ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
(IV — середина XV вв.) — свое начало берет в Восточной Римской империи, сформировалась на территории Греции, Ма-лой Азии, Северного Египта на основе традиций эллинистической культуры и христианской религии. Свое название получила от греческого города Византия, на месте которого в 330 г. был образован Константино-поль, ставший столицей Византийской империи.
В истории Византийской культуры выделяют сле-дующие периоды: 1) С IV в. до середины VII в., когда Византия становится преемницей культуры Римской империи. В это время происходит переход от античной к средневековой культуре; 2) Середина VII в. — сере-дина IX в. В течение этого времени происходит культурный спад, обусловленный экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Алексан-дрии); 3) Середина Х в. — XII в., характеризующийся идейной реакцией, экономическим и политическим упадком Византии. Результатом этого периода стало разделение Византии крестоносцами и образование Латинской империи; 4) Середина XIII — середина XV вв. — возрождение Византии и ее медленный закат до захвата Константинополя турками в 1453 г.
В истории мировой культуры византийской циви-лизации принадлежит особое место. На протяжении всего тысячелетнего существования Византийская им-перия, впитавшая в себя культурное наследие грекоримского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и блестящей культуры. Для нее были характерны расцвет искусства, развитие научной и философской мысли. Вплоть до
XIII в. Ви-зантия по уровню образованности, по напряженности духовной жизни и красочности предметных форм находилась впереди всех стран средневековой Европы.
Особенности византийской культуры состоят в сле-дующем:
1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни об-щества при господствующем положении грекоримских традиций;
2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой разви-тия в Византии гуманистических идей и предопреде-ливших европейскую культуру эпохи Ренессанса;
3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило свой отпечаток на различные сферы культуры. Например, при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;
4) отделение православия от католичества, которое было детерминировано своеобразием философско-богословских воззрений православных теологов и фи-лософов Востока, в догматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианских и эстетических ценностей Византии.
На основе этих особенностей в художественной культуре Византии сложился своеобразный византийский стиль. Характерными чертами его в искусстве были высокий уровень стилизации, утонченная декоративность, условность художественного языка, подчерк-нутая плоскостность, использование жестких канонов в художественном изображении, яркие краски и позолота. Византийцы создали художественную систему, в которой господствовали строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривалась лишь как фрагмент неземной, божественной красоты. Этот стиль проявился также в архитектуре. Типичным его проявлением стало строительство крестово-купольных храмов, отличавшихся особой парадностью и торжественностью внешних форм. Главное внимание уделялось прежде всего организации внутреннего пространства храма, производящего впечатление неземного: парящий купол, двухъярусные аркады, украшение из ажур-ной каменной резьбы, мозаики. Вершиной художественной культуры в архитектуре Византии считаются храмы св. Софии в Константинополе (
V в.) и церковь Сан-Витале в Равенне (V–VII вв.). Высокого уровня достигало также мастерство мозаики, книжной миниатю-ры, иконописи.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
культура Византии (4-15 вв.). В отличие от западноевропейской, В. к. испытала сравнительно слабое воздействие культурных влияний варварских племен. Вместе с тем В. к. многое черпала из антич. наследия, а также из культуры населявших Византию народов (сирийцы, армяне, славяне и др.); она испытала влияние араб. культуры. Образование зиждилось не только на свящ. писании, но и на поэмах Гомера; антич. авторов переписывали и изучали. Однако освоение антич. традиций было, как правило, схоластичным: они приобретали силу беспрекословного авторитета; отсюда - появление различных компиляций и словарей, подражание художеств. приемам древних авторов, сохранение классич. греч. яз. Как и повсюду, идеология, отражавшая интересы господств. класса, существовала в Византии наряду с идеологией оппозиц. кругов и идеологией нар. масс. Идеология господств. класса, хотя и сохраняла внешне антич. традиции, отвергла антич. идеал гармонич. развития свободной личности; в ее основе лежал церк. аскетич. идеал принижения плоти перед духом, выражающий в конечном счете идею смирения. Деспотич. характер визант. гос-ва имел своим следствием установление строгого контроля за идейной жизнью, порождавшего сервилизм перед власть имущими и безудержное восхваление правящего императора, господство трафаретных образов и словосочетаний, боязнь смелой мысли. Важнейшим центром офиц. В. к. был до 12 в. Константинополь, с 12 в. гл. очагами В.. к. стали провинц. центры, монастыри и феод. поместья. Оппозиц. элементы (гор. круги, нек-рые слои класса феодалов) стремились противопоставить апологии самодержавия учение (хотя и непоследовательное) о свободе человеч. личности, а также критику "тирании". Нар. культура находила свое выражение в эпосе и баснях, в песнях на разговорном яз. (отличавшемся от литературного), где подчас высмеивались императоры, в празднествах, сохранявших языч. формы, в выступлениях вожаков медведей, представления к-рых были пародией на судей и богачей, и т. д.

Историю развития В. к. можно разделить на след. периоды: 1) 4-кон. 7 вв. - период, характеризующийся борьбой отживающей цивилизации разлагающегося рабовладельч. об-ва, внутри к-рого уже зарождаются элементы феодализма, с новой идеологией; христ. церковь не только ведет борьбу против антич. культуры, но и стремится придать классич. наследию богослов. окраску, переработав его в духе христ. богословия (упадок позднеантич. полиса в 6-7 вв. и вторжения варваров неблагоприятно отразились на состоянии В. к.). 2) Кон. 7-сер. 9 вв. - период культурного спада в связи с сокращением ремесл. произ-ва и торговли, общей аграризацией, экономич. упадком. 3) Сер. 9-10 вв. - новый культурный подъем в Константинополе, распространившийся в 10 в. на провинц. города; 4) 11-12 вв. - период наивысшего развития В. к., обусловленного расцветом визант. городов. 5) Кон. 12-13 вв. - полоса культурного спада, связанного с экономич. и политич. упадком империи в кон. 12 в., усугубленным захватом и варварским разграблением Константинополя крестоносцами в 1204. 6) 14 - нач. 15 вв. - новый подъем В. к. в условиях зарождения гуманистич. идеологии и ожесточ. борьбы реакции против ростков визант. гуманизма, к-рый оставался ограниченным: главным в нем была не борьба за свободу мысли, а формальное восстановление антич. образованности. Слабость визант. гуманизма коренилась в ограниченности раннекапиталистич. развития в Византии.

Техника. В с.-х. технике сохранялись бесколесный плуг, молотьба с помощью запряженных в деревянные сани быков и ослов. Земледелие было двухпольным, важную роль играло виноградарство, садоводство и разведение оливы. Применялось искусств. орошение. Ручная или приводимая в движение скотом мельница с 11 в. вытесняется водяной; позднее появляется ветряная мельница. В 10 в. в монастырском х-ве делались попытки применить приводимую в движение быками "машину" для замешивания теста. Подъем ремесла заметен с сер. 9 в. в столице, с 10 в. - в провинции. С 9 в. широко распространяется поливная керамика, стеклоделие на антич. рецептах и др. Автоматич. механизмы, как и в древности, изготовлялись лишь для увеселений. В ювелирном и шелкоткацком произ-ве Византия до кон. 12 в. занимала первое место в Европе; в кораблестроении - первоначально обгоняла Зап. Европу (с 9 в. применялся косой парус).

Образование. В 4-7 вв. поддерживались традиции антич. образованности, сохранялись старые науч. центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа), возник новый - Константинополь. С кон. 7 в. высшее образование практически исчезло; возродилось лишь с 9 в. (Магнаврская школа в Константинополе). В 1045 был осн. Константинопольский ун-т с 2 ф-тами: юридическим и философским. При церкви св. Апостолов была создана высшая мед. школа. В кон. 13 в. крупным центром В. к. становится Мистра. Элементарные школы (частные или церк.-монастырские) существовали преим. в городах. Антич. обществ. б-ки с победой христианства были уничтожены (Константинопольская б-ка в 120 тыс. книг погибла в кон. 5 в.). Несмотря на распространение бомбициновой бумаги (уже в 11 в.), книги (до 14 в.) переписывались преим. на пергамене и были очень дороги, б-ки монастырей и частных лиц - невелики.

Математика. В математике широкое распространение получило комментирование соч. антич. авторов, в первую очередь Эвклида и Архимеда (Феон Александрийский (4 в.) и философ-неоплатоник Прокл Диадох (ок. 412-485); последнему принадлежит комментарий к первой кн. "Начал" Эвклида с рассмотрением постулата о параллельных линиях). В 6 в. Евтокий Аскалонский комментировал Архимеда и Аполлония. Из самостоят. произв. интересны исследования сечения конуса и цилиндра Сереном Антинейским (4 в.) и трактат по арифметике Домнина (515-585). Математич. знания применялись на практике: Синесий Киренский (ок. 370 - ок. 413) усовершенствовал астролябию, что способствовало развитию навигац. дела. Анфимий Тралльский оставил соч. "Об удивит. механизмах", где дал объяснение оптич. свойств зажигательных зеркал. В 1-й пол. 7 в. Стефан Александрийский написал трактат об устройстве астролябии. Хотя в дальнейшем математика в основном свелась к комментированию антич. образцов (прежде всего Герона), однако кое-какие новые моменты были внесены: в 9-11 вв. начинается применение индийских цифр в араб. написании, не получившее, однако, широкого распространения; в 9 в. Лев Математик использовал букв. обозначения в качестве символов, заложив основы алгебры. С кон. 13 в. интерес к математике усилился: математич. проблемы рассматриваются в спец. трудах Иоанна Педиасима, Максима Плануда, Мануила Мосхопула, Исаака Аргира. Несмотря на компилятивный в целом характер этих работ, наличие интереса к точным наукам показательно для последнего ("гуманистич.") периода В. к.

География. В сер. 4 в. Касторий составил карту дорог Рим. империи (от Британских островов до Цейлона), свидетельствующую о сравнительно высоком уровне географич. знаний. Анонимным автором, сирийцем по происхождению, было составлено "Полное описание мира и народов", где давалась обстоят. характеристика экономики и культуры стран Востока, обычаев и нравов вост. народов, а также описание торг. путей и важнейших экономич. центров Рим. империи. В 6 в. Гиерокл в "Синекдеме" дал перечисление провинций и городов Визант. империи, послужившее образцом для ряда поздних гос. и церк. справочников. Вся последующая географич. лит-ра вплоть до 13 в. сводится к небольшому количеству описаний путешествий, гл. обр. паломников.

Космография. Астрономия. В сер. 6 в. Косма Индикоплов написал "Христианскую топографию". Ставя своей задачей опровергнуть систему Птолемея, как противоречащую Библии, Косма утверждал, что земля имеет форму плоского четырехугольника, наподобие ковчега, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Это соч. означало шаг назад в представлениях о строении Вселенной. Однако в нем содержались ценные сведения о природе и животном мире, о быте и нравах населения Аравии и Вост. Африки, к-рые Косма посетил сам, и Индии, о крой он писал со слов очевидцев. В Византии антич. космогонич. представления сохранялись, и в 9 в. Фотий полемизировал против наивной космогонии Космы. Астрономич. наблюдения были подчинены интересам астрологии, к-рая часто становилась оружием в политич. борьбе. В 12 в. развернулась дискуссия об астрологии, достоинства к-рой защищал Мануил Комнин. В 14 в. появились соч. по астрономии, учитывавшие достижения араб. ученых ("Осн. начала астрономия, науки" Феодора Метохита).

Химия и ее спутница алхимия были неразрывно связаны с потребностями ремесл. произ-ва. Значит. уровня достигло в 4-7 вв. изготовление красок и стекла. Химия обслуживала художеств. ремесла - изготовление керамич. изделий, мозаичной смальты, эмалей. Большую роль она играла в медицине. Известны рецепты нек-рых красителей и лекарств, а также спец. руководства по их изготовлению. Стефан Александрийский создал трактат по алхимии, где ставил вопрос о производстве золота. Ученые-химики в ранней Византии, по-видимому, уже применяли спец. обозначения химия, веществ, являющиеся предшественниками обозначения элементов. Огромное практич. значение имело изобретение в Византии в 7 в. греч. огня. В 678 сирийский архитектор Калинник впервые предложил применить в морском бою против араб. кораблей зажигат. смесь, дающую не гасимое водой пламя и даже воспламеняющуюся при соприкосновении с водой. Состав греч. огня долгое время хранился в глубокой тайне; позднее было установлено, что он состоял из нефти, смешанной с асфальтом, смолами, негашеной известью и др. горючими веществами. Изобретение греч. огня на долгое время обеспечило Византии перевес в морских сражениях.

Медицина. В медицине наряду с изучением соч. Галена и Гиппократа создавались самостоят. труды, обобщающие врачебный опыт. Крупным мед. центром была Александрия, где изучалась анатомия. Врач Орибасий из Пергама (326-403) составил мед. энциклопедию в 76 кн. (сб. извлечений из произв. древних медиков и обобщение личного опыта автора). Ко 2-й пол. 4 в. относится деятельность врача Филагрия (диагностика и терапия болезней печени и селезенки) и Посидония (попытка локализовать психич. способности в различ. участках мозга). В 6 в. врач Аэций из Амиды составил руководство по медицине в 16 кн., Александр Тралльский - труд по патологии и терапии внутр. болезней, переведенный впоследствии на лат., сирийский, араб. и евр. яз. Павел Эгинский (7 в.) был автором руководства по хирургии и акушерству, получившего затем известность у арабов. В последующий период византийцы использовали не только антич. наследие, но и произведения араб. медиков: уже в 10 в. было переведено соч. Абу Джафар Ахмеда; позднее Симеон Сиф в кн."О воздействии пищи" использовал не только Галена, но и совр. араб. рецепты. Араб. традиции были использованы и поздними визант. анатомами и фармакологами, в т. я. Николаем Миренсом (кон. 13 в.), соч. к-рого по фармакопее пользовалось авторитетом на З. вплоть до 17 в. Мед. обслуживание стояло на сравнительно высоком уровне: так, в Константинополе в 12 в. была создана больница из 5 отделений со спец. штатом врачей.

Естествознание. Ранневизант. период не богат серьезными науч. трудами; зоология и ботаника носили чисто прикладной, описат. характер. В 5-6 вв. Тимофеем из Газы был написан трактат о животных Индии (извлечение из произведений древних авторов). Своеобразными христ. энциклопедиями естествознания стали т. н. "Шестодневы", основанные на библ. сказании о "сотворении мира" в 6 дней. Наибольшей известностью пользовались "Шестодневы" Василия Кесарийского и Григория Нисского, в к-рых делалась попытка переосмыслить антич. представления о мире с т. зр. христ. богословия. Наряду с этим в них содержались сведения о животном и растит, мире, основанные на наблюдениях живой природы. Широко были распространены созданные еще в первых веках н. э. сборники естественноисторич. сведений о животных, т. н. "Физиологи", приобретшие теперь церк. окраску и богословско-аллегорич. истолкование. Потребности с. х-ва настоятельно требовали расширения и систематизации агротехнич. знаний. В 4 в. Анатолий из Бейрута и Дидимий из Александрии создали трактаты по агрономии, обобщающие накопленный агротехнич. опыт. В 10 в. их трактаты были положены в основу компилятивного сб. "Геопоники".

Философия и богословие. Философия в Византии была подчинена богословию. Материалистич. элементы в философии преследовались. Однако в 12 в. они вновь усилились: напр., в речи Михаила Анхиала, философа при дворе Мануила Комнина, содержится полемика против тех, кто утверждал, что мир не сотворен и не имеет начала. Возникали также споры богословов с последователями Эпикура, утверждавшими, что не бог, а судьба управляет жизнью людей. Большим влиянием пользовалось идеалистич. филос. направление. В 4-7 вв. неоплатонизм, с одной стороны, был использован для выработки христ. вероучения (Псевдо-Дионисий Ареопагит), а с другой - послужил идейным источником арианства и нек-рых др. еретич. учений. Позднее, в 11 в., платоновский идеализм был использован Михаилом Пселлом и особенно Иоанном Италом для отстаивания права на критич. отношение к богослов. авторитетам; у философов 14-15 вв., особенно у Георгия Гемиста Плифона, учение Платона выступает как идейное обоснование гуманистич. тенденций. Важнейшим для визант. социологов был вопрос о природе императорской власти; если Валсамон отстаивал принципы автократии, то у ряда авторов мы находим осуждение императорского произвола и прославление абстрактной гуманности (Михаил Пселл, Никита Хониат, Никифор Влеммид). С завершением христологич. споров в 7 в. (монофелиты) наступил период систематизации визант. богословия, что было выполнено Иоанном Дамаскином, опиравшимся, помимо "отцов церкви", на систему Аристотеля, отвергнув ее диалектич. элементы; систематизация богословия протекала в борьбе с иконоборчеством. В дальнейшем господств. направление в визант. богословии сосредоточивает свои усилия на полемике с еретиками: павликианами и богомилами, и с латинянами (см. "Разделение церквей"). С 11 в. в Византии распространяется мистика (Симеон Новый Богослов), пытавшаяся увести возрождавшуюся пытливость человеч. ума в дебри сверхъестественного. В борьбе с элементами визант. гуманизма и рационализма (Варлаам) распространяются особенно в 14-15 вв. мистич. учения (Григорий Палама и др.).

Лит.ратура. В 4-6 вв. господствуют унаследов. от античности лит. формы: речи, письма, эпиграммы, эротич. повесть; под сильным влиянием антич. риторики находятся и церк. писатели (Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Зарождаются и новые лит. формы - церк. поэзия (Роман Сладкопевец), агиография, частично использующие нар. язык и нар. сказания. Эти лит. формы становятся ведущими в 7-1-й пол. 9 вв.; во 2-й пол. 9-10 вв. происходит активное собирание и переработка антич. памятников (Фотий, Арефа Кесарийский, Лев Хиросфакт, Константин VII Багрянородный), в лит-ру широко проникают светские темы, особенно популярным становится образ воина ("Дигенис Акрит"). С 11 в. осн. жанрами становятся речь и письмо, представляющие гораздо большие возможности для обсуждения обществ. проблем (Михаил Пселл, Иоанн Мавропод, Феофилакт Болгарский, Евстафий Солунский, Михаил Хониат и др.). С развитием критич. отношения к господств. идеологии особое внимание привлекает такой атеистич. писатель, как Лукиан, к-рому много подражают (напр., "Тимарион"). В поэзии 11-12 вв. можно встретить не только многословные панегирики и псевдоученые комментарии (Иоанн Цеца), но и полные юмора зарисовки живых сцен (Христофор Митиленский, Феодор Продром). В отличие от свойственного антич. лит-ре героизированного образа, визант. лит-ра стремится создать сложный образ противоречивого человека, греховного, но стремящегося к добру. С 12 в. живой яз. пробивает себе путь в поэзию. По-видимому, с укреплением феод. порядков связано распространение "куртуазного" романа. В лит-ре 14-15 вв. обществ. проблемы ставятся очень остро (Алексей Макремволит, Георгий Гемист Плифон, стихотворные басни), однако свойственные гуманистической литературе жанры развиты еще слабо (автобиографич. повесть Мануила Фила), антич. формы (письмо и речь) по-прежнему привлекают крупнейших прозаиков (Никифор Григора, Димитрий Кидонис). К чисто ср.-век. жанрам восходят как сатирич. повести, где героями выступают птицы, рыбы или плоды, так и "плачи".

Историч. наука. Соч. историков - один из интереснейших жанров визант. лит-ры. В 4-7 вв. были еще живы традиции антич. историч. науки. Наиболее крупный историк - идеолог аристократии Прокопий Кесарийский, критически оценивающий политику Юстиниана. Церк. историография (Евсевий Кесарийский, Сократ, Созомен) откровенно апологетична и лишена критич. отношения к источникам. В 8-9 вв. осн. вид историч. соч. - всемирные хроники, где большое внимание уделяется церк. событиям (Феофан Исповедник, Георгий Амартол). С 10 в. появляются произведения, авторы к-рых самостоятельно оценивают события и ставят своей задачей выяснение причины (Феофана Продолжатели). Расцвет историч. науки - 11-12 вв. (Михаил Пселл, Михаил Атталиат, Анна Комнина, Иоанн Киннам, Никита Хониат): образы действующих лиц становятся полнокровными, оценки событий - индивидуальными, сообщается много подробностей, внимание сосредоточивается на событиях, современниками к-рых были авторы. В историч. науке 13 в. наблюдается нек-рый спад (крупнейший историк - Георгий Акрополит). В 14 в. наряду с историч. соч., где богослов. проблемы занимают главенствующее место (Никифор Григора), зарождается характерный для гуманистич. лит-ры жанр субъективных история, мемуаров (Иоанн Кантакузин). Обширная историография 15 в. (Лаоник Халкокондил, Георгий Сфрандзи, Дука, Критовул), стремясь сохранить культурное наследие перед натиском турок, поднимает вопрос о величии визант. цивилизации.

Юриспруденция. Крупнейшее ее достижение - составление "Свода законов" (Corpus iuris) Юстиниана, где использованы рим. законы и соч. юристов, исходивших из норм рабовладельч. права. Компилятивный по существу сборник отличается образцовой структурой и сохраняет четкость формулировок рим. права. Юстиниан запретил дальнейшее самостоят. творчество юристов, ограничив его лишь переводами и комментариями "Свода". Предпринятые в 8 в. попытки использовать нормы действующего права (Земледельческий закон, отчасти Эклога законов) были затем оставлены, и визант. правовые соч. с 9 в. (Василики) и до 14 в. (Арменопул) - компиляции ранневизант. переводов рим. права. Однако в практич. судопроизводстве постоянно разбирались казусы и вырабатывались нормы, отличавшиеся от норм рим. права; изучать их можно по Пире (11 в.) и деловым актам.

Изобразит. искусство. В ранний период искусство сохраняло антич. традиции и мотивы, вытеснявшиеся ср.-век. системой художеств. творчества. Последняя окончательно сложилась к 9-10 вв., отчасти в результате победы учения иконопочитателей (полагавших, что священное изображение должно являться отражением отвлечен, божественного "архетипа") над иконоборцами (отрицавшими священные изображения). Ведущую роль в изобразит. иск-ве Византии играла живопись, достигавшая острой эмоциональной выразительности гл. обр. путем сочетаний плоских цветовых силуэтов, ритмики линий. В Византии развилось иск-во настенной росписи (мозаика, использующая смальту, в т. ч. золотую, и фреска, к-рую обычно заканчивали темперой), в к-рой в 6 в. четко определилось отвлеченное духовное начало (мозаики церкви св. Виталия в Равенне), а к 10 в. сложилась строгая система расположения сюжетов на стенах и сводах храма, связанная с композицией крестово-купольной церкви. Выдающиеся мозаики сохранились в соборе св. Софии в Константинополе (9-12 вв.), церкви монастыря в Дафни около Афин (11 в.), церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (14 в.). Гл. видом станковой живописи стала иконопись, обычно выполнявшаяся на досках темперой, а в ранний период восковыми красками (наиболее ранние памятники - ок. 6 в.). Книжная миниатюра представлена церковными и светскими произведениями: сначала на свитках ("Свиток Иисуса Навина", копия 7 или 10 вв. с более раннего оригинала), затем в кодексах ("Венская книга бытия", 6 в., "Хлудовская псалтырь", 9 в., "Парижская псалтырь", 10 в.). В скульптуре со времени иконоборчества исчезает круглая статуя; продолжает развиваться иск-во рельефа и мелкая пластика. Большую роль играло декоративно-прикладное искусство (эмаль, ювелирное дело, резьба по слоновой кости, ткани, стекло), долго хранившее традиции антич. художеств. ремесла.

Архитектура. От поздней античности Византия восприняла традиции градостроительства; сохранялась рим. планировка с прямоугольной сеткой улиц. Однако уже в 5 в. в Константинополе определяется средневековая по типу планировка с центр. площадью и собором, куда сходятся гл. улицы. Для позднего периода характерна живописная планировка города, подчиненная рельефу местности (Мистра, 13-15 вв.). Города и монастыри были укрепленными. Архитектура жилища изучена слабо; известно, что дома в Константинополе достигали неск. этажей и имели в нижнем этаже аркады; домам в Мистре свойствен крепостной облик. Размерами и великолепием выделялись дворцовые постройки Константинополя (части Большого дворца императоров, 5 в.; т. н. Текфур-Серай, 14 в.). Сел. поселения известны, за исключением сирийских, плохо; в архитектуре поместий, вероятно, долго держались антич. традиции. Единый тип и стилевые особенности архитектуры Византии сложились в результате сочетания традиций, бытовавших в разных областях империи. Однако отличия местных школ сохранились, выражаясь, в частности, в использовании разных материалов: для зодчества столицы был характерен кирпич, для греч. школы - кирпич в сочетании с камнем, для вост. обл. Византии - камень. Ведущим в Византии было культовое зодчество, уже в ранних памятниках которого (базилики и центрич. купольные здания 4-5 вв.) внимание уделялось гл. обр. интерьеру, создававшему особый эмоциональный мир, резко отличный от окружающей среды. В течение 4-6 вв. пропорции церк. здания теряют свойственную античной архитектуре соразмерность с человеком; унаследованная от античности ордерная система начинает играть второстепенную, декоративную роль, а в развитой ср.-век. архитектуре исчезает вовсе. Крупнейший памятник раннего визант. зодчества собор св. Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий из Тралл, Исидор из Милета) - трехнефная базилика, покрытая грандиозным куполом, укрепленным на парусах. С 6 в., наряду с купольной базиликой, разрабатывается тип крестовокупольного здания, сложившийся в 9-10 вв. и ставший характерным для ср.-век. зодчества Византии; его особенности: купол в центре здания (близкого в плане к квадрату), укрепленный на четырех опорах с помощью парусов; расходящиеся крестом от купола сводчатые проходы; купола по углам, между рукавами креста. Этот тип обеспечивал более надежную конструкцию здания, чем купольная базилика: распор гл. купола равномерно передается во все четыре стороны, а угловые купола создают противодействующее, погашающее давление на его четыре опоры (церкви Феодора, 11 в., Пантократора, 12 в., в Константинополе). Для Греции более характерен вариант, отличающийся тем, что купол крепится на торцах стен с помощью тромпов (церковь монастыря в Дафни, 11 в., и др.). Крестовокупольная конструкция получает выражение во внешнем облике храма, к-рому в отличие от ранних зданий придается большее значение (членение арками и колонками стен и барабанов куполов, узорная кладка и т. п.). Крестовокупольный тип храма, оказавший огромное влияние на зодчество соседних с Византией стран, просуществовал до гибели Византии, претерпевая лишь отдельные изменения (напр., двухъярусные храмы, базиликальные в первом и крестовокупольные во втором ярусе, в Мистре).

Музыка. В светской музыке, возвеличивавшей "дворцовый деспотизм", были распространены хоровые возгласы - славословия (эвфемии) и застольные величальные песни, часто в сопровождении органа и труб; в культовой музыке - молитвенное чтение нараспев (речитирование), псалмодия, позднее - тропари. Широкое распространение получила гимнография, виднейшими представителями к-рой были Роман Сладкопевец (6 в.), Андрей Критский (7-8 вв.), Иоанн Дамаскин (8 в.), Косма Иерусалимский (8 в.). Крупным центром гимнографии был Студийский монастырь (Феодор Студит, 8-9 вв). Музыка Византии, игравшая до 9 в. видную роль в Европе, позднее пришла в упадок.

Значение византийской культуры. В. к., являвшаяся частью ср.-век. культуры, сохранила многие антич. традиции. Вместе с тем в ряде обл. науки и техники были сделаны известные шаги вперед. Гуманитарные науки, дифференциация к-рых была крайне нечеткой, несмотря на сковывавшее влияние богословия и господство традиций, поднимали актуальные вопросы, хотя и в завуалированной форме. Лит-ра способствовала выработке нового эстетич. идеала: в противовес античному идеалу героизированного, гармонически развитого человека выдвигался образ человека маленького, слабого, греховного, но страстно жаждущего спасения. В визант. изобразит. иск-ве особенно четко были сформулированы принципы ср.-век. художеств. творчества. Будучи, по крайней мере до 12 в., наиболее культурным гос-вом Европы, Византия влияла на соседние страны (особенно на южнослав. гос-ва, Русь, Кавказ, а также на Италию и страны Центр. Европы). Через Византию дошли до нас памятники античной цивилизации: переписанные ср.-век. писцами рукописи греч. поэтов и сборники рим. права; визант. писатели (Фотий, Иоанн Зонара и др.) сохранили множество фрагментов из утерянных ныне сочинений. Визант. ремесл. техника, архитектура, живопись, гражд. и канонич. право, естествознание и лит-ра содействовали оформлению ср.-век. культуры соседних народов, многому научившихся у Византии. Особую роль сыграла В. к. в подготовке гуманистич. движения 14-15 вв.: переселившиеся из Греции в Италию и на Русь люди приносили с собой "греч. мудрость", греч. ученые (Георгий Гемист Плифон) и художники (Феофан Грек, Эль Греко) нашли свое место в культуре Возрождения. Вместе с тем присущее В. к. преклонение перед традицией нередко сковывало в находившихся под визант. влиянием странах свободное развитие науки, иск-ва и лит-ры.

Источн.: Byzantinische Geisteswelt. Von Konstantin dem Grossen bis zum Fall Konstantinopols, hrsg. v. H. Hunger, Baden-Baden, Halle, 1958.

Лит.: Успенский Ф. И.. Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Соколов И., О народных школах в Византии с половины IX до половины XV в., "Церковные ведомости", 1897, No 7, 8; Рудаков А. П., Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Каждан А. П., Литаврин Г. Г., Очерки истории Византии и южных славян, М., 1958, с. 125-141; Банк А. В. Иск-во Византии в собрании Гос. Эрмитажа, Л.,1960; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - пер. половина IX в., М.-Л., 1961; Шангин М. A., О роли греч. астрологич. рукописей в истории знаний, "ИАН СССР", Отд. гуманитарных наук, 1930, No 5; Лазарев В. Н., История визант. живописи, т. 1-2, М., 1947-48; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 2, М.-Л., 1935; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., M?nch., 1897; Fuchs F., Die h?heren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz. - В., 1926; Hussey J. M., Church and learning in the Byzantine Empire, L., 1937; Vogel K., Buchstabenrechnung und indische Ziffern in Byzanz (Akten des XI Internationalen Byzantinisten-Kongresses, M?nchen, 1958), M?nch., 1960; Haussig H. W., Kulturgeschichte von Byzanz, Stuttg., 1959; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959; Seidler G. L., Soziale Ideen in Byzanz, В., i960; Tatakis B., La philosophie byzantine, P., 1949 (Histoire de la philosophie, (ed.) par E. Br?hier, Suppl. fasc. 2); Schreiber G., Bysantinisches und abendl?ndisches Hospital, BZ, 1943-49, No 42; Grabar A., La peinture byzantine, Gen?ve, 1953.

А. П. Каждан, З. В. Удальцова,

В. М. Полевой. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976