ВИЗЕ Роберто де
ВИЗЕ Роберто де
Известный композитор–гитарист и тьорбист. Процветал в 17 веке. По данным некоторых авторов, он был португальского происхождения (Листхана «На пути к музыке», стр. 87), другие считают его французом (Килесотти «Энциклопедия», стр. 683). Был учеником Франсиско Корбетты. Автор трех книг музыки для гитары, выпущенных соответственно в 1682 – 1686 – 1689 гг. Первая книга называется: «Книга для гитары /посвященная королю/ сочиненная с королевской привилегией. Печатание закончено 25 июля 1682 г. (Перевод с французского языка). Его произведения были написаны для пятиструнной гитары ля–ре–соль–ми–си; две базовые струны дублировались и были одновременно настроены в октаву. Девять произведений Р.Визе, с которыми познакомил нас Наполеон Косте и из которых шесть включены в Руководство Сора – Косте, свидетельствуют о тонкой музыкальной и гитарной культуре артиста, которым так восхищались и которому покровительствовал знаменитый министр Кольбер, секретарь короля Людовика XIV. Этому политику пришла в голову идея о том, чтобы Шарлю Перро, автору «Ослиной шкуры» и многих других сказок, так любимых детьми и взрослыми, в то время как он читал свои впечатления и рассказы – на гитаре аккомпанировал Роберто де Визе; так студия его близкого друга, великого французского скульптора Франсиско Жирардоне (родился Тройес 1628 г. – умер Париж, 1715 г.), превратилась в академию искусства для узкого круга. В этой студии у гитариста стал второй дом, где он проводил множество волшебных часов; скульптор лепил, гитарист играл на гитаре, изучал и сочинял; и на эти нежные художественные вечера без всякого предупреждения часто приезжал Людовик XIV. Король–солнце часто исчезал из своих покоев, чтобы удовлетворить свои духовные потребности в этом храме искусства, где импровизированные заседания меняли характер в зависимости от настроения монарха. Здесь он внимательно слушал уроки де Визе. Напомним, что Жирардон был фаворитом Людовика, и многими милостями короля пользовался также королевский гитарист, который давал уроки также высокопоставленной даме Франциске Луизе де Ла Боме Леблан (1644 – 1710 гг.), более известной как графиня де Лавальер. Произведения Роберто де Визе отличаются правильной и тонкой композицией, насыщенной эмоциями, поэтому они дошли до настоящего времени. Концертные исполнители–гитаристы должны включать в свой репертуар сочинения такого класса, но не злоупотреблять ими.
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998