Виттория

Найдено 1 определение
Виттория
, Алессандро (Vittorio, Alessandro) 1525, Тренто — 1608, Венеция. Итальянский скульптор-декоратор, сотрудничавший с ведущими архитекторами Венеции середины и 2-й половины XVI в. Одно из первых упоминаний имени мастера связано со скульптурным декором очень плохо сохранившегося палаццо Тревизан (ок. 1557—1558, Венеция, остров Мурано), построенного архитектором Микеле Сан Микеле и расписанного Веронезе и Дзелотти. Почти одновременно Алессандро Виттория в содружестве с живописцем Баттиста Франко создал великолепное декоративное убранство т. н. Золотой лестницы Дворца дожей, сооруженной в 1536—1559 Якопо Сансовино в боковом, выходящем на Пьяццетту крыле этого дворца и ставшей главной, парадной дворцовой лестницей, соединяющей все три этажа этого колоссального здания. Коробовый свод лестницы расчленен, возможно, по замыслу самого Сансовино продольными и поперечными стукковыми тягами, разбивающими его на квадраты и прямоугольники, которые в шахматном порядке заполняют живописные вставки Баттиста Франко и стукковые рельефы Алессандро Виттория с изображениями языческих богов, античных героев, философов, аллегорий Истории, Политики, Закона и т. п. Небольшие размеры рельефов и высота сводов не дают возможности рассмотреть их подробно, и вся декорация образует подобие красочного, постоянно меняющегося калейдоскопа. Сходный принцип декора был применен Алессандро Витторией в декорации свода лестницы Либрерии — библиотеки Сан Марко, воздвигнутой Якопо Сансовино напротив бокового крыла Дворца дожей. Алессандро Виттория принадлежит также оформление портала Либрерии с двумя колоссальными кариатидами. Программа декора сводов лестницы Либрерии, энциклопедическая по своему характеру, видимо, была составлена кем-то из венецианских эрудитов, а выбор персонажей должен был соответствовать назначению здания — хранилища знаний. В членениях свода в шахматном порядке чередуются заключенные в шестиугольники живописные композиции Баттиста Франко (1-й пролет) и Баттиста дель Моро (2-й пролет) и квадратные рельефы Алессандро Виттория. Окруженные позолоченной стукковой резьбой, они, подобно рельефам Золотой лестницы, смотрятся как драгоценные вставки. И в то же время они достаточно крупны, чтобы их можно было рассмотреть, тем более что свод лестницы библиотеки не так высок, как свод Золотой лестницы. Рельефы Алессандро Виттория выполнены в классической, антикизированной манере. Выбор персонажей этих рельефов был обусловлен сложной программой, включавшей в себя астрологию и влияние звезд на природу и человеческую натуру. Имя Алессандро Виттория связано и с самой прославленной из венецианских вилл 2-й пол. XVI в. — виллой Барбаро в Мазере, построенной Палладио и расписанной Веронезе; Алессандро Виттории принадлежат здесь выполненные из стукко скульптурные украшения Нимфея — небольшого сада, примыкающего к вилле (нач. 1560-х). Разносторонне однаренный мастер, Алессандро Виттория много работал и в области монументальной скульптуры. С его именем связаны две колоссальные кариатиды портика библиотеки Сан Марко (1553—1556), фигуры двух рабов ("пленников"), Славы и Фетиды, украшающие надгробие Контарини (Падуя, собор Св. Антония), горельеф Оплакивание Христа (Венеция, церковь Сан Сальваторе, 1557—1558), статуи св. Рокко, Антония, Себастьяна (1561—1563, Венеция, церковь Сан Франческо делла Винья), горельеф Успение Марии и статуи св. Иеронима, Иоанна Крестителя, Петра, Андрея и Леонарда (Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, капелла Гримани). Алессандро Виттория работал также в жанре портретной скульптуры. С его именем связывают бюст Маркантонио Гримини (Венеция, Музей Коррер) и Портрет старика (Лондон, Музей Виктории и Альберта), ряд других работ.
Лит.: Колпинский Ю. Д. Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей // Всеобщая история искусств. М., 1962. Т. III. С. 286—297; Вазари Дж. Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей, и зодчих. М., 1971. Т. V; Paoletti P. L’architettura e la sculptura del Rinascimento a Venezia. Venezia, 1893—1897; Sittoni L. La Libreria San Marco. Pistozia, 1904; Romanelli G. D. La Libreria Marciana. Il Catalogo. Da Tiziano a El Greco. Catalogo della Mostra. A cura della Mostra di S. Mason Rinaldi. Venezia, 1981. P. 277—300.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
519.09 кб

97. 02. 028. ДИ Витторио А. , Ансельми С. , пьеруччи П. Рагуза (Дубровник). Республика на Адриатике.

Эман И. Е.
Читать PDF
0.00 байт

О пограничности профессиональной культуры кинооператора (на примере творчества Витторио Стораро)

Коробко Роман Вадимович
Исследована пограничность технико-технологических и философско-эстетических аспектов профессиональной культуры кинооператора на примере теоретических положений Витторио Стораро – известного итальянского кинооператора (соавтора реж
Читать PDF
0.00 байт

Историческая антропология братьев Тавиани Аллонзанфан (Allonsanfan). — режиссеры Паоло и Витторио Та

Фоменко Андрей Николаевич
В своих ранних фильмах режиссеры Паоло и Витторио Тавиани исследуют механизмы исторического процесса, результатом которых оказывается конфронтация коллективной идентичности (племени) и выделившегося из него индивидуума.

Похожие термины:

  • Санта-Виттория Война за Испанское наследство

    26 июля 1702 войска принца Евгения Савойского (четыре полка под командованием ген. Висконти) были атакованы 15-тысячным франко-исп. отрядом герцога де Вандома. Австрийцы были вынуждены оставить лагерь
  • Санта-Мария-делла-Витториа

    Santa Maria della Vittoria) — небольшая церковь в восточной части Рима, известная подчеркнуто театрализованным убранством капеллы Корнаро и в особенности выполненной Бернини группой «Экстаз св. Терезы», кот
  • ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ

    Vittorino da Feltre) (1378 - 2.II.1446) - итал. педагог, гуманист. Основал в Мантуе в 1423 школу, в к-рой преподавание строилось на принципах гуманизма. Стремясь воспитать всесторонне развитого человека (homo universale), В. да
  • Витторио-Венето 1-я мировая война

    институт власти, охватывающий ее исполнительные звенья, учреждения и кадры управления всех уровней. Государственный А. входит в систему центрального управления, охватывает основные кадры госуда
  • Андога, Витторио

    (наст. фам. Журов; наст. имя Виктор Александрович) — концертный певец (тенор). Выступал в Казани (1910).
  • Орландо Витторио Эмануэле

    Орландо Витторио Эмануэле (Orlando, Vittorio Emanuele) (1860-1952), итал. гос. деятель, юрист. Поддерживал вступление Италии в 1-ю мировую войну, после катастрофы при Капоретто (1917) стал премьер-мин. При заключении Вер
  • ДЕ СИКА ВИТТОРИО

    (1902-1974) итальянский кинорежиссер и актер. Один из создателей итальянского НЕОРЕАЛИЗМА в КИНО. Его фильм «Похитители велосипедов» (1948) стал настоящей вехой в истории кино. В 50-х гг. стал сниматься как
  • КОРЕЦОЛЛА Витторио

    Итальянский гитарист, в 1910 году жил в городе Комо. Неоднократно награждался за свои сочинения; особенно известны его приятный Менуэт, Мазурка, Полька, Вальс и Гавот, все изданы в Милане А.Видзари.
  • ОЛИВЕРО ВИТТОРИО

    Современный итальянский гитарист, который: “...так отличился на своих концертах, продемонстрировав исключительный талант интерпретатора и уверенность техники”. (“Плектр”).
  • Витторио-Венето, сражение при

    Витторио-Венето, сражение при (Vittorio Veneto, battle of) (окт. 1918 г.), убедительная победа итальянцев над австр. войсками во время 1-й мировой войны. Город В.-В. расположен на С.-В. Италии, назван в честь Виктора Эм
  • ВИТТОРИО-ВЕНЕТО

    Vittorio Veneto) - населенный пункт в Венеции (Италия), именем к-рого названа операция 1-й мировой войны на итал. театре (на р. Пьяве) 25-30 окт. 1918. 57 дивизий (в т. ч. 3 англ., 2 франц. и 1 чехословацкая) при 7 700 орудиях
  • ОРЛАНДО ВИТТОРИО ЭММАНУЭЛЕ

    (1860-1952), итальянский политик. Премьер-министр Италии (1917-1919). Профессор права в Университете Палермо. Депутат парламента с 1897 г. Стал премьер-министром Италии после ее серьезного поражения в битве по