ВИТРАЖ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВИТРАЖ
декоративная орнаментальная или сюжетная композиция в окне, двери или в виде самостоятельного панно из стекла или другого прозрачного материала. Цветные В. в окнах готических соборов создают игру окрашенного света в интерьере.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Витраж
лат. vitrum - стекло) – 1) цветные стекла в окнах, дверях, ширмах, скрепленные свинцовыми перемычками и дополненные росписью; 2) картинаили орнаментальная композиция, выполненная из цветного стекла; особенно часто использовались в готической архитектуре.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Витраж
фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — орнаментальное или сюжетное изображение из цветного стекла; помещалось обычно в окнах. С давних пор в. использовался в храмах. В раннехристиан. храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенина), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, являлись особенностью готич. соборов. Чаще всего готич. в. изображал религ, и бытовые сцены; он размещался в огромных стрельчатых окнах, т.наз. «розах». В эпоху Возрождения в. существовал как живопись на стекле.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ВИТРАЖ
композиция из цветных стекол или полупрозрачных материалов в свинцовом каркасе. Изготовление витража было сложным искусством. Сначала на картоне делался набросок композиции, по линиям рисунка прокладывали свинцовые перемычки, пустоты в каркасе заполняли кусками разноцветного стекла и расписывали прозрачными красками. После обжига стекла вплавлялись в свинцовую оправу. Витражи с монохромной росписью моделировали стеклом разной толщины. Витражи вставляли в оконные и другие проемы. Они были украшением готических соборов. Окрашенный свет усиливал мистическую атмосферу внутри храма. Расцвет искусства витража относится к XIII в. Витраж украшал фасад собора Нотр-Дам в Париже. Окно-Роза – символ христианского мира. В центре его Дева Мария с младенцем Христом, вокруг концентрическими кругами расходились изображения пророков и ветхозаветных царей. Аллегорический смысл имеет витраж «Шахматисты». Средневековая игра в шахматы являлась метафорой любви. В то же время галантная сцена игры Дамы и кавалера передавала стиль и дух эпохи.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

ВИТРАЖ
(фр. Vitrage — остекление) — изобразительная или орнаментальная композиция, выполненная из цветного стекла и рассчитанная на сквозное осве-щение в проеме (окно, дверь, прозрачная перегородка). В витраже разноцветные кусочки стекла соединяются между собой при помощи свинцовых полосок и образуют живописную композицию. Считается, что искусство витража зародилось на Ближнем Востоке. Перво-начально в каждом отдельном витраже изображалась одна фигура, а к X–XII вв. в романских храмах Фран-ции и Германии появились сюжетные витражи в виде сцен из жизни Христа или какого-нибудь святого. Широкое использование витражей в христианских храмах было вызвано тем, что они создавали таинственную, возвышенную атмосферу в храме. В современных витражах используются цветное и бесцветное стекло, многослойное органическое стекло, литое стекло, толстое колотое стекло, цветные зеркала. Разнооб-разны также и способы изготовления витражей: работа по стеклу росписью, пескоструйный способ, травление, гравировка и т.д. В процессе развития этого жанра при-знанными его мастерами были Донателло, Гиберти, А. Дюрер, А. Матисс, М. Врубель, Ф. Леже и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ВИТРАЖ
франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте. Искусство создания витражных композиций переживает расцвет в эпоху Средневековья. В романском искусстве применялись стекла красного и синего цветов; куски, вырезанные по контуру изображений, скреплялись свинцовым каркасом (собор в Аугсбурге, Германия; витражи «Пророки», нач. 12 в.). В эпоху готики обогащается цветовая гамма витражей, наряду с цветными стеклами применяются бесцветные. Иногда мелкие детали писали на стекле красками. Витражи в окнах готических соборов (собор Парижской Богоматери, витражи 13–14 вв.) создавали в интерьере игру окрашенного света, преображая его в особое, священное пространство. В лучах солнца, проникающих сквозь окна, очертания металлического каркаса выглядели как темные контуры рисунка, стекла ярко сияли, а в пасмурные дни таинственно мерцали в полумраке храма.
Витражи эпохи Возрождения превращаются в живопись на стекле. Эскизы для них создавали известные мастера (Л. Гиберти, П. Уччелло, Донателло, А. Дюрер и др.). Новый яркий расцвет искусство витража переживает на рубеже 19–20 вв. – в эпоху модерна (У. Моррис в Англии; А. Муха в Чехии, витражи собора Св. Витта в Праге; М. А. Врубель в России, витражи особняка С. Т. Морозова в Москве, 1895). В современных интерьерах применяются витражи-перегородки и панно с подсветкой, используются различные фактуры стекла и богатая цветовая гамма.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Витраж из серии «Императоры Священной Римской империи германской нации» Страсбургского кафедрального

Жуковская Людмила Владимировна
Статья посвящена исследованию витражной работы, предположительно, об императоре Карле Великом, входящей в витражную серию Кафедрального собора города Страсбурга (Франция) «Императоры Священной Римской империи германской нации».
Читать PDF
0.00 байт

Упражнение «Витраж» в структуре курса «Основы композиции»

Коломиец С. Н.
В статье даются практические рекомендации для выполнения упражнения по теме «Витраж» в пропедевтическом курсе композиции.
Читать PDF
0.00 байт

Витраж: история и современность

Красавина Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Витраж как феномен художественной культуры

Королёв Марк Юрьевич
Данная статья посвящена проблеме изучения витража в контексте художественной культуры западноевропейского средневековья, в частности, роли витража в воплощении мировоззренческих идей, материализованных в готических соборах.
Читать PDF
0.00 байт

«Saphirorum materia», типологические витражи аббата Сугерия и его труд «De Administratione»

Хрипкова Елена Авенировна
Статья посвящена интерпретации иконографической программы витражей XII века базилики Сен-Дени и проблеме понимания личности аббата Сугерия.
Читать PDF
0.00 байт

Художественные особенности православной иконы и западноевропейского витража

Юрьева Татьяна Владимировна, Файзулина Екатерина Сергеевна
Предметом исследования статьи является сравнительный анализ особенностей художественного языка витража и иконы в средневековом христианском искусстве.
Читать PDF
0.00 байт

Звучащий мир витражей и панно Марка Шагала

Сафиуллина Лилия Гарифулловна, Батыршина Гульнара Ибрагимовна
В статье раскрывается символика музыкальных образов, представленных на витражах, панно и росписях Марка Шагала.
Читать PDF
0.00 байт

Структурный анализ витражей в Свято-Троицком соборе г. Симферополя

Кузнецова-бондаренко Екатерина Сергеевна
Произведен структурный анализ витражей в Свято-Троицком соборе в городе Симферополе. Рассмотрено их цветовое и композиционное решение в контексте архитектуры и интерьера.
Читать PDF
0.00 байт

Средовой дизайн и современные витражи

Тимофеева М. В.
Читать PDF
0.00 байт

Витражи в мечети Джума-Джами

Котляр Е.Р., Сеитмамбетова К.С.
В статье рассматриваются витражи в мечети Джума-Джами, охарактеризована роль витражного искусства в сакральном зодчестве, показаны символические значения цвета и традиционных изобразительных мотивов в витражах.
Читать PDF
0.00 байт

Роль витража в формировании образа архитектурной среды и интерьера

Кузнецова-Бондаренко Е.С.
Представленная работа посвящена изучению витража, его роли в организации архитектурной и интерьерной среды. Мы проанализируем влияние витража на окружающее пространство и, наоборот, влияние архитектуры на витраж.
Читать PDF
0.00 байт

Творчество Арсена Рустамова: цвет живописи и свет витражей

Кузнецова-Бондаренко Е.С.
Главная цель данной статьи это выявить особенности творчества А. Рустамова, как явление современной крымской живописной школы, а также проанализировать его роль в развитие витражного искусства Крыма.
Читать PDF
0.00 байт

Творчество Александра Киреева и его роль в Крымском витражном искусстве

Кузнецова-Бондаренко Екатерина Сергеевна
Статья посвящена изучению творчества Александра Киреева одного из самых значимых представителей витражного искусства в Крыму. Рассмотрены особенности сложных тематических поисков и технологических новаций художника.
Читать PDF
0.00 байт

«Витражное мышление» Оливье Мессиана

Старикова Елена Николаевна
В статье определяются свойства «витражного мышления», характерного для творчества французского композитора Оливье Мессиана.
Читать PDF
0.00 байт

СИМВОЛ КАК ОСНОВА ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В КРЫМСКОМ ВИТРАЖНОМ ИСКУССТВЕ

Кузнецова-Бондаренко Екатерина Сергеевна
В статье проведен анализ семиотического значения цвета и форм различных элементов орнамента в крымских витражах культовых сооружений, а именно: изучены витражи римско-католического костела Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы

Похожие термины:

  • Витрам Федор Федорович

    Витрам, Федор Федорович - астроном (родился в 1854 г.). Окончил курс в Дерптском университете. Состоит старшим астрономом Пулковской обсерватории и профессором практической астрономии геодезическог