ВЯЗЕМСКАЯ ВОЗДУШНО‑ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ 1942

Найдено 1 определение
ВЯЗЕМСКАЯ ВОЗДУШНО‑ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ 1942
Операция Красной Армии по высадке десанта в тыл немецких войск в ходе Ржевско‑Вяземской наступательной операции. Проводилась с 18 января по 28 февраля 1942.
Ржевско‑Вяземская наступательная операция началась 8 января 1942 с целью окружения и разгрома части сил немецкой группы армий «Центр». На первом этапе операции Красная Армия добилась определенных успехов. В результате наступления войск Калининского и Западного фронтов немецкая оборона была прорвана на нескольких участках. Чтобы содействовать наступающим войскам советское командование решило выбросить десант южнее Вязьмы с задачей перерезать автодорогу Вязьма – Юхнов и железную дорогу Вязьма – Брянск. Первая группа десантников в составе 201‑й воздушно‑десантной бригады и 250‑го стрелкового полка была высажена в тыл немецких войск южнее Вязьмы в период с 18 по 22 января. Высадка производилась в ночное время, причем 250‑й стрелковый полк был высажен посадочным способом. Перехватив коммуникации противника, десантники способствовали наступлению 33‑й армии и 1‑го гвардейского кавалерийского корпуса.
В конце января в тыл немецких войск прорвался 1‑й гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала П.А. Белова. Обозначилась возможность окружения немецкой группировки. Чтобы не допустить отхода противника из намечавшегося окружения советское командование решает выбросить десант в районе Вязьмы с задачей перерезать железную и шоссейную дороги Вязьма – Смоленск. 27 января началась выброска 4‑го воздушно‑десантного корпуса в район деревни Озеречня. Из‑за недостаточного количества транспортных самолетов высадка частей корпуса производилась поочередно, начиная с 8‑й воздушно‑десантной бригады. Немецкая авиация активно противодействовало советским войскам. В результате ее налетов на аэродромах была уничтожена часть самолетов, предназначенная для транспортировки десанта. В сложившейся обстановке советское командование вынуждено было приостановить операцию. Тем не менее к 1 февраля в указанный район было десантировано три батальона 8‑й воздушно‑десантной бригады общей численностью 2497 человек, а также 34,4 тонны грузов. Сама выброска прошла неудачно: большая часть грузов была потеряна, а люди рассеяны на большой площади. В результате после приземления в место сбора вышли только около 1300 человек. Несмотря на все трудности, десантники приступили к активным действиям в тылу врага и попытались выполнить поставленную задачу, то есть перерезать немецкие коммуникации западнее Вязьмы. За несколько дней им удалось вывести из строя отдельные участки железной и автомобильной дорог, овладеть рядом населенных пунктов и разгромить штабы нескольких немецких частей. 31 января 1942 в своем дневнике начальник Генерального штаба Сухопутных войск Германии Ф. Гальдер записал: «Противник продолжает высаживать воздушные десанты (западнее Вязьмы). Шоссе и железная дорога Смоленск – Вязьма все еще не очищены от противника. Положение войск 4‑й армии очень серьезное! Отмечаются трудности со снабжением.»
Вскоре 8‑я воздушно‑десантная бригада оказалась в окружении и на ее выручку были направлены части 1‑го гвардейского кавалерийского корпуса. После соединения с кавалеристами десантные подразделения были подчинены командиру корпуса генералу П.А. Белову.
К середине февраля в районе Вязьмы сложилась крайне тяжелая обстановка. Частям Красной Армии не удалось окружить немецкие войска и бои приняли затяжной характер. Советское командование решило высадить главные силы 4‑го воздушно‑десантного корпуса западнее Юхнова с задачей перерезать варшавское шоссе и в дальнейшем соединиться с частями 50‑й армии. Высадка 9‑й и 214‑й воздушно‑десантных бригад происходила в ночное время с 16 по 24 февраля. За этот период в районе Желанья было выброшено 7373 человека и 1525 тюков с боеприпасами, вооружением, продовольствием и другим имуществом. Высадка проходила при активном противодействии немцев. 23 февраля самолет с командиром корпуса был обстрелян, в результате чего генерал‑майор А.Ф. Левашев погиб. В командование корпусом вступил начальник штаба полковник А.Ф. Казанкин. На земле корпус встретил сильное сопротивление немецких войск. Несмотря на это, десантники прошли в немецком тылу 20–22 км и 28 февраля вышли на рубеж, указанный для встречи с 50‑й армией. Однако войска армии не смогли прорвать немецкую оборону, и 4‑й воздушно‑десантный корпус перешел к обороне.
Оставшись в тылу противника, 4‑й воздушно‑десантный корпус во взаимодействии с 1‑м гвардейским кавалерийским корпусом и частями 33‑й армии вел активные боевые действия. В начале апреля корпус перешел в подчинение генерал‑майора П.А. Белова. Объединенная группа овладела районом южнее Вязьмы и удерживала его до конца мая, сковав несколько немецких дивизий. В ночь на 26 мая группа прорвала кольцо окружения и двинулась в направлении Кирова, действуя по немецким тылам. 17 июня Ф. Гальдер оценил действия объединенной группы П.А. Белова следующим образом: «Кавалерийский корпус генерала Белова действует теперь западнее Кирова. Как‑никак он отвлек на себя в общем 7 немецких дивизий.»
24 июня 1942 десантники и кавалеристы вышли на соединение с войсками 10‑й армии.
Лит.: Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия / Гл. ред. М.М. Козлов. М.: Сов. энциклопедия, 1985. 832 с.; История Второй мировой войны. 1939–1945. Том 4. М.: Воениздат, 1979; Белое П.А. «За нами Москва». М.: Воениздат, 1963.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.