ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Византийское искусство
Официальным В. и. является церковное и государств, искусство, выражающее единство христианского вероучения и императорской власти. Роскоши и ставшей нарицательной консервативной застылости форм церковных и придворных церемониалов соответствовала «торжеств, абстракция» изобразительного искусства. Акцентирование декоративных элементов, превалирование цвета и линии способствовали проникновению в В. и. ориентальных форм. Структура всецело определявшегося плоскостными формами В. и. сохранилась на протяжении его существования в относительно целостном и неизм. виде, что объяснялось преобладающим влиянием на него позднеантичного (а также рим. императорского) искусства. Этот феномен привел к возникновению понятия «византийская форма». Несмотря на это, в В. и. можно различить неск. периодов, которые являлись следствием тех или иных изменений в экономич. и государств, структуре Византийской империи. С периодом правления Юстиниана I соотносится начало ранневизант. искусства, длившегося до 9 в. включительно. В центре Юстиниановой архитектуры стояла проблема соединения базиликальной формы с центральным строением, которая после неск. стадий своего первоначального решения, выразившихся, например, в строительстве собора св. Эйрены, нашла свое классич. разрешение в купольной базилике. Выдающимся достижением визант. мастеров явилось строительство в 532 — 537 собора св. Софии, гл. церковного здания империи и центра государств, жизни. Праздничное убранство церковных стен создавали мозаики с их строгим, торжеств, фронтальным расположением, блеском золотого фона и великолепием красок, среди которых в первую очередь заслуживают упоминания мозаики (например, с изображением императора в церкви Сан Витале) на стенах церквей в Равенне, принадлежавшей Византии с 540 по 751. О высоком уровне развития книжной живописи в 6 в. свидетельствуют пурпурные кодексы — роскошные рукописные издания, изготовл. для императорского двора (например, Wiener Genesis и Wiener Dioskurides). Нов. расцвет античных тенденций в В. и. связан с «периодом македонского Ренессанса», названным по имени династии визант. императоров, основанной Василием I (867 — 886). К прекраснейшим образцам искусства этого времени принадлежат фрески паризийца Псалтера (10 в.) и драгоц. резные изделия из слоновой кости. В архитектуре нашла распространение крестообразная купольная базилика — центральное строение с гл. куполом и неск. меньшими по размеру куполами в примыкающих к нему боковых помещениях. На куполах часто изображался Христос Пантократор; иконы, объедин. в иконостас, изображали лики святых. К выдающимся образцам ср.-визант. искусства принадлежат церкви монастырей на горе Афон. Помимо культовых сооружений, строились дворцы, крепости и жилые дома. В народном ремесл. искусстве, например в резьбе по кости, встречались реалистич. черты. В период крестовых походов и сопутствовавших им разграблений визант. городов произведения В. и. попали в Европу, где часть из них до сих пор украшает музеи и принадлежит к церковной утвари (серебряный кубок в соборе г. Хальберштадта). В. и. оказало огромное влияние на юж.-слав, и рус. искусство, а также сыграло заметную роль в развитии зап.-европ. Ср.-век. искусства, особенно итал. живописи (таniera greca или bizantina).

Источник: Словарь античности. 1989

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
искусство государства 4–15 вв., возникшего в результате распада Римской империи (395) в ее восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Средиземноморье). Название происходит от города Византий, на месте которого римский император Константин I Великий в 330 г. основал столицу империи Константинополь. Византии, в отличие от западной части Римской империи, удалось избежать опустошительных набегов варваров; она осталась главной хранительницей античного наследия, центром науки и культуры. Наряду с греческими и римскими, в Византии творчески перерабатывались элементы художественной культуры Ирана, Сирии, Древнего Египта и др. стран; этот сложный сплав преобразовался в самобытный художественный стиль византийского искусства, тесно связанный с христианским вероучением (в 325 г. христианство стало государственной религией Римской империи). В византийском искусстве тесно переплелись утонченная декоративность и пышная зрелищность, условность художественного языка и глубокая религиозность, эмоциональность и догматизм, экспрессия и философская глубина, служение Высшему началу и восхищение красотой мира.
Византийское искусство подразделяется на следующие периоды: ранневизантийское искусство (4–7 вв.); период иконоборчества (8 в.); эпоха расцвета византийской культуры (9–12 вв., до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г.); поздневизантийское искусство (13–15 вв., до завоевания Константинополя турками в 1453 г.). Внутри каждой эпохи выделяют периоды правления императорских династий (комниновский, палеологовский и др.).
Творческое переосмысление наследия античности проявилось в ранневизантийский период как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре. Базилики и мавзолеи стали прообразами двух главных типов христианских храмов – базиликального и центрического. Храмы мыслились теперь не как место пребывания статуи божества, а как огромные дома для совместной молитвы. Базилики представляли собой вытянутые прямоугольные здания с алтарем в восточной части; позднее распространились крестово-купольные храмы – квадратные в плане, с четырьмя столбами в центре, поддерживающими купол. Внешние стены храмов утратили украшения и колонное убранство: архитектурные формы воплощали идею отъединения, защиты от внешнего мира. Суровые, гладкие, монолитные стены выполняли роль священной ограды, укрывающей верующих от греховного бытия. Скупость и простота наружного облика храмов контрастировала с великолепием интерьеров. Мозаические композиции создавали на стенах церквей образ райского сада и сияющего Царствия Небесного (мозаики в Равенне, Италия, 5–7 вв.). Даже образы земных правителей – императора Юстиниана, его супруги Феодоры и придворныхна стенах базилики Сан-Витале в Равенне (ок. 547) обрели неземное величие.
Центром культурной жизни этого и последующих периодов был Константинополь. В 4–5 вв. в столице шло грандиозное церковное и светское строительство, в котором соединились римский размах и конструктивный рационализм с восточной роскошью. Вокруг города поднялись тройные крепостные стены с башнями, был выделен центр города (форум с колонной Константина и ипподром), возводились пышные дворцы с мозаичными полами, термы, библиотеки. Главным храмом Византийской империи стала София Константинопольская (532–37; архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета). Воплощением нового вероучения в изобразительном искусстве стали иконы – образы Христа, Богоматери, святых. Самые ранние из сохранившихся икон относятся к 6 в. («Сергий и Вакх»). Большинство их хранится в монастыре Св. Екатерины на горе Синай. Характерные для античности живые взгляды и естественные позы соединены в них с неведомой ранее пронзительной одухотворенностью. Наряду с иконописью, переживает расцвет искусство фрески и мозаики (монументальные композиции на стенах храмов Хосиос Давид в Салониках, 5 в.; Успения в Никее и Св. Димитрия в Салониках; обе – 7 в.) и книжная миниатюра (в основном украшение богослужебных книг).
В 8 в. византийское искусство переживало глубокий кризис, вызванный активизацией иконоборческих идей. Противники икон видели в священных изображениях пережитки языческого идолопоклонства, утверждая, что Бога нельзя представить в человеческом образе. Тем самым они отрицали основу христианского вероучения – Богочеловеческую природу Христа. Во времена иконоборчества безжалостно уничтожались ранневизантийские художественные произведения.
После окончательного осуждения иконоборчества на церковном соборе 843 г. вновь наступила эпоха расцвета византийской культуры; ее подразделяют на периоды македонского ренессанса (9 – первая пол. 11 в.) и комниновский (вторая пол. 11–12 в.) по именам правивших тогда династий. Были выработаны основные принципы и художественные каноны (правила), по которым должны были создаваться произведения разных видов религиозного искусства. Сложилась строгая система расположения сюжетных композиций на стенах храмов. Македонский ренессанс – время возрождения и расцвета иконописи и античных традиций (мозаики монастыря в Дафни близ Афин, 11 в.; архитектурные сооружения и мозаики монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Греция, нач. 11 в.). Комниновский период – время расцвета религиозной мысли; самые сложные богословские идеи и образы находят в искусстве полноценные формы выражения. Вместе с тем широко распространяются светские жанры, в религиозном чувстве становятся важными личные переживания, произведения искусства отличает теплота и человечность (мозаики базилики в Чефалу, Сицилия, 1148; фрески церкви Св. Пантелеймона в Нерези, Македония, 1164). Выдающийся памятник комниновской эпохи – икона «Богоматерь Владимирская» (ок. 1132 г.), привезенная из Константинополя на Русь. Она представляет собой новый тип двусторонней переносной иконы; на ее обратной стороне – престол с символами Страстей Христовых. Нежное объятие Матери и Сына заключает в себе предчувствие страданий Спасителя, в ласке Богородицы провидится будущее оплакивание. В 11 в. переживает расцвет книжная миниатюра, для которой характерен утонченно-изящный рисунок и нежные краски, античное понимание красоты как прекрасной одухотворенной плоти («Хлудовская псалтирь», 9 в.; «Парижская псалтирь», 10 в.). Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство (изготовление роскошных узорных тканей, многоцветных перегородчатых эмалей, церковной утвари из слоновой кости и драгоценных металлов).
Последний яркий расцвет поздневизантийского искусства пришелся на время правления династии Палеологов (1261–1453). Наиболее значительный памятник – мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (нач. 14 в.). Священные образы исполнены величия и сосредоточенной отстраненности; библейские и евангельские сюжеты связаны непрерывным повествованием, единым движением и масштабом, отмечены стремлением к изображению пространственной среды.
В 1453 г. Константинополь был захвачен турками, превратившими христианские храмы в мечети. Однако традиции византийского искусства сохранялись в Греции, на островах Крити Кипр, в Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Эту культуру называют поствизантийской (15–17 вв.). Византия сыграла огромную роль в развитии художественной культуры Древней Руси, унаследовавшей ее традиции.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
260.98 кб

Л. С. Бычкова. Язык византийского искусства

И.Г.
Читать PDF
111.16 кб

Византийское искусство в Метрополитен-музее

Автор реферата И.Л. Галинская
Читать PDF
263.30 кб

Особенности византийской традиции храмового искусства России

Абаева Е. А.
Византийская церковь, многонациональная по своему составу, стала сокровищницей, т.е. собирательницей и хранительницей мировой культуры православия.
Читать PDF
167.61 кб

Античные и христианские мотивы в византийском ювелирном искусстве

Габриэль Галина Николаевна
Читать PDF
270.18 кб

К вопросу адаптации византийского певческого искусства в Древней Руси

Крыловская И. И.
Читать PDF
2.34 мб

О некоторых византийских элементах в средневековом искусстве Дагестана

Маммаев М.М.
В статье на основе сравнительного изучения орнамента и изобразительных сюжетов (грифонов, орлов) отдельных произведений камнерезного искусства из с.
Читать PDF
132.17 кб

Взаимодействие культур: роль античных традиций в византийском искусстве

Панина Н.Р.
Читать PDF
727.84 кб

Страстной контекст «Преображения» в византийском и древнерусском искусстве

Сарабьянов Владимир Дмитриевич
Статья посвящена широко распространенному феномену хронологической перестановки сцены «Преображение», которая часто оказывается изъятой из последовательности евангельского повествования и включена в контекст страстных событий.
Читать PDF
128.75 кб

РУССКИЙ ВИЗАНТИНИСТ ВИКТОРИЯ ПУЗАНОВА как исследователь византийского искусства в Албании

М. Вело
Читать PDF
98.76 кб

Ранний этап изучения византийского искусства: выставки в западной Европе первой трети XX в

Лисина Елена Сергеевна
В статье анализируется проблематика двух крупнейших выставок византийского искусства первой трети XX в. в Западной Европе (Гроттаферрата, 1905 г.; Париж, 1931 г.), их научные концепции, принципы отбора и состав экспонатов.
Читать PDF
575.57 кб

Икона как образ и как идея: аспекты византийского монументального искусства в их взаимодействии

Лунгина Дарья Андреевна
С развитием храмового зодчества (начиная с V в.) монументальное искусство Византии получило возможность выразить несколько заключенных в иконе аспектов: религиозный, антропологический, политический, художественный и др.
Читать PDF
726.07 кб

А. А. Зорина. Византийское наследие в искусстве средневековой Руси. Отечественная историография втор

Сыченкова Л. А.
Читать PDF
704.77 кб

На рубеже двух периодов византийского искусства после середины XI в. Евангелие-апракос cod. 163 из Н

Попова Ольга Сигизмундовна
Рукопись cod. 163 из Национальной библиотеки Греции в Афинах не сохранила сведений оместе и времени создания. Исследователи предполагали, что она могла быть создана во второйполовине XII в. на Кипре или в Иерусалиме.
Читать PDF
90.12 кб

Русская архитектуракак продолжение греко-византийской линии развития искусства в исследовании Ле Кор

Явейн Олег Игоревич
Статья посвящена анализу описаний Ш.
Читать PDF
284.32 кб

Утопический комплекс русского искусства первой половины ХХ века: от авангарда к византийской традици

Хренов Н.А.
Статья представляет собой первую часть культурфилософского исследования утопического комплекса русского искусства первой половины ХХ века. Обосновываются основания и установки футуристической и пассеистической типов утопии.