Византийская литература
Византийская литература
греч. литра визант. эпохи (4 в. — 1453, до завоевания Константинополя турками). В В. л. можно различить, исходя из авторов сочинений, стилистич. особенностей языка и читательского круга, главным образом два осн. раздела: ученую литературу, авторы которой сознательно придерживались в отношении лит. жанра, формы и языка классич. греч. литературы, хотя эти традиции из века в век становились все более чужеродными даже для самых просвещ. слоев общества; и народную по своему языку и стилю литературу, носителями и «потребителями» которой являлись широкие народные массы. В прозе к ученой литературе относились филологич. произведения; ей мы обязаны сохранением и комментарием классич. литературы (например, в 9 в. Фотий, в 12 в. Евстафий), а также историографич. сочинения, которые наряду со своей документальной ценностью (их авторы, как правило, высшие должностные лица) обладали высокими лит. качествами (например, в 6 в. Прокопий, в 12 в. Анна Комнина, в 14 в. Никифор Грегорас). Помимо этой литературы, подражавшей ранним образцам историографии и критически перерабатывавшей как можно более достоверные историч. источники, существовали народные хроники, составл. монахами для себя или народных слоев и представлявшие собой написанные простым лит. яз. истории разнообразнейшего содержания, имевшие в своей основе не историчность, а скорее сенсационность событий. Иногда эти сочинения заменяют нам утрач. источники. Отличающая их тенденция к популярной литературе ставит их в один ряд с агиографич. литературой. Монашеская проза оказала большое влияние на славянскую церковную литературу. Поэтич. традиции античности нашли свое продолжение в визант. эпиграмматич. творчестве (Паллад, Агафий); в визант. эпоху были составлены также сборники эпиграмм. Независимо от античных традиций в В. л. получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком; в основу ее стихосложения положена не долгота слогов, как в античной метрике, а акцентный стих. Одним из виднейших ее представителей являлся Роман Сладкопевец (ок. 490 — 560). Наряду с визант. ученой литературой и доступной для народа монашеской прозой и церковной поэзией в последние столетия визант. истории получила развитие народная литература — преим. сатирич., хронологически привязанные анималистич. героич. эпосы, восходящие к народным былинам, а также появившиеся вследствие влияния зап.-европ. литературы рыцарские романы. Эта подлинно народная литература явилась непосредств. предшественницей нов. греч. литературы.
Источник: Словарь античности. 1989