные В. в окнах готических соборов создают игру окрашенного света в интерьере.
ВИТРАЖ
ВИТРАЖ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Витраж
лат. vitrum - стекло) – 1) цветные стекла в окнах, дверях, ширмах, скрепленные свинцовыми перемычками и дополненные росписью; 2) картинаили орнаментальная композиция, выполненная из цветного стекла; особенно часто использовались в готической архитектуре.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Витраж
фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — орнаментальное или сюжетное изображение из цветного стекла; помещалось обычно в окнах. С давних пор в. использовался в храмах. В раннехристиан. храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенина), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, являлись особенностью готич. соборов. Чаще всего готич. в. изображал религ, и бытовые сцены; он размещался в огромных стрельчатых окнах, т.наз. «розах». В эпоху Возрождения в. существовал как живопись на стекле.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ВИТРАЖ
композиция из цветных стекол или полупрозрачных материалов в свинцовом каркасе. Изготовление витража было сложным искусством. Сначала на картоне делался набросок композиции, по линиям рисунка прокладывали свинцовые перемычки, пустоты в каркасе заполняли кусками разноцветного стекла и расписывали прозрачными красками. После обжига стекла вплавлялись в свинцовую оправу. Витражи с монохромной росписью моделировали стеклом разной толщины. Витражи вставляли в оконные и другие проемы. Они были украшением готических соборов. Окрашенный свет усиливал мистическую атмосферу внутри храма. Расцвет искусства витража относится к XIII в. Витраж украшал фасад собора Нотр-Дам в Париже. Окно-Роза – символ христианского мира. В центре его Дева Мария с младенцем Христом, вокруг концентрическими кругами расходились изображения пророков и ветхозаветных царей. Аллегорический смысл имеет витраж «Шахматисты». Средневековая игра в шахматы являлась метафорой любви. В то же время галантная сцена игры Дамы и кавалера передавала стиль и дух эпохи.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
ВИТРАЖ
(фр. Vitrage — остекление) — изобразительная или орнаментальная композиция, выполненная из цветного стекла и рассчитанная на сквозное осве-щение в проеме (окно, дверь, прозрачная перегородка). В витраже разноцветные кусочки стекла соединяются между собой при помощи свинцовых полосок и образуют живописную композицию. Считается, что искусство витража зародилось на Ближнем Востоке. Перво-начально в каждом отдельном витраже изображалась одна фигура, а к X–XII вв. в романских храмах Фран-ции и Германии появились сюжетные витражи в виде сцен из жизни Христа или какого-нибудь святого. Широкое использование витражей в христианских храмах было вызвано тем, что они создавали таинственную, возвышенную атмосферу в храме. В современных витражах используются цветное и бесцветное стекло, многослойное органическое стекло, литое стекло, толстое колотое стекло, цветные зеркала. Разнооб-разны также и способы изготовления витражей: работа по стеклу росписью, пескоструйный способ, травление, гравировка и т.д. В процессе развития этого жанра при-знанными его мастерами были Донателло, Гиберти, А. Дюрер, А. Матисс, М. Врубель, Ф. Леже и др.
ВИТРАЖ
франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте. Искусство создания витражных композиций переживает расцвет в эпоху Средневековья. В романском искусстве применялись стекла красного и синего цветов; куски, вырезанные по контуру изображений, скреплялись свинцовым каркасом (собор в Аугсбурге, Германия; витражи «Пророки», нач. 12 в.). В эпоху готики обогащается цветовая гамма витражей, наряду с цветными стеклами применяются бесцветные. Иногда мелкие детали писали на стекле красками. Витражи в окнах готических соборов (собор Парижской Богоматери, витражи 13–14 вв.) создавали в интерьере игру окрашенного света, преображая его в особое, священное пространство. В лучах солнца, проникающих сквозь окна, очертания металлического каркаса выглядели как темные контуры рисунка, стекла ярко сияли, а в пасмурные дни таинственно мерцали в полумраке храма.
Витражи эпохи Возрождения превращаются в живопись на стекле. Эскизы для них создавали известные мастера (Л. Гиберти, П. Уччелло, Донателло, А. Дюрер и др.). Новый яркий расцвет искусство витража переживает на рубеже 19–20 вв. – в эпоху модерна (У. Моррис в Англии; А. Муха в Чехии, витражи собора Св. Витта в Праге; М. А. Врубель в России, витражи особняка С. Т. Морозова в Москве, 1895). В современных интерьерах применяются витражи-перегородки и панно с подсветкой, используются различные фактуры стекла и богатая цветовая гамма.
Витражи эпохи Возрождения превращаются в живопись на стекле. Эскизы для них создавали известные мастера (Л. Гиберти, П. Уччелло, Донателло, А. Дюрер и др.). Новый яркий расцвет искусство витража переживает на рубеже 19–20 вв. – в эпоху модерна (У. Моррис в Англии; А. Муха в Чехии, витражи собора Св. Витта в Праге; М. А. Врубель в России, витражи особняка С. Т. Морозова в Москве, 1895). В современных интерьерах применяются витражи-перегородки и панно с подсветкой, используются различные фактуры стекла и богатая цветовая гамма.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007